Эстетическое содержание урока математики

 
 

Давыдова Татьяна Николаевна,

учитель математики

МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска

 

Эстетическое содержание урока математики

Актуальность выбранной темы вижу в том, что выпускники наших школ должны быть вооружены основами объективного мировоззрения, опирающегося на прочную интеллектуальную основу, которая, прежде всего, зависит от воспитательного потенциала математики как средства познания и осознания.

Эстетическое пронизывает всю жизнь растущего человека, поэтому нельзя говорить отдельно о предметах эстетического и, например, естественно-математического цикла. Специфика каждой дисциплины должна учитывать её эстетический аспект, в этом убеждает и наука, и практика.

Ещё К.Д. Ушинский говорил, что во всякой науке в большей или меньшей степени присутствует эстетический аспект. Одно из требований эстетики: гармония, гармоническая связь всех элементов обучения. Урок, где всё органично, целесообразно, эстетичен, будь то урок музыки или математики.

Наличие эстетического элемента в содержании урока математики подтверждают, прежде всего, сами её творцы. С.Д. Пуассону казалось, что жизнь красна двумя вещами: возможностью изучать математику и возможностью преподавать её. Знаменитый афоризм Б. Паскаля гласит: «То, что может превышать геометрию, превышает нас».

В том, что эстетический элемент в математике – реальная вещь, убеждает и наш личный опыт в процессе изучения и преподавания математики, и пример наших учеников, проявляющих особое расположение к этой дисциплине.

Опыт приводит к мысли о том, что источником эстетического воздействия математики являются некоторые её особенности. Следует подчеркнуть, что учителя математики, как и ученики, глядя на математику как бы со стороны, способны видеть лишь её внешние особенности, часто не подозревая о каких-то глубинных её особенностях. В общих чертах к этим особенностям относятся:

– Абстрактность. Известно, что каждое отдельно взятое понятие математики трудно усваивается, потому что все они, начиная с простейших, очень абстрактны. Но у абстрактности есть достоинства, которые не могут не нравиться. В абстрактности математики её сила и престиж.

– Дедуктивный характер. В математике мы пользуемся дедукцией, проводя рассуждения, например, такого типа: известно, что любой равнобедренный треугольник имеет ось симметрии, а поскольку данный треугольник равнобедренный, то он имеет ось симметрии. Слово «дедукция» в переводе на русский означает «вывод».

Дедукция и логика, которая в ней занимает исключительное место. Эта особенность сводит всю суть математики к доказательству. Никто не передаёт так верно эстетику математического доказательства, как Харди: «Математик так же, как художник или поэт, создаёт узоры. Узоры математики, так же как узоры художника или поэта, должны быть прекрасны. Красота есть первое требование: в мире нет места для некрасивой математики».

Логика сводит отдельные математические понятия в систему, придавая ей форму, способную служить предметом эстетического восприятия.

– Непреложность выводов. Никакой результат математики не зачёркивается её дальнейшим развитием. Однажды доказанная теорема уже никогда не становится неверной, хотя впоследствии может выясниться, что она является лишь частным случаем какой-то более общей истины. Математические знания не подлежат пересмотру, и общий их запас может лишь возрастать.

– Полезность. Это проникновение математического аппарата в ту или иную область знаний, которое знаменует этап в её развитии, способствующий возникновению новых знаний в самых различных науках.

Многие приходят к математике, как к необходимому этапу подготовки ума к усвоению естественных и других наук. Этот взгляд на математику особенно актуален в наше время. Я согласна с Гёте в том, что «польза – лишь часть того, что имеет значение». Но это самая главная часть, по моему мнению.

– Обаяние истории. История математики служит началом жизни доисторической математики, и сегодня остаётся фундаментом здания математической науки. История математики тысячами нитей связана с историей других наук, историей техники, историей искусства, она – существенная часть истории человеческой культуры. А истории отдельных людей и их научных подвигов нельзя читать без волнения.

Хочу остановиться теперь на конкретных примерах математической красоты, ощущаемой с первого взгляда:

Красивые задачи – это занимательные задачи, привлекающие интересным содержанием условия, в решении которых спрятана «изюминка» или задачи, в которых ответ элегантен и прост. Например, старинная задачка про волка, козу и капусту. Мужику нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но в лодке может поместиться только он сам, а с ним или только волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как мужику перевезти свой груз? Решение: Нужно начать с козы. Перевезя ее, мужик возвращается на другой берег и берет волка. Переправив волка, он оставляет его на другом берегу, но зато берет козу и везет ее обратно на первый берег. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Затем, вернувшись, берет козу — переправа благополучно заканчивается.

Красота геометрических форм неизмеримо обогащается при раскрытии её математического содержания и значения. Я считаю, что даже при таком многообразии технических и наглядных средств в настоящее время учителю необходимо делать не только правильные, но и красивые чертежи на доске, пользуясь тонкими и жирными линиями, пунктирами, цветными мелками, штриховкой и тонировкой, оттеняющей пространственность изображаемого…

Устный счёт – кроме неоспоримо практического значения, искусство устного счёта на определённой ступени своего совершенства становится эстетическим явлением. Именно эту идею передаёт известная картина Н.П. Богданова-Бельского «Устный счёт». Высокую вычислительную культуру, точнее культуру устного счёта, у древних индийцев было принято называть поэтическим названием «воздушного счёта». И сегодня мы нет-нет да и посвятим неискушённых учеников в индийскую тайну быстрого умножения и покажем её красоту на простом примере, вроде следующего. Допустим, надо умножить 96 на 92. Дополнения до ста – соответственно 4 и 8. Отнимем от первого сомножителя дополнение второго (96 – 8 = 88) или от второго сомножителя дополнение первого (92 – 4 = 88). И в том и в другом случае получается 88. Это первые цифры искомого произведения. Перемножаем дополнения (4*8 = 32) – это последние цифры произведения. Итак, 96*92 = 8832. Если же мы будем делать это систематически, то приверженцы устного счёта, ради собственного удовольствия, будут легко брать в уме определённые интегралы.

Компактность формул – в математике есть формулы, по содержанию необъятные, как «Божественная комедия», и по форме краткие и выразительные, как японские трёхстишия. Эти формулы – лучшая иллюстрация шедевров компактности, эстетический эффект которых состоит в сжатости и глубине смысла.

Биографические миниатюры. Основной материал учебника математики для обучающегося является открытием. Он обращён к разуму и ничего не предлагает чувству. Но на уроке, где слово учителя также новость, нужно стараться по возможности адресовать его не только голове, но и сердцу. Исторический материал способен вовлекать в процесс познания «человеческие эмоции», без которых никогда не происходит человеческого познания. Некоторые исторические факты дали неоспоримый толчок в развитии математики и несут положительный эмоциональный эффект в любой аудитории обучающихся. Если переменная Декарта в математике стала ключевой в описании процессов, то производная Ньютона послужила ей инструментом для описания. Н. И. Лобачевский лишь немного изменил формулировку евклидовой аксиомы о параллельных, но оно явилось началом революции в геометрии. Названные математики и множество других заслуживают большего, чем простое упоминание их имени. Поэтому существует проблема краткой выразительной миниатюры, которая сможет вписаться в «короткий» урок. Нам, учителям, стоит отбирать в миниатюру только яркий интересный материал. Например, смотри приложение 1.

Мозаика фактов.

Интересные исторические факты, содержание которых легко передаётся в двух-трёх словах, кроме своего познавательного значения, позволяют, почти не отвлекаясь от основного содержания урока, в нужные моменты переключать внимание учащихся с более трудных вопросов на более лёгкие и активизировать работоспособность. Например, приложение 2.

Стихи на уроке.

Особое распространение в классной и внеклассной работе по математике получило использование стихов для предания уроку занимательности. Использование стихов на уроках математики способствует созданию эмоционального фона урока. Стихи разрывают монотонность речи педагога, переводят слушателей в иной ритм и тем притягивают их внимание. Кроме того, стихи могут объяснить то, о чем только толковал учитель, используя логические рассуждения, но сделать это не с помощью логики, а путем обращения к образам. Устав от логики, учащиеся ждут и ищут чего-то другого. Стихи дают им это другое – иной способ выражения мыслей. Обычно это делается так. Либо рифмуется известная школьная истина (теорема, аксиома), либо фабула какой-то задачи излагается в стихах, – чтобы сделать эту задачу более привлекательной, либо, наконец, мы надеемся на силу поэтического слова, стараясь убедить наших учеников в необходимости работать над предметом. Конечно, в такой работе мы должны руководствоваться, по-видимому, во-первых, требованиями самой математики – достоверность информации, корректность постановки задачи и т.д., и, во-вторых, требованиями, которые ставит перед собой поэзия, ибо поэтическое слово независимо от того, произнесено оно на уроке математики, дома, по радио или на уроке литературы, остается словом поэтическим и должно обладать силой эмоционального воздействия, быть высоко эстетичным. Приложение 3.

Практика показывает: если школьник проявляет большой интерес к математике, если он с успехом, а часто и с удовольствием решает трудные математические задачи, то с большей уверенностью можно предположить, что у этого школьника имеются не только математические способности, но и ясность в мышлении, порядок в логике.

Увидеть красоту математики, ее объектов и методов может только увлекающийся человек. Поэтому важно, прививая любовь к предмету, развивая эстетическое восприятие математической действительности, развивать познавательную активность учащихся. Таким образом, реализация эстетического потенциала математики в процессе обучения школьников способствует не только созданию положительного эмоционального фона, формирующего интерес к учению, но и развивает познавательно-конструктивные способности личности, характеризующие деятельность воображения, образного мышления, интуиции, что, в свою очередь, влечет за собой повышение уровня общей культуры.

Литература

1. Зенкевич И.Г. Эстетика урока математики, М: Просвещение, 1981.

2. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. М: Просвещение, 1991.

3. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М: Просвещение, 1987.

4. Саввина О.А. Эстетический потенциал истории математики. // Математика в школе, 2000. – № 3. – С.8-12.

5. https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11701/

6. https://infourok.ru/esteticheskoe-vospitanie-uchaschihsya-na-urokah-matematiki-2292907.html

7. https://vivareit.ru/interesnye-fakty-iz-zhizni-leonarda-ejlera/

8. https://faktrus.ru/30-фактов-о-математике/

9. http://www.dslib.net/teoria-vospitania/jesteticheskoe-vospitanie-uchawihsja-pri-obuchenii-matematike-v-srednej-shkole.html

10. https://urok.1sept.ru/articles/666191

11. https://www.kanal-o.ru/news/9808

12. https://infourok.ru/esteticheskaya-sostavlyayuschaya-na-urokah-matematiki-2038833.html

Количество просмотров: 5760  

Добавить комментарий

1. Эффективное сотрудничество семьи и школы по воспитанию духовно-нравственной личности младших школьников через привитие любви к книге и чтению
2. Школа # 82. Делаем то, что важно!
3. Эффективное сотрудничество
4. Технология проектной деятельности как средство повышения читательской компетентности обучающихся
5. Обучение аудированию на уроках английского языка младших школьников
6. Основы формирования навыков безопасного поведения младших школьников на дороге
7. Листая страницы истории… (к 20-летию МБОУ гимназии № 9)
8. Работа над формированием функциональной грамотности в коррекционной школе
9. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в МАОУ Гимназии № 11 «Гармония»
10. Организация профориентационной работы в общеобразовательном учреждении
11. Применение метода «Перевёрнутый класс» на уроках иностранного языка
12. Возможности технологии развития критического мышления через чтение и письмо для формирования читательской грамотности
13. Опыт организации проектной деятельности в условиях реализации ФГОС СПО
14. Приготовьтесь, сейчас вылетит птичка: фототерапия как средство укрепления взаимоотношений с ребенком
15. Эстетическое содержание урока математики
16. Сотрудничество учителя начальных классов и родителей первоклассников по вопросу коррекции нарушений речевого развития у детей
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы