Педагогические подходы в организации хореографической деятельности старших дошкольников

 
 

Латышева Юлия Александровна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова г. Новосибирска

 

Педагогические подходы в организации хореографической деятельности старших дошкольников

Как вы думаете, что самое трудное в работе с детьми дошкольного возраста? Я отвечу по своему опыту: это взаимопонимание!

В последнее время все чаще сталкиваемся с тем, что у детей в условиях нынешних реалий формируется узкий кругозор. Все чаще родителям некогда заниматься творческим мышлением ребенка, и они занимаются поиском подходящих кружков, секций, студий.

Дошкольный возраст идеален для развития у детей гибкости, пластичности, правильной координации и осанки, избавления от стеснительности и зажатости, воспитания чувства коллективизма и умения взаимодействовать с другими детьми. В данном возрасте легко формируется такое качество, как дисциплина, закладывается режим систематичности занятий, что, соответственно, положительно скажется в дальнейшей творческой деятельности детей.

Игра, игра и ещё раз игра. В форме игры дети намного легче воспринимают задания. Все это, безусловно, так, но как легко потерять связь с ребенком всего лишь сказав одно слово, которое его испугает и остановит. Например, показать движением «буран» или «ленивца». И нужно учитывать, что многие дети в этом возрасте зачастую различают погоду только как «тепло или холодно», а ленивца и вовсе в глаза не видели и не понимают, о чем идет речь. И педагогу нужно рассказать, показать, поработать с родителями для закрепления результата и только потом применять на занятиях в играх, развивающих ассоциативное мышление.

Крайне важно в хореографической работе с маленькими детьми развивать ассоциативное мышление. Систематизировать представления об ассоциативных образах и строить занятия основываясь на уже прожитом опыте этих «маленьких людей». Влияние музыки, цвета, образов природы на человеческую психику рефлекторно, и необходимо лишь обобщить и систематизировать представления детей о том, что к музыкальному образу можно подобрать соответствующий пластический образ или образ природы, объяснить детям, что каждый цвет в богатой цветовой палитре может иметь определенный тактильный аналог, музыке, цвету можно дать речевую характеристику, отражающую чувства человека при их восприятии.

В то же время в этом возрасте у детей очень развита и прекрасно работает фантазия. Обычная палка превращается в оружие, скучные «battement» в замечательную прогулку по лесу с перешагиванием препятствий. Дети живут как в сказке, где все дышит приключением. И если все разговоры сводить к скучной терминологии и языку логики, то вы, педагоги, точно останетесь непонятыми.

Ещё одним важным аспектом в работе по развитию ассоциативного мышления у детей старшего дошкольного возраста является наглядный показ педагога, визуальный пример. Вместо того, чтобы долго словесно объяснять детям упражнение или технику, лучше показать самому правильность исполнения. Дети лучше воспринимают материал визуально, чем на слух. Часто в своей работе я прошу детей придумать название для движения, провести параллель с образом на что похоже. И дети умеют удивить, приводя такие примеры, названия или ассоциации, что не каждый взрослый бы подумал о таком.

Для домашней совместной работы с родителями часто задаю посмотреть определенный мультфильм, проанализировать персонажа, найти необходимый материал, чтобы ребенок вместе с родителями подготовился к следующему занятию.

Не менее важна в работе со старшими дошкольниками импровизация. Вернее, ее «зачатки», если говорить о работе с малышами. Благодаря ей дети не становятся механическими исполнителями типа «нам показали – мы повторили», а учатся творчески мыслить и придумывать что-то свое, новое. По тематике начинать нужно с легкого, знакомого детям, например, показать движениями погоду за окном или что вы делали сегодня в саду. Важно в этом возрасте научить детей говорить друг с другом, с миром на языке танца.

С возрастом задачи можно и нужно усложнять, соединяя воедино в игровых упражнениях технику, процесс запоминания и ассоциативное мышление. Приведу пример который использую в своей работе. Для разминки, определения и запоминания «право-лево» мной было придумано стихотворение с показом действия:

Справа пять фонариков, (показываем вытянутую руку вправо с раскрытыми пальцами)

Слева – он один… (показываем вытянутую руку влево с одним большим пальцем)

С правой пятки маятник! (выносим правую ногу в сторону на пятку и качаем носочком как маятник)

А с левой – крокодил! (выносим левую ногу в сторону на пятку и делаем движение стопой как кусает крокодил)

Суть этого приема в том, что когда дети начинают путаться или забывают сторону направления, срабатывает ассоциативный образ (в какой стороне фонарики, маятник, крокодил?).

Важно чувствовать детей. Именно поэтому педагогу важно быть на одной волне со своими учениками, важно знать, как они мыслят, что их интересует. Действительно нужно быть энтузиастом, чтобы всего себя отдавать решению сложной задачи – ввести воспитанников в особый мир творческих занятий, а затем угадать талантливого, поддержать трудолюбивого и помочь отставшему. Педагог дополнительного образования на мой взгляд – это творческий донор, и он должен уметь себя наполнять творчеством, и затем отдавать ее воспитанникам, но каждому в разной форме и концентрации.

Количество просмотров: 8133  

Комментарии

Лучшая!

Страницы

Добавить комментарий

1. #ГалактикаДома: опыт работы досугового центра в дистанционном формате
2. Мир дистанционного обучения в творческом объединении «Лоскутная фантазия»
3. Методика работы с учащимися Школы художественного творчества «Цветень» на дистанционном обучении
4. Дистанционное обучение глазами педагога дополнительного образования
5. Маркетинговые исследования деятельности Центра дополнительного образования «Лад». Целесообразность применения
6. Дистанционное обучение в учреждении дополнительного образования детей: сложности или новые возможности?
7. Создание дистанционного модуля дополнительной общеобразовательной программы «Растем и развиваемся»
8. Фортепиано дистанционно – современная реальность
9. Технологическая карта – эффективный инструмент организации дистанционного обучения
10. Моя сцена в моем смартфоне… или другой взгляд на «дистанционку»
11. Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности в условиях дистанционного обучения
12. Прием «Корзина идей» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
13. Педагогическое партнерство в дополнительном образовании в рамках реализации художественной направленности в МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
14. Интеграция общего и дополнительного образования в области профессиональной ориентации старших школьников
15. Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования МБУДО «ЦДО «Лад»
16. Мотивирующий потенциал художественно-творческой среды в условиях дистанционного обучения
17. Формирование умений и навыков выживания как условие развития личностных качеств учащегося посредством дополнительной образовательной программы «Общая военная подготовка и основы выживания»
18. Дистанционная форма обучения ментальной арифметики как способ развития интеллектуальных возможностей ребёнка
19. Нейрофитнес и спортивные упражнения
20. Алгоритм работы над песней (в помощь начинающему педагогу)

Страницы

1. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса на занятиях по робототехнике ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. О важности драматургии урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы