Из опыта работы по формированию навыков художественного творчества через изобразительные задания проблемного характера

 
 

Михайлюк Елена Владимировна,

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Из опыта работы по формированию навыков художественного творчества через изобразительные задания проблемного характера

О том, что надо быть творческим, на протяжении последних 200 лет в Европе не говорит только ленивый, а в последнее десятилетие проблема формирования творческих способностей приобрела особую актуальность.

Технический прогресс и стремительно меняющийся мир вокруг нас диктует необходимость меняться и самому человеку. Теперь уже недостаточно обладать определенным запасом знаний, умений и навыков в одной профессиональной области. Современные специальности требуют совершенно других компетенций, которые находятся на стыке нескольких отраслей, ключевой становится мультидисциплинарность, интеграция научного, технического прогресса и художественного творчества. Чтобы быть успешным специалистом, необходимо обладать такими личностными качествами, как яркое воображение, креативность, неординарность, способность видеть и создавать альтернативные версии реальности и т.п. А это не что иное, как качества творческой личности.

В самых разных странах и социальных условиях люди ищут способы, рецепты повышения своей творческой эффективности. Не может оставаться в стороне и современное образование. Важнейшими качествами личности, которые необходимо сформировать у школьников становятся инициативность, способность самостоятельно мыслить, находить нестандартные решения, проявлять элементы творчества. Реализация этих целей невозможна без обеспечения подлинно развивающего обучения.

Каждый учитель решает проблему формирования творческих способностей средствами своего предмета, выбирая для достижения результата те или иные педагогические технологии.

В нашем случае речь пойдет о формировании навыков художественного творчества на уроках изобразительного искусства. Как известно, необходимым условием этого вида творчества является создание учеником того или иного продукта изобразительной деятельности. Работая над рисунком, обучающийся из «известного» создает «неизвестное», а точнее, ранее не существовавшее, новое, даже если это новое обладает известной долей субъективности.

Каждому учителю искусства хорошо известно, что наивысшим качественным результатом развития художественно-творческих способностей учеников является самостоятельное создание ими рисунка, тематической композиции. При этом важным показателем является умение выражать в художественных образах творческую задачу, художественный и конструкторский замысел (самоактуализация личности через изобразительную деятельность). Для детей, обладающих высоким уровнем развития изобразительных навыков и креативных качеств, любое творческое задание является успешным решением проблемной ситуации, в процессе которого самостоятельно применены усвоенные ранее знания, умения и навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности.

Но это так называемый «высший пилотаж», на который способны лишь немногие ученики в классе. А что же предложить остальным, тем, кто пока в силу разных причин не способен самостоятельно создать некий сложный творческий продукт (в нашем случае композицию)? Ответ, конечно же, прост: в таких детях нужно развивать способность к творчеству в процессе решения несложных изобразительных задач – создавать такие продукты, которые, с одной стороны, создают условия для развития креативных качеств, а с другой стороны обучают мастерству, формируют навыки работы в различных видах художественно-творческой деятельности.

В процессе решения данных задач происходит формирование как специальных качеств (чувство линии, чувство пропорций, чувство формы и объема, чувство светотени, чувство ритма, чувство колорита), так и общих качеств творческой личности (продуктивное мышление, воображение, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций).

Далее рассмотрим примеры и особенности использования некоторых типов учебно-творческих заданий проблемного характера.

Проблемные ситуации довольно часто используются в процессе обучения изобразительной грамоте. Например, в процессе знакомства с приёмами выявления объема предметов перед учащимися стоит задача: изобразить два бытовых предмета различной формы, выявить объем с помощью штриховки (рис.1).

Условие: работу выполнить простым карандашом, создать линейный, а затем тональный рисунок. Цель: установить зависимость характера линий штриховки от формы предмета. Педагогической целью решения данной задачи является развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Рис. 1

На первоначальном этапе выполнения рисунка работа не вызывает затруднений. Но в процессе выполнения штриховки обучающиеся приходят к осознанию противоречия между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися в ходе решения задачи: штриховка в виде прямых линий, изученная ранее, не передает форму круглого предмета (шара, чашки, вазы). Решение задачи происходит в процессе эвристической беседы с применением метода сравнений и аналогий: анализируя форму изображаемого предмета и характер линий штриховки, учащиеся приходят к выводу о необходимости их соответствия. Таким образом, учащиеся получают знания о новых способах действия.

На заключительном этапе работы над заданием можно предложить ученикам придумать и дорисовать какие-либо детали предмета, например, ручку, крышку и т.д.

Можно также усложнить задачу, если предложить поразмышлять над формой предмета, так ее дополнить, чтобы предмет приобрел какую-либо функцию: например, сделать из вазы самовар. В процессе выполнения таких упражнений создаются условия для формирования такого важного качества творческой личности, как креативность.

Для того чтобы повысить эффективность обучения, целесообразно создавать в процессе учебной деятельности ситуацию успеха, предлагая ученикам возможность самостоятельно выбирать уровень сложности задания.

Так, при выполнении конструктивного рисунка бытового предмета предлагается три уровня сложности.

Уровень 1. Задание предполагает создание рисунка с применением изученных ранее правил и этапов изображения предметов. Задание репродуктивного характера (рис.2).

Рис. 2

Уровень 2. Неизвестным является выбор способа действия. Характер задания можно определить как частично-поисковый (рис. 3). Ученикам предлагается конечный вариант изображения предмета. Чтобы его получить, нужно восстановить в памяти и самостоятельно применить на практике последовательность работы и правила построений.

Рис. 3

Уровень 3. Неизвестным является конечный результат и способ действия – сконструировать и изобразить предмет, используя жизненный опыт и полученные ранее знания. Задание творческого характера (рис.4).

Рис. 4

Возможность как для отработки изобразительных навыков, так и для развития творческого мышления дают задания на создание рисунка необычного предмета.

Задача: соединить в воображении два-три предмета таким образом, чтобы в результате получился некий фантастический предмет. Нарисовать получившийся предмет, используя при этом известные правила построений (рис. 2). При этом чем более неожиданными будут предложенные предметы, тем более интересными получатся рисунки. Сложнее всего ученикам придумывать фантастический предмет из простых и обыденных.

Примеры: лампочка, дерево, карандаш.

Педагогической целью решения данной задачи является развитие способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления.

Рис. 5

Особенность данного задания – вариативность условий, возможность для разработки заданий разных уровней сложности. Например, можно предложить ученикам либо использовать готовые изображения исходных предметов для своего «прибора» на их основе, либо использовать только словесное описание задания. Таким образом, можно создать условия для того, чтобы обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития.

Такие варианты учебно-творческих заданий используются как на уроках открытия новых знаний, так и в процессе систематизации изученного, отработки навыков. Приведем пример решения проблемных практических задач контрольно-развивающего характера (рис.6).

Рис. 6

Обучающимся предлагается из нескольких вариантов рисунков бытовых предметов выбрать правильно выполненное изображение. В случае традиционного задания здесь нет элементов творческого поиска. Если же изменить условие и предложить сначала дорисовать предметы – восстановить линии построения, то задача меняет свой характер. Все решения, данные в условии, будут возможны, а деятельность по решению подобных задач вполне можно охарактеризовать как творческую.

Итак, можно утверждать, что приведенные примеры задач являются проблемными, так как в их структуре два обязательных компонента – условия, известные обучающимся (приёмы работы с графическим материалом, способы выявления объема предметов и т.д.), неизвестное, искомое (например, выбор способов выполнения штриховки в зависимости от формы предметов). Проблемные задачи являются, таким образом, одним из эффективных средств формирования навыков художественного творчества: с одной стороны, они создают условия для обучения изобразительной грамоте, а с другой, стимулируют развитие креативных качеств.

Литература

1. Брызгалова С.И. Функции и место проблемного изложения и эвристической беседы в обучении: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1976.

2. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М., 1985.

3. Маслова Л.П. Педагогика искусства. – Новосибирск, 2000.

4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.

5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 1977.

6. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Искусство, 1972

7. Шамова Т.И. Проблемный подход в обучении. – Новосибирск, 1969.

https://atlas100.ru/future/crossprofessional_skills/navyki-khudozhestvennogo-tvorchestva/

https://evio-club.com/statiy/samorazvitie/razvitie-lichnosti-kak-razvit-tvorcheskie-sposobnosti-vzroslomu-samostoyatelno/

Количество просмотров: 7098  

Добавить комментарий

1. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках английского языка
2. История на ощупь, или Значение макетирования при изучении исторических достопримечательностей
3. Ребёнку нужно помогать открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины
4. «Фронтовой Новый год» – от реконструкции событий к реконструкции души
5. Компетентностный подход к преподаванию ИЗО в системе межпредметных связей
6. Материалы для проведения внеурочных мероприятий по истории Новосибирской области
7. О реализации проекта по гражданско-патриотическому воспитанию «Патриот» в МБОУ СОШ № 187
8. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с нарушением слуха на уроках русского языка и литературы
9. Наследие Великой Победы как фактор патриотического воспитания лицеистов
10. Патриотическое воспитание обучающихся во внеурочной деятельности по физической культуре (программа «Курсанты»)
11. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства коррекционной школы
12. Акция «Письмо ветерану»
13. Развитие эмоционального интеллекта школьников в условиях кризиса COVID-19
14. Из опыта работы по формированию навыков художественного творчества через изобразительные задания проблемного характера
15. Работа с заголовком как средство развития умения осознанно воспринимать содержание детской литературы в начальных классах
16. Адаптация первоклассников к школе
17. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства
18. Лицей, шагающий вперед
19. Преподавание немецкого языка в специализированном (инженерном) классе
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы