Развитие коммуникативной компетенции как средства социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха

 
 

Зайцева Ирина Анатольевна,

директор МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 
 
 

Черкасова Татьяна Александровна,

заместитель директора по УВР
МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Развитие коммуникативной компетенции как средства социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с нарушениями слуха в настоящее время находится в центре внимания нашего общества, так как прямо связана с успешностью их социальной адаптации.

Социальная адаптация для глухого или слабослышащего ребёнка – это речевая адаптация, т.е. развитие коммуникативных навыков, достаточный уровень владения устной и письменной формой речи (восприятие и воспроизведение). Ещё Л.С. Выготский говорил о роли устной коммуникации: «Вопрос обучения глухонемых устной речи оказывается не только специальным вопросом метода, но и центральным вопросом принципиальных основ сурдопедагогики. Всё определяющая центральная точка сурдопедагогики есть социальное воспитание глухонемого во всём огромном значении этого слова».

В сурдопедагогике овладение детьми, имеющими нарушения слуха, коммуникативными умениями всегда являлось одной из приоритетных задач в обучении и традиционно рассматривалось в качестве умения использовать речь для общения (М.А. Зыкова, А.Г. Зикеев, Е.П. Кузьмичева, О.В. Швецова, Е.З. Яхнина и др.).

В связи с требованиями ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ООО наше специальное образовательное учреждение ставит перед собой первостепенную задачу – включение детей с ограниченными возможностями здоровья в полноценную жизнедеятельность и межличностное общение с окружающими людьми. Эта важная задача решается через реализацию основных направлений работы по социальной адаптации.

Коммуникативная компетенция считается ведущей, так как именно она лежит в основе всех других компетенций. Коммуникативные компетенции – это способность вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию.

У детей, начинающих обучаться языку в возрасте 7-8 лет, потребности общения весьма широкие. Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

На наш взгляд, развитие коммуникативных способностей обучающихся, особенно младших школьников, является фактором их успешности и самореализации не только на уроках, но и в повседневной жизни. Одним из важнейших факторов развития коммуникативной компетенции школьников с нарушениями слуха является организация слухоречевой среды. Создание слухоречевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с обучающимися с нарушениями слуха, независимо от их возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В создании этой среды участвуют, прежде всего, педагоги и родители.

В число основных задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с нарушениями слуха входит формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения, то есть коммуникативных навыков.

Образовательная программа МКОУ С(К)ШИ № 37 создаёт необходимые условия для общения школьников как с педагогами, так и с одноклассниками, в процессе обсуждения и анализа текста, при работе над учебными диалогами. В ходе такой работы формируется ряд важных качеств, которые должны быть присущи ситуации общения.

Педагоги нашей школы создают и организуют речевую среду таким образом, чтобы ее развивающий потенциал сделать максимально высоким для формирования и развития коммуникативных навыков с помощью разных методических приемов. Речевой материал подбирается с учетом возраста, индивидуальных потребностей учеников, особенностей их познавательно-психических процессов, уровня развития слухового восприятия и словесной речи.

Умелое применение разнообразной наглядности на уроке и на внеклассных занятиях, соблюдение требований, предъявляемых к качеству пособий, дозированность количества наглядности, использование современных ИКТ делает занятия более интересными и продуктивными как для педагогов, так и для обучающихся.

Развитию коммуникативной компетенции, социальной адаптации способствуют игры. Участие детей с нарушениями слуха в играх – это эффективное средство формирования культуры поведения. При правильной организации и руководстве педагогов игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей с нарушениями слуха. Через игру необходимо научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входят следующие умения: выразить своё желание, выслушать желание другого, договориться. И очень важно, чтобы ребенок не просто подчинялся требованиям педагога во время игры, а был равноправным участником в процессе всей игры, проявлял самостоятельность. Необходимость формирования самостоятельности обучающихся с нарушениями слуха, умения решать речевыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения актуальна для социальной адаптации в обществе.

Развитию коммуникативной компетенции способствует проведение традиционных общешкольных мероприятий: праздник устной речи, школьная научно-практическая конференция «Открытый мир», предметные недели, новогодний спектакль, фестиваль жестовой песни.

Важным моментом социальной адаптации детей с нарушениями слуха является включение детей в разнообразные виды деятельности: познавательную, творческую, спортивную, трудовую. В МКОУ С(К)ШИ № 37 организована работа различных спортивных секций, интеллектуальных и творческих кружков. Ежегодно наши обучающиеся принимают активное участие в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах различных уровней как для детей с ОВЗ, так и для обучающихся без статуса ОВЗ; в Межрегиональной олимпиаде для детей с нарушениями слуха; в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс»; день Дефектологии в НГПУ.

Таким образом, при соблюдении определённых условий дети с нарушениями слуха становятся полноценными членами общества. Главное – помочь им преодолеть трудности общения и сформировать общепринятые нормы поведения, нравственные привычки.

Количество просмотров: 6921  

Добавить комментарий

1. Непрерывный профессиональный рост педагогов как необходимость в условиях вызовов новой реальности
2. Обучение системному мышлению как необходимый элемент образования в условиях вызовов новой реальности
3. Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках математики
4. Роль внеурочной деятельности в формировании читательской грамотности обучающихся
5. Формирование естественно-научной грамотности обучающихся
6. Современные образовательные технологии как средство формирования личностных универсальных учебных действий
7. Образовательный потенциал учебно-опытного участка школы
8. Лаборатория музыкального детского творчества
9. Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии
10. Эстетическое воспитание как фактор всестороннего развития детей с нарушениями слуха
11. Современные формы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса
12. Портфолио как технология практико-ориентированного деятельностного подхода в работе тьютора
13. Развитие коммуникативной компетенции студентов СПО через смысловое чтение аутентичного текста на основе смысловой догадки и интерактивного взаимодействия
14. Дистанционный формат обучения для обучающихся с нарушениями интеллекта как вызов новой реальности
15. Опыт разработки и применения заданий PISA-формата в целях формирования функциональной грамотности на уроках информатики
16. Развитие коммуникативной компетенции как средства социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха
17. Образование в условиях вызовов новой реальности
18. Образование в коррекционной школе в условиях вызовов новой реальности
19. Математическое образование как один из факторов социализации и адаптации детей с ОВЗ
20. По страницам памяти... Летопись моей школьной библиотеки. Прошлое, настоящее, будущее
1. Читательская грамотность – ключ к формированию функциональной грамотности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Интерактивные методы обучения истории: применение и эффективность ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Повышение качества образования: эффективные практики на уроках литературы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Формирование основ естественно-научной грамотности обучающихся начальной школы в процессе проведения экскурсий на уроках окружающего мира ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Театральная деятельность как мотив к изучению иностранного языка и снятию языковых барьеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Флорбол: путь к здоровью, дружбе и победам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества обучения английскому языку средствами аутентичных видеоматериалов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Тестовая технология – эффективный способ контроля знаний ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Стратегии и алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ по английскому языку ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы у обучающихся 5-11 классов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Повышение качества образования в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Физическая подготовка обучающихся как подготовка к профессиональной деятельности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы