Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес доступным ребенку явлениям общественной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь с раннего детства полюбить свою Родину.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географически природно-экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему краю и городу. И помогает нам в этом программа краеведческого воспитания дошкольников «Новая Сибирь – мой край родной!».
Одним из приоритетных направлений патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Важным продуктом краеведения является создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, что способствует эффективности образовательного процесса.
Разнообразие экспонатов, выставок, уголков, краеведческих центров, фотографий, макетов, географических карт, детской художественной литературы, дидактических и наглядных пособий и многое другое – все это привлекает внимание детей, повышает их интерес к знакомству с родным краем.
Нас все время сопровождает мифический герой, Городовичок, связанный к 100-летнему юбилею Новосибирска. Это Новосибирск в «человеческом исполнении»: его кепочка похожа на купол оперного театра, очки напоминают о том, что Новосибирск – город науки, густая шевелюра – о богатых городских лесах, рабочий комбинезон – о промышленности города… Он приходит к нам на занятия и другие мероприятия по краеведению. Этот персонаж яркий, привлекательный, является мотивом для той или иной деятельности. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
И все это достигается благодаря сотрудничеству с родителями. Родители являются полноценными участниками образовательного процесса. Вместе с родителями реализуются проекты: «Моя семья», «Профессии», «Мой дом, моя улица», «Традиции семьи», «Новосибирские писатели» и другие...
11 ноября 2022 года в нашем детском саду прошел День открытых дверей по краеведческому воспитанию дошкольников, мы представляли накопленный опыт по данной программе, провели музыкально-литературную гостиную, почетным гостем была новосибирская писательница Анастасия Безлюдная…
В мае 2022 года на семинаре по краеведческому воспитанию дошкольников почетным гостем у нас была композитор Светлана Ранда, а также Дружинина Наталия Васильевна, автор данной программы.
А 17 февраля 2023 года мы принимали участие в выпуске второго журнала «Сибирские огни» в рубрике «Говорят читатели», так наши воспитанники со своими родителями войдут в журнал и останутся на страницах истории…
Еще у нас есть традиция выходного дня, мы вместе с родителями и детьми выходили в исторический музей в Октябрьском районе, в театры, вместе с родителями посещаем музей истории Дзержинского района, библиотеку им. Гоголя, областную детскую библиотеку им. Горького, выходим к памятнику воинам ВОВ для возложения цветов на территории парка «Березовая роща» и др.
Работа по краеведению охватывает все виды деятельности: образовательную, совместную, самостоятельную, игры, чтение художественной литературы, экспериментирование, использование инновационных технологий, ИКТ, ТРИЗ, мнемотехника, кластер, круги Луллия, технология «Хоровод», квест-технология, игра «Березка», игра-лото «Русский сувенир» и др.
На протяжении нескольких лет ведется кружковая работа по Ордынской росписи и Купинской игрушке. Современные ученые считают, что кисть руки – это орган речи. И ордынская роспись как нельзя лучше помогает детям, особенно с речевыми нарушениями, развить мелкую моторику, творческую активность, развитию психических процессов.
Ордынская роспись проста в исполнении: ограниченная палитра красок, неповторимые, но узнаваемые особенности сибирской природы. В цветовой гамме цвета Российского флага и Ордынского герба, которые олицетворяют: белая чайка, зеленая сосна, бирюзовое водохранилище. А также черный и коричневый цвет. В сочетании с растительными орнаментами и композициями появляются сороки, белки, лоси и срубы – это те основные элементы, которые присущи только Ордынской росписи. При работе с детьми я увидела, что они не владеют кистью и первые шаги были на ладони, чтобы почувствовать кисть, мы мочили кисть в воду и ставили капельку, потом немножко протянули и получили длинную капельку, потом загнули и получили изогнутую, так постепенно мы начали работать на бумаге краской. Сначала мы отрабатывали разные капельки, а потом элементы: деревья, рыбы, птицы и дошли до срубов, а теперь ребята создают зимние и летние деревенские пейзажи.
Со средней группы знакомим детей с Купинской игрушкой, с лепкой из соленого теста, потом расписываем красками. По итогам занятий проводим ярмарки, развлечения, выставки, участвуем в конкурсах.
Результаты проделанной работы позволили сделать вывод о том, что у детей углубились знания о купинской игрушке, ордынской росписи, развились чувства патриотизма и национальной гордости, улучшилось изобразительное творчество и эстетический вкус.
Таким образом, краеведение является первой и важной ступенью и неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Количество просмотров: 912 |
Добавить комментарий