Математическое образование как один из факторов социализации и адаптации детей с ОВЗ

 
 

Чугунова Людмила Леонидовна,

учитель математики

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Математическое образование как один из факторов социализации и адаптации детей с ОВЗ

Сегодня вопрос о включении детей с ОВЗ в реальную жизнь общества остается по-прежнему актуальным. Поэтому для успешной адаптации и социализации необходима продуманная коррекционная работа всех участников образовательного процесса: педагогов, психологов и родителей.

Будущий жизненный успех обучающихся с нарушениями слуха во многом определяется качеством образования, которое может обеспечить им достижение максимально возможной самостоятельности, содействуя успешной интеграции в среде слышащих людей, полноценному участию в разных сферах деятельности, удовлетворению личных потребностей (материальных, духовных). В силу основного дефекта, детям с нарушениями слуха очень тяжело принимать самостоятельные и ответственные решения. Это ограничивает общение с окружающими и как следствие затрудняет процесс социализации и адаптации.

Основная задача педагога коррекционной школы – это максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы обучающихся с нарушениями слуха, подготовка их к деятельности в новых социально-экономических условиях, получение более широкой, жизненно важной информации для дальнейшего выбора профессии, трудоустройства, свободной ориентировки в современном обществе и быту.

Математика – один из предметов, успешно овладевая которым ребенок с ОВЗ учится самостоятельно мыслить, принимать ответственные решения. Активизация процесса социализации и развития интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы обучающихся с нарушениями слуха – это условие саморазвития растущего человека как личности.

Свои уроки я строю на основе принципа системно-деятельностного подхода. На них осуществляю скрытое управление процессом обучения. Очень важно осмысленное понимание текстов заданий, поэтому учу детей анализировать и делать выводы, самостоятельно мыслить. Я ставлю перед детьми проблемный вопрос, который позволяет даже слабому ученику не только почувствовать значимость изучаемой темы, но и побудить его к самостоятельному решению проблемы, ее осмыслению. Так, например, на уроке в 10 классе ребята отвечали на вопрос: «Сколькими способами можно разложить квадратный трёхчлен на множители?» Отвечая на поставленный вопрос, ученики нашли несколько способов разложения квадратного трёхчлена на множители. Это позволило им сделать выводы, задуматься, сопоставить получаемый ими результат с ранее изученным материалом.

Я стараюсь давать задания, которые требуют знания не только математики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке; задачи практического содержания, которые побуждают обучающихся при решении не только использовать свой жизненный опыт, но и накапливать его. Например, решая задачу: как выгоднее добраться от Новосибирска до Москвы семье из 4-х человек: на поезде или на автомобиле, ребята должны узнать стоимость билетов на поезд, стоимость бензина и расстояние до места прибытия.

При подаче задач практической направленности, наряду с общими требованиями, предъявляются следующие требования:

– познавательная ценность задачи;

– доступность используемого материала;

– реальность описываемой в условии задачи ситуации.

Среди практических задач особое внимание я уделяю задачам экономического содержания, задачам на проценты. Задачи на проценты были, есть и будут актуальны, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. К текстовым задачам на проценты можно отнести задачи, в которых речь идет о выполнении плана, о прибыли, об изменении цены на товар (скидки, повышение) о вкладах в банк, о кредитах. Подобные задачи способствуют формированию финансовой грамотности.

В результате выполнениях таких заданий обучающиеся с нарушениями слуха начинают больше интересоваться математикой, видеть взаимосвязь математики с другими науками, с реальной жизнью, а это способствует лучшей социализации в современном мире.

Помимо решения готовых текстовых задач, я учу детей преобразованию и составлению задач. Такой подход помогает обучающимся с нарушениями слуха усвоению структурных компонентов текстовой задачи и общих приёмов работы над задачей. Кроме того, самостоятельное составление и преобразование задач способствует творческому развитию детей с ОВЗ.

Большое внимание уделяю использованию информационных технологий. Ребята учатся использовать материал из разных источников, включая Internet, что усиливает визуальную и экспериментальную составляющую обучения математике.

Немаловажную роль занимает проектная деятельность. Ребята создают учебные проекты по математике, что формирует их способность брать ответственность на себя, совместно принимать решения, самостоятельно заниматься своим обучением, учит отстаивать свое мнение. Учащиеся работают как индивидуально, так и в группах. Работа в группе формирует и развивает коммуникативные компетенции.

Важным является выдвинутое Л.С. Выготским положение о том, что если глухой ребенок достигает того же развития, что и нормальный, то происходит это с помощью иных способов и средств. Поэтому для каждого педагога коррекционной школы важно грамотно подобрать формы, методы, приемы работы, которые будут способствовать успешной социализации и адаптации детей с нарушениями слуха.

Количество просмотров: 5274  

Добавить комментарий

1. Непрерывный профессиональный рост педагогов как необходимость в условиях вызовов новой реальности
2. Обучение системному мышлению как необходимый элемент образования в условиях вызовов новой реальности
3. Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках математики
4. Роль внеурочной деятельности в формировании читательской грамотности обучающихся
5. Формирование естественно-научной грамотности обучающихся
6. Современные образовательные технологии как средство формирования личностных универсальных учебных действий
7. Образовательный потенциал учебно-опытного участка школы
8. Лаборатория музыкального детского творчества
9. Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии
10. Эстетическое воспитание как фактор всестороннего развития детей с нарушениями слуха
11. Современные формы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса
12. Портфолио как технология практико-ориентированного деятельностного подхода в работе тьютора
13. Развитие коммуникативной компетенции студентов СПО через смысловое чтение аутентичного текста на основе смысловой догадки и интерактивного взаимодействия
14. Дистанционный формат обучения для обучающихся с нарушениями интеллекта как вызов новой реальности
15. Опыт разработки и применения заданий PISA-формата в целях формирования функциональной грамотности на уроках информатики
16. Развитие коммуникативной компетенции как средства социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха
17. Образование в условиях вызовов новой реальности
18. Образование в коррекционной школе в условиях вызовов новой реальности
19. Математическое образование как один из факторов социализации и адаптации детей с ОВЗ
20. По страницам памяти... Летопись моей школьной библиотеки. Прошлое, настоящее, будущее
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы