«Фронтовой Новый год» – от реконструкции событий к реконструкции души

 
 

Медведева Валерия Анатольевна,

директор МБОУ СОШ № 160 г. Новосибирска

 
 
 

Пооль Елена Константиновна,

заместитель директора

МБОУ СОШ № 160 г. Новосибирска

 

«Фронтовой Новый год» – от реконструкции событий к реконструкции души

«Современные дети жестоки. Современные дети эгоистичны. Они не знают истории, не интересуются ничем, не читают, они вообще другие…» Наверное, так говорят всегда. Старшее поколение всегда считает, что в его время все было по-другому: лучше, правильнее, душевнее. Современное общество действительно изменилось, и последние нормативные документы в области воспитания явственно обозначили важнейшую проблему духовного истощения нации и определили не только спасительную национальную идею, но и стратегию дальнейшего развития образования.

В этом смысле духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание современных школьников представляет собой важный компонент социального заказа для образования, поэтому сегодня педагогический коллектив нашей школы работает над тем, чтобы ученики осознавали необходимость преемственности национальных традиций и духовных ценностей, росли людьми с четкой гражданской и нравственной позицией.

2020 год – год Памяти и Славы. Юбилей Великой Победы для всех россиян, а особенно людей старшего поколения, очень значим и ценен. Вся страна готовилась к этому событию, вот и педагоги нашей школы, в преддверии великой даты, составляли План мероприятий, посвященных году Памяти и Славы, согласовывали их с общественными организациями – партнерами, с которыми много лет плодотворно работает школа – общественными организациями «Память сердца», «Эхо» (члены этих организаций – дети войны), ТОС «Ватутинский». Ежегодно, в соответствии с Планом воспитательной работы, в школе проводятся Уроки Мужества, областной проект День белых журавлей, патриотические акции ко Дню Победы, но в преддверии юбилея хотелось, чтобы этот год стал особенным, запоминающимся, чтобы была какая-то яркая точка, которой не было еще никогда.

Идея родилась неожиданно, в канун празднования Нового 2019 года. Тогда старшеклассники и учителя школы-волонтеры проводили благотворительные новогодние утренники для малообеспеченных детей микрорайона. Атмосфера праздника, блеск и сияние новогодних огней, радость и счастье кружились в актовом зале. Многие ребятишки были из семей, где родители никогда не устраивали детям новогодний праздник, и эти дети никогда не видели новогоднюю ёлку. Эти дети пришли не в праздничных нарядах – их у них просто не было. Они пришли в теплых «рабочих» штанах, немытые и непричесанные. Надо было видеть их глаза, глаза детей, которые, возможно, впервые побывали на настоящем детском празднике. Вспомнились кадры военной кинохроники, лица малышей того, военного поколения, поколения, лишенного радости детства. Этот новогодний праздник, эти детские глаза подсказали идею проекта «Фронтовой Новый год», который стал главным школьным событием уходящего года.

Обсуждая особенности будущего проекта, мы, учителя, отметили его не надуманную, а жизненную актуальность. Мы пришли к общему мнению, полагая, что большинство современных детей растут в благоприятных условиях, совсем не представляя себе будни и праздники сверстников военного времени. Да, наши дети родились и выросли, когда война была в далеком прошлом, они не испытывали ее тягот, лишений, страха. Сегодня они мало читают книг о войне, редко смотрят фильмы и театральные постановки, которые, впрочем, практически не идут на сценах наших театров. С мелодиями военных лет современные дети встречаются в лучшем случае на уроках музыки или при подготовке внеурочных мероприятий патриотического характера. Встреч с ветеранами войны тоже становится всё меньше: редеют ветеранские ряды. Становится меньше артефактов – признаков эпохи: вещи устаревают, люди от них попросту избавляются.

Великая Отечественная война воспринимается современными детьми как отдаленное во времени событие, и они уже не так чутко воспринимают эту страницу истории Отечества, как когда-то их родители, дедушки и бабушки. В последнее десятилетие четко обозначилась проблема сохранения исторической памяти.

Но существует и ещё ряд проблем в воспитании наших детей, и одна из них – проблема отношений между поколениями, которая напрямую связана с эгоистичностью, эгоцентризмом современной молодёжи. Дети подчас не слышат и не понимают своих родителей, а бабушек и дедушек вообще считают поколением «отжившим своё», не считаются с их интересами, не пытаются понять их внутренний мир, узнать, что волнует близких людей пожилого возраста. У детей отмечается потребительское отношение к важным сторонам жизни, в том числе и к праздникам. Они привыкли воспринимать любой праздник как шоу и не понимают, что еще 75 лет назад их прадедушки и прабабушки встречали, например, Новый год, любимый праздник всех поколений, совсем по-другому: умели ценить обычное и радоваться малому. Современные дети считают, что подарки должны быть обязательно большими, вкусными, дорогими. Они просто должны быть, потому что они – атрибут праздника.

Да, время изменилось, но, на наш взгляд, главное, что должны понять наши ученики, особенно во время праздников, что важны не вкусности и подарки, а люди, которые окружают: семья, друзья, важна атмосфера добра, душевное тепло, которое согревает в любую стужу. Именно эти вечные человеческие ценности помогли нашему народу победить в страшной войне, и нам очень хотелось, чтобы наши ученики ощутили невидимую, но крепкую, неразрывную связь с поколением победителей.

Целью проекта «Фронтовой Новый год» стало создание условий для развития у обучающихся чувства гражданственности и патриотизма, национальной идентичности, уважительного отношения к истории своей страны и старшему поколению посредством реконструкции исторических событий и воссоздания атмосферы новогодних событий и новогоднего праздника военного времени.

Мы определили ряд задач для успешной реализации проекта:

– сформировать у учащихся интерес к исторической эпохе и артефактам Великой Отечественной войны через проведение просветительской деятельности и мастер-классов, тематических мероприятий и классных часов;

– развить учебные компетенции научно-исследовательской деятельности учащихся в области исторического содержания;

– развить личностные и коммуникативные компетенции учащихся посредством организации коллективно-творческой деятельности в ходе реализации проекта (разработка сценария, декораций, постановка спектакля);

– развить духовно-нравственный потенциал обучающихся, уважительное отношение к старшему поколению и историческому наследию Отечества через взаимодействие с общественными организациями «Память сердца» и ТОС «Ватутинский», ветеранами войны и труда, жителями микрорайона

Этот проект должен был стать одним из этапов праздничной эстафеты в честь Великой Победы, а провести его предлагалось сразу после выхода на учебу с зимних каникул (период Старого Нового года). Творческая группа в процессе подготовки пришла к выводу, что для воспитания детей очень важен процесс сопоставления, соотнесения жизненных событий: в конце декабря дети будут веселиться на школьных праздниках в нарядно убранном актовом зале, а в начале января они придут в тот же актовый зал, но на другой праздник – Новогодний праздник военного времени. Там не будет ярких гирлянд, роскошных костюмов и изобилия подарков. Там будет скромность и простота военного быта, игрушки и маски, сделанные своими руками. Современные дети увидят, как Новый год приходил в окопы солдат под Москвой, в выстуженный холодом и изморенный голодом Ленинград, во фронтовые госпитали, и даже побывают на Кремлёвской ёлке 1945 года с настоящим партизанским Дедом Морозом.

Важно было донести до учащихся, что во время войны новогодние праздники были не такими, как сейчас. Ёлки, если их ставили, не блистали яркими огнями и гирляндами. Подчас никаких новогодних торжеств и подарков не было: люди воевали, защищали нашу страну и, вспоминая о новогодних праздниках, отмечали их очень скромно. Но даже в суровое военное время наши деды и прадеды не переставали верить в лучшее – в скорое приближение Победы, а дети войны не переставали верить в чудо – возвращение отцов с фронта. Они радовались самому малому – кружке кипятка и кусочку сахара в Новый год.

Современные дети с помощью реконструкции событий должны были оказаться в совершенно другом временном пространстве, расширить свои исторические познания, и с помощью приёма эмоционального «переживания-проживания» событий достичь нового уровня духовного познания. Таким образом, была выбрана форма для проведения итогового мероприятия проекта – реконструкция событий.

Реконструкция событий, их эмоциональное «проживание», невозможна без предварительной комплексной подготовки: дети должны знать о значимых событиях времен Великой Отечественной войны, исторических фактах, героях войны. По-настоящему ощутить эпоху помогают не только фильмы, книги, песни о войне, но и встречи с ветеранами – очевидцами событий, разговор с такими людьми в располагающей обстановке. Это значит, что для достижения результата проекта была необходима интеграция учебной и внеучебной деятельности по направлению проекта, вовлечение учащихся в мероприятия патриотической направленности, объединение сил родителей, педагогов, ветеранов, жителей микрорайона, общественных организаций. Они и стали целевой аудиторией проекта. Проект постоянно развивался, появлялись новые идеи, добавлялись новые участники.

Обучающиеся в течение определённого подготовительного периода (сентябрь-декабрь) изучали информацию о том, как во время Великой Отечественной войны в нашей стране отмечали Новогодние праздники. Ученики для сбора информации могли использовать различные ресурсы, в том числе ресурсы Интернет, воспоминания родственников, соседей, знакомых, которые пережили войну и помнят новогодние события военного времени. В финальной части проекта эти воспоминания оформлялись учащимися в сборник «Книга Памяти». Классные руководители в течение подготовительного периода проводили тематические классные часы на данную тему, а учителя-предметники создавали методическую копилку материалов, включающих дидактические задания на тему Великой Отечественной войны. В проект были вовлечены школьные студии художественно-эстетического направления: театральная, хореографическая, изостудия, которые включили в свои планы работы подготовку к итоговому мероприятию проекта. Большую помощь оказывали родители учащихся, члены их семей, особенно представители старшего поколения, которые охотно делились с правнуками подробностями быта военного времени, рассказывали истории из своего нелегкого военного детства. В ходе реализации проекта осуществлялось тесное взаимодействие с общественными организациями «Память сердца» и ТОС «Ватутинский» – давними социальными партнерами школы. Была запущена программа просмотра и обсуждения лучших фильмов о войне, серия библиотечных и музейных уроков с целью расширения исторического содержания знаний о Великой Отечественной войне. Классные руководители начальных классов и учителя технологии провели мастер-классы для детей и родителей по изготовлению новогодних игрушек и масок военного времени, буклетов «Как отмечали Новый год во время войны». На уроках музыки и занятиях вокальной студии школы наши ученики знакомились с частушками военного времени для включения в интерактивную часть итогового мероприятия. Вся школа буквально жила проектом, готовилась к этому действительно событию в жизни детей. Таким образом, в ходе реализации проекта были задействованы:

– урочная деятельность;

– внеурочная деятельность и дополнительное образование;

– семьи и ближайшее окружение учащихся (родители, родственники, соседи);

– общественные организации, ветераны, труженики тыла, жители микрорайона.

Итоговое мероприятие – «Фронтовой Новый год» – было проведено в середине января после выхода обучающихся с зимних каникул. Это был патриотический интерактивный спектакль в актовом зале школы. Атрибутом мероприятия являлась новогодняя ёлка, украшенная в стилистике военного времени игрушками и гирляндами, сделанными руками детей по образцам эпохи Великой Отечественной войны. Историко-литературная композиция включала 5 тематических блоков, которые воссоздавали атмосферу довоенного времени и четырёх военных лет:

В финале итогового мероприятия все: и артисты, и зрители – спели знаменитую «Катюшу». После окончания театрального действа зрители и артисты поделились впечатлениями, ветераны – воспоминаниями, а зрителям раздавались тематические буклеты, сделанные руками учащихся 5-6-х классов. В конце января начался процесс масштабирования проекта. В результате популяризации данного мероприятия и освещения его в средствах массовой информации поступили заявки от других школ Ленинского района, и мы провели дополнительный спектакль для 120 учащихся из пяти школ Ленинского района.

Когда проект заканчивается, всегда задаешься вопросом: получилось ли? Как измерить результативность воспитательного мероприятия? Но, по нашему мнению, патриотические чувства рождаются и формируются в детских душах постепенно, если процесс воспитания гражданского сознания и нравственных ориентиров будет целенаправленным, последовательным и постоянным. И каждое настоящее событие в душе ребенка всегда останется. Надеемся, что патриотический проект «Фронтовой Новый год» стал для всех его участников тем самым событием, которое запомнится надолго. Дети всегда меняются после таких проектов – становятся добрее, внимательнее, происходит незримое движение детских душ, и нам, педагогам, этого нельзя не заметить.

Проект включал различные формы деятельности детей, направленные на единый результат – осознание ими национальной идентичности, гордости за свою страну и ее историю. Эти формы и способы деятельности детей помогли раскрыть их творческий потенциал, развить социальную активность и коммуникационные способности учащихся. Материалы, подготовленные в ходе реализации проекта, артефакты, атрибуты Нового года военного времени, игрушки в стилистике военных лет мы продолжаем использовать в школьном музее при подготовке и проведении экскурсий и Уроков Мужества, а значит, проект продолжает жить. Именно этот инновационный потенциал проекта, его самобытность, оригинальность и массовость позволили ему, на наш взгляд, одержать победу в региональном этапе Всероссийского конкурса «Растим гражданина».

Реконструкция событий военного времени стала для многих участников проекта лишь одним из шагов к главной реконструкции – реконструкции души. С помощью таких событий, переворачивающих сознание, мы способны понять что-то важное, ценное, значимое. Мы – это дети и взрослые. И замечательно, что совместные проекты старших и младших порождают еще и совместное переосмысление, казалось бы, простых вещей, заставляют взглянуть на жизнь друг на друга по-другому.

Проект закончился, но это не значит, что время интересных событий завершено. Несмотря на все трудности дистанционного обучения, гражданско-патриотическое воспитание школьников остается приоритетным направлением нашей работы. Трудности порождают желание найти достойный выход из ситуации. А значит, творческой команде 160-й школы предстоит поиск новых интересных идей, новых способов, чтобы воспитать поколение достойных людей, людей с гражданской позицией, любящих и знающих свою страну и ее историю.

Количество просмотров: 7245  

Комментарии

Молодцы! Дай Вам Бог сил и здоровья..!

Страницы

Добавить комментарий

1. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках английского языка
2. История на ощупь, или Значение макетирования при изучении исторических достопримечательностей
3. Ребёнку нужно помогать открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины
4. «Фронтовой Новый год» – от реконструкции событий к реконструкции души
5. Компетентностный подход к преподаванию ИЗО в системе межпредметных связей
6. Материалы для проведения внеурочных мероприятий по истории Новосибирской области
7. О реализации проекта по гражданско-патриотическому воспитанию «Патриот» в МБОУ СОШ № 187
8. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с нарушением слуха на уроках русского языка и литературы
9. Наследие Великой Победы как фактор патриотического воспитания лицеистов
10. Патриотическое воспитание обучающихся во внеурочной деятельности по физической культуре (программа «Курсанты»)
11. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства коррекционной школы
12. Акция «Письмо ветерану»
13. Развитие эмоционального интеллекта школьников в условиях кризиса COVID-19
14. Из опыта работы по формированию навыков художественного творчества через изобразительные задания проблемного характера
15. Работа с заголовком как средство развития умения осознанно воспринимать содержание детской литературы в начальных классах
16. Адаптация первоклассников к школе
17. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства
18. Лицей, шагающий вперед
19. Преподавание немецкого языка в специализированном (инженерном) классе
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы