Образование в коррекционной школе в условиях вызовов новой реальности
За все свое существование школа претерпела огромные изменения, начиная от манеры проведения уроков до оборудования, используемого на уроках. Все учебные заведения пытаются решить одну большую задачу, чтобы, выходя в социальную среду, ученики были более образованы и социализированы. Поэтому основная цель нашей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования.
Мы работаем в коррекционной школе, в которой обучаются дети с нарушениями слуха. В последнее время всё чаще и чаще говорится о серьезных недостатках в развитии коммуникативной компетенции детей и особенно детей с проблемами слуха. Это связывают со снижением уровня читательской культуры. Дети с проблемами слуха не читают или читают механически, без осмысления, так как из-за недостаточного словарного запаса не понимают смысл прочитанного. Ребенок с недостатками слуха, в силу ограниченного словесного общения особенно нуждается в понимании письменных текстов и в письменном продуцировании собственных высказываний, и только правильно построенная работа с текстом на уроках позволяет развивать творческий потенциал обучающихся с проблемами слуха, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи, способствовать активизации собственной речи и возможности применять полученные навыки в общении с окружающими.
Кроме того, чтобы использование текста на уроке было максимально эффективным, он должен соответствовать определенным требованиям. Текст, с которым ученику предстоит работать, должен быть интересным; соответствующим возрастным особенностям школьника; способствующим духовному развитию ученика; актуальным для решения учебной задачи.
Вот примеры отдельных видов работ, которые мы используем на своих уроках для развития коммуникативной компетенции:
1. Создай текст письма:
– прочитай предложенный вариант;
– допиши предложения.
– распредели предложения в нужной последовательности;
– создай свой вариант письма.
2. Угадай, кто это?
– прочитай описание портрета знакомого человека, животного, насекомого, растения и т.д.;
– дополни описание;
– кто это? что это? Напиши.
3. Создай сюжетный рассказ:
– прочитай рассказ;
– удали предложения, словосочетания, слова, «лишние» по смыслу.
4. Отредактируй текст:
– путём восстановления последовательности событий или действий;
– поставь точки в конце предложений, отделив одно смысловое сообщение от другого;
– замени «надоедливый» глагол.
5. Для отработки понимания терминов:
– дополни/сконструируй определение;
– установи соответствие;
– технологическая карта работы с терминами;
– синквейн.
6. Для приобретения навыка полного извлечения информации из текста и его критического анализа:
– слепой кластер;
– задай вопрос;
– критический анализ текста;
– составление таблиц: сравнительная, сводная, таблица-пазл, вопросная;
– рассказ по рисунку, схеме, плану, таблице (сводной, сравнительной, вопросной).
7. Рефлексия урока: ответь на вопросы, выбрав соответствующие для себя варианты ответов.
Применение данных приемов на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия, а письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках важна не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.
В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной речи.
Количество просмотров: 7070 |
Добавить комментарий