Развитие экологической культуры личности в современном образовательном учреждении

 
 

Приходько Юлия Иогановна,

воспитатель высшей квалификационной категории
МБС(К)ОУ города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 39 III-IV вида»

 

Развитие экологической культуры личности в современном образовательном учреждении

В 5-м классе мы с детьми запланировали подготовить творческий проект экологической тематики. Почему была выбрана эта тема? Потому что все эти годы в группе велась большая работа в этом направлении. «Воспитываем экологией» – одно из направлений воспитательной работы в нашей группе.

Подготовительная работа, проделанная за предыдущие годы:

– клубные часы «Я и мир вокруг»;

– наблюдения и экологические экскурсии;

– презентации;

– познавательное чтение;

– конкурсы и викторины, КВН;

– продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;

– выпуск экологический газеты;

– инсценировки и театрализации;

– экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;

– участие в экологических акциях, субботниках, озеленении.

Этапы работы над проектом.

Актуальность проекта. В современном обществе человек способен думать только о себе, о своем благополучии и благосостоянии. А научить его думать об окружающем мире очень нелегко, особенно эта проблема актуальна для подрастающего поколения.

Только осознание себя частью макромира, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой. Охрана и защита природы позволяет детям ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное. Именно в этом возрасте знания об окружающем мире переходят в убеждение о ценности природы, школьнику прививается умение адекватно в ней взаимодействовать, что затем перерастает в экологические потребности. Обсудив эту идею, предложила определить основную мысль.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Погружение в проект.

В группе обсуждали и выбирали те варианты, которые подходят к теме. Выслушав детей, отталкиваясь от их ответов, пришли к общему решению работать над коллективным творческим (с ролевыми и игровыми элементами) проектом «Береги всё живое». Конечный продукт спектакль «Береги всё живое» с виртуальными сказочными героями.

Задачи проекта:

– формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

– развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;

– воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

Планирование.

Учащиеся разделились в группы по поиску:

– информационного материала;

– литературного материала;

– игрового материала;

– музыкального материала;

– подбор мультфильмов;

– подбор видеоиллюстраций;

– создание сценария.

Чтение сценария, обсуждение, распределение ролей:

– ведущие;

– персонажи;

– чтецы;

– создатели видеоролика.

Планирование работы:

– работа с книгами, журналами, интернетом;

– работа с видеороликом («нарезка», озвучивание мультфильма, наложение музыки).

Поиск информации. Обработка информации. Выделение главного, формулировка выводов. Консультация учащихся, контроль выполнения, рекомендации.

В процессе подготовки коллективных дел формируется содружество, творческие отношения между детьми.

Презентация.

Представили результаты своей работы (спектакль «Береги всё живое» с виртуальными сказочными героями) перед учениками младших классов. Таким представлением, т.е. общешкольной итоговой деятельностью, важно закончить проделанную работу, уже не замыкаясь в групповых занятиях, а неся другим детям её идею, агитируя включиться в её изучение. Что касается этапа проведения презентации, то здесь самое главное совместное переживание в момент театрального представления и демонстрации созданного ребятами анимационного фильма, создающее напряжение и яркий эмоциональный выплеск, а положительные эмоции усиливают мотивацию.

Рефлексия.

Одной из важных задач на этом этапе – подготовиться и подвести итоги. Задача воспитателя – способствовать тому, чтобы ребята размышляли о причинах успехов и неудач, учились видеть влияние достижений или неудач отдельных участников на результативность общего дела.

Критериями успеха работы над проектом является:

– достигнутый конечный результат;

– создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем;

– результат проекта может быть использован другими коллективами;

– получено удовлетворение от своей деятельности.

Главная задача воспитателя – создать условия для развития экологической культуры личности, чтобы каждый воспитанник успешно развивался в доступных для него видах деятельности. Чтобы все дети были активными участниками планирования своей будущей жизни в группе. Ребята ответственно относятся к подготовке тех дел, которые придуманы ими самими. Процесс планирования развивает у воспитанников умение и желание высказывать свое мнение, отстаивать его, учит детей считаться с мнением других. Приучать ребят к совместному планированию жизни в коллективе нужно начинать с первого класса, т.к. при такой организации внеклассных дел дети живут интересной и наполненной жизнью.

Приложение. Презентация «Этапы работы над коллективно-творческим проектом “Береги всё живое”»

Количество просмотров: 12987  

Добавить комментарий

1. Экологическая тропа «Зверобой» – маршрут экологического образования и воспитания
2. Развитие экологического мышления на уроках английского языка
3. От экологии природы к экологии души
4. Реализация общешкольного проекта «ПРО движение» как средство развития гибких компетенций у школьников в условиях внеурочной деятельности
5. Развитие экологической культуры личности в современном образовательном учреждении
6. Исследовательский проект в начальной школе как средство экологического воспитания младших школьников
7. Экскурсионная деятельность как средство развития коммуникативных навыков
8. Экологические акции как форма работы над развитием экологической культуры младших школьников. Из опыта работы учителей начальной школы
9. Формирование экологической культуры младших школьников
10. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы на уроках английского языка
11. Встречаем юбилей Победы
12. Элементы формирующего оценивания на уроках математики
13. Формирование экологической культуры у детей с нарушением слуха
14. Социальное партнёрство как инструмент социализации личности ребенка
15. Воспитание экологической культуры на уроках математики в коррекционной школе
16. Развитие экологической культуры обучающихся с нарушением слуха на уроках русского языка и развития речи
17. Использование игровых технологий на уроках математики в средней и старшей школе
18. Работа с текстом на уроках русского языка в малокомплектной школе
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы