Формирование и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста

 
 

Гулиева Елена Сергеевна,

педагог-психолог МКДОУ д/с № 293 г. Новосибирска

 

Формирование и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста

В каждом человеке солнце.

Только дайте ему светить!

Сократ

Детей часто рассматривают как «живые цветы земли». А жизнь маленького ребенка – как волшебную страну под названием «Детство». И действительно, что это за удивительная страна? Можно ли туда попасть взрослому? Как сделать детство ребенка счастливым? Эти вопросы стоят перед огромным количеством родителей и педагогов. Ответы на них являются необходимыми как для детей, так и взрослых.

Рассматривая эту тему с точки зрения детской психологии, можно выделить, что важнейшей задачей в воспитании ребенка является формирование и сохранение психологического здоровья. Это очень ценный процесс, составляющие которого формируются во всех социальных институтах – начиная с раннего детства в семье, продолжая в дошкольном учреждении.

Термины «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» следует различать. Психическое здоровье – это совокупность психических процессов, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения социальных функций. Рассматривая термин психологического здоровья, следует отметить, что это полноценное развитие человека на всех этапах онтогенеза, то есть развитие человека на протяжении всего его жизненного пути.

Психологическое здоровье начинает складываться уже с младенческого периода. По качеству эмоционального взаимодействия родителей с малышом и стилю воспитания определяется дальнейшее развитие ребенка. И, конечно же, особое значение в его жизни отводится роли матери. От 0-3 лет формируется базовое доверие к миру через маму. Как часто она откликалась на просьбы дитя, подходила к нему, когда он плакал, хотел кушать, и находилась ли она с младенцем, когда ему было скучно одному? Это особенно важно в период первых 3-4 месяцев ребенка, необходимость «дуэта» мать – ребенок, в котором ребенок «солирует», а мама отзывается на зов ребенка, определяя его нужды.

Если ребенок на этом периоде развития постоянно чувствовал мамину заботу о нем, когда мама с нежностью подходила по зову ребенка, выполняла его потребности, обучала его, ребенок видел и ощущал, что мама с ним, то у малыша формируется представление о мире, что его не бросят и жить на свете хорошо. А если станет ему тяжело, его не оставят. Закладывается в ребенке уверенность в том, что он желанный и нужный на свете. Все это формируется непосредственно через маму. На этом глубоком чувстве базового доверия к миру будет строиться в дальнейшем оптимизм взрослого, что он многое преодолеет, вопреки всем невзгодам. И, наоборот, при дефиците этого чувства дети часто вырастают людьми, минуя борьбу за жизнь, при имеющихся во многих случаях предпосылок к победе. К сожалению, часто случается, что такое поведение характерно для детей, воспитывающихся вне семьи, при отсутствии мамы.

Поступая в дошкольное учреждение, дети со сформированным в раннем возрасте «базовым доверием к миру», как правило, достаточно быстро и успешно проходят период адаптации. Так как маме они доверяют с раннего детства, с таким ребенком будет легче достигнуть согласия, такой малыш лучше прислушивается к близким. Ребенок научился доверять родителю, а также верит, что мама его заберет, вернется к нему. И, наоборот, при отсутствии сформированного «базового доверия к миру» у ребенка возникает страх, что мама забудет его, уйдя на работу. В результате страха – у ребенка появляется стресс, который является пусковым механизмом стрессовых реакций.

Многие психологи и другие исследователи отмечают, что в результате стресса часто возникают различные заболевания, такие как повторяющиеся инфекции, а также снижение аппетита, нарушение сна, а ухудшение в речевом развитии рассматривается как реакция на тяжело переносимые внешние условия. В связи с этим можно наблюдать наличие тесной взаимосвязанности между психологическим и физическим здоровьем детей.

Рассматривая термин «психологическое здоровье», можно выделить наблюдающуюся целостность физического и психического в человеке, важность и того, и другого для полноценного функционирования. В последние годы выделяют новую научную область, такую как психология здоровья. Здесь рассматриваются психологические причины, влияющие на положительное состояние здоровья, а также методы сохранения, укрепления, поддержание и совершенствование этого процесса. В контексте этого направления рассматривается появление болезни и как психические факторы влияют на защиту здоровья. При этом само здоровье рассматривается не как цель, достижение которой не предполагает дальнейших задач, а как условие для реализации потенциала личности, осуществление своего человеческого назначения. На этом основании можно допустить, что именно благодаря выстраиванию психологического здоровья у ребенка появляются основополагающие к здоровью физическому. Конечно же, в исключении при этом генетических факторов, катастроф, стихийных бедствий и т. п. То есть, развивая психологическое здоровье, мы вносим вклад в формирование здоровья физического.

В детском саду одним из важнейших условий укрепления и сохранения психологического здоровья является проведение специальных коррекционно-психологических занятий, направленных на формирование развития памяти, мышления, воображения, произвольности, самооценки и т.п. В первую очередь работа должна быть направлена на использование технологий, ориентированных прежде всего на развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.

1. На начальном периоде необходимо:

– осуществлять стабилизацию эмоционального состояния;

– развивать положительное эмоциональное настроение;

– формировать адекватную самооценку у детей ДОУ;

– закладывать у ребенка новые манеры поведения (в связи с изменившейся ситуацией).

2. Для развития эмоционально-познавательной сферы:

– обучать умению определять эмоциональное состояние окружающих;

– развивать способность в выражении своего эмоционального состояния;

– формировать моральные основы у ребенка и проводить занятия на развитие главных психологических критериев: памяти, мышления, воображения, произвольности и т. п.;

– развивать положительное отношения к сверстникам;

– способствовать положительному навыку взаимоотношений со сверстниками;

– развивать адекватные манеры поведения ребенка в социуме;

– побуждать интерес ребенка к познанию изучения нового материала.

В результате ребенок должен обучиться принятию других людей, рефлексивным умениям, а также испытывать потребность в саморазвитии.

При тесном взаимодействии взрослых с ребенком, развивая его, проживая вместе с ним его детский возраст, не забывая при этом, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, взрослые возвращаются в волшебную, удивительную страну под названием «Детство», делая при этом детские годы ребенка счастливыми.

Список используемых источников:

  1. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. с. 346.
  2. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 368 с.
  3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973. — С. 369. 
  4. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников.: учеб. Пособие для высш. пед. учеб. завед. – Москва: Академия, 2003. – 172, [1] c.,[4] л. ил.; 22 см. – (Высшее образование).
  5. Психология здоровья: (Учеб. пособие) / Г. С. Никифоров. – Санкт – Петербург: Речь, 2002. – 256 с.
  6. Современный ребенок: семья плюс детский сад  // Обруч.– 2008. – № 1.– с. 3.
Количество просмотров: 7646  

Добавить комментарий

1. Спортивная игра «Пионербол для дошколят» как одна из форм здоровьесбережения детей
2. На прогулке день за днем: влияние прогулок на сохранение и формирование здоровья подрастающего поколения
3. Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста
4. Физическое развитие и привитие навыков здорового образа жизни как аспект функционально грамотной личности
5. Организация волонтерского движения среди дошкольников по пропаганде здорового образа жизни
6. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков
7. Формирование и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста
8. «Здоровые дети – здоровая нация»: сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада
9. Детская анимация как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильма
10. Художественно-эстетическое развитие дошкольников как важная составляющая успешной личности
11. Создание макетов с детьми с ОВЗ как средство социальной адаптации и индивидуального развития ребенка
12. Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
13. Формирование познавательных способностей дошкольников на примере ближнего природного окружения через разные виды детской деятельности
14. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в дошкольном учреждении
15. Познавательное развитие дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность
16. Развитие речи и творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность
17. Реализация парциальной программы «Юные пешеходы»
18. Фольклорные праздники как способ приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры
19. Использование игровых технологий в процессе автоматизации поставленных звуков у детей с ТНР
20. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через сложившуюся в детском саду систему физкультурно-оздоровительной работы

Страницы

1. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы