Ребёнку нужно помогать открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины

 
 

Лопатина Галина Васильевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 15 «Содружество» г. Новосибирска

 

Ребёнку нужно помогать открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины

Современный ребенок находится в беспредельном информационном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам воспитания. В этих условиях мы, педагоги, должны найти нравственные силы, знание, мудрость, которые помогут осуществить задачу гражданского и патриотического воспитания школьников.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданско-патриотических свойств личности школьника.

Детский возраст (7-10 лет) является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью бесед и нотаций невозможна. Новое время требует от педагога содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов в этом направлении.

Немаловажную роль в эффективности работы в данном направлении имеет характер отношений между учителем и детьми, ведь младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.

Работа по формированию патриотического и гражданского воспитания реализуется мною по двум направлениям:

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

Формы работы:

1. Мероприятия, посвящённые важным историческим датам.

2. Беседы.

3. Тематические классные часы.

4. Викторины.

5. Коллективные творческие дела.

6. Смотры-конкурсы, выставки.

7. Соревнования.

8. Экскурсии, поездки, походы.

9. Конкурс творческих проектов (альбомы, презентации, сочинения, рисунки, плакаты).

Работа с детьми ведётся на уроках и во внеурочной деятельности. Так, на уроках литературного чтения, при изучении темы «Краски осени» (2 класс), ребята знакомятся с произведениями классиков русской литературы, говорят о красоте русской природы, отгадывают загадки об осени, читают пословицы и поговорки, рассматривают репродукции картин И. Левитана и В. Поленова. Вдохновлённые описанием осени, дети составляют свои рассказы и даже пробуют себя в роли художников.

 

Во время изучения темы «Весёлый хоровод» мы говорим о народных традициях и традициях семьи, знакомимся с истоками культуры – произведениями устного народного творчества и прикладного искусства. Занятия проходят как в классе, так и в школьном музее. Продолжение темы находим на уроках ИЗО.

Темы уроков по окружающему миру позволяют формировать у детей интерес к изучению родословной своей семьи, истории, культуры, традиций и природы своего края, родины, жизни земляков, верно служивших и служащих Родине. Работая по теме «Ты и твоя семья», ребята узнают, кем были их предки, составляют своё родословное древо. На уроке по теме «Природа вокруг нас» (1 класс) мы говорим о животных и растениях Новосибирской области, знакомимся с Красной Книгой НСО, а на уроке технологии закрепляем изученный материал.

 

Большая работа в этом году была проведена в рамках объявленного в Российской Федерации Года Памяти и Славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: тематические классные часы «Героические страницы истории моей страны», просмотр и обсуждение роликов социального проекта #Жить, участие в военно-спортивной игре «Зарничка».

Никого не оставила равнодушным экскурсия в музей Дзержинского района на выставку «Тыл – наша линия фронта». Название выставки как нельзя лучше отражает, какой титанический вклад сибиряки внесли в общую Победу над Германией. По завершении экскурсии ребята поделились своими впечатлениями.

Совместно с родителями дети приняли участие во Всероссийской акции «Великие стихи Великой Победы», работали над проектом «Книга Памяти», участвовали в конкурсе рисунков и поделок на военную тематику.

Ни одно мероприятие в нашем классе не обходится без участия родителей: экскурсии, праздники, спортивные соревнования, выезды. Помимо этого, в течение года для родителей проходят тематические родительские собрания по классам, организованы лектории и вебинары, индивидуальные консультации по вопросам духовно-нравственного воспитания.

Подводя итог, отмечу, что ребёнку нужно помогать открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины, ведь от того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление гражданина. Вот почему важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.

Дж. Байрон писал: «Племя, неспособное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».

Список литературы:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями на 30 марта 2020 года) (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493).

2. Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001г. № 90/30 – 16).

3. Тикаева Т. Опыт патриотического воспитания. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Данилюк А.Я.  и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.

Количество просмотров: 7904  

Добавить комментарий

1. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках английского языка
2. История на ощупь, или Значение макетирования при изучении исторических достопримечательностей
3. Ребёнку нужно помогать открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины
4. «Фронтовой Новый год» – от реконструкции событий к реконструкции души
5. Компетентностный подход к преподаванию ИЗО в системе межпредметных связей
6. Материалы для проведения внеурочных мероприятий по истории Новосибирской области
7. О реализации проекта по гражданско-патриотическому воспитанию «Патриот» в МБОУ СОШ № 187
8. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с нарушением слуха на уроках русского языка и литературы
9. Наследие Великой Победы как фактор патриотического воспитания лицеистов
10. Патриотическое воспитание обучающихся во внеурочной деятельности по физической культуре (программа «Курсанты»)
11. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства коррекционной школы
12. Акция «Письмо ветерану»
13. Развитие эмоционального интеллекта школьников в условиях кризиса COVID-19
14. Из опыта работы по формированию навыков художественного творчества через изобразительные задания проблемного характера
15. Работа с заголовком как средство развития умения осознанно воспринимать содержание детской литературы в начальных классах
16. Адаптация первоклассников к школе
17. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства
18. Лицей, шагающий вперед
19. Преподавание немецкого языка в специализированном (инженерном) классе
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы