Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство с русскими народными традициями
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, может стать подлинным патриотом.
С. Михалков
Одной из главных задач по духовно-нравственному воспитанию является развитие интереса к прошлому нашего народа, к русским традициям и культуре. В наше время дети, живущие в городах, мало знакомы с русской народной культурой. Большинство из них не знают, как выглядят вещи, окружавшие когда-то наших предков, – хозяйственная утварь, орудия труда, народные костюмы, музыкальные инструменты и т.д. И нам бы очень хотелось, чтобы ребята больше узнали об истории родной страны, выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Для того чтобы погрузить детей в атмосферу старины в группе, мы совместно с родителями организовали игровую среду «Русская изба».
В ней разместились предметы, наиболее часто встречающиеся в русских сказках: чугунки, корыто, сундук, прялка, веретено, самовар и т. д. Главной нашей задачей было не создание мини-музея, а возможность пригласить детей в особый, самобытный мир наших предков. Дети узнали, что ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой для перемещения чугунков в печи, а кочерга – толстый железный прут с загнутым концом для ворошения углей. Миски, ложки, ковши, крынки – это посуда, которую делали из дерева своими руками. Ребята узнали, что керосиновая лампа, лучина нужны для освещения избы в темные, долгие зимние вечера.
Помимо настоящих вещей, в «избу» были помещены предметы, имитирующие реальные, например, красивая сказочная печь, которую можно потрогать, приготовить вкусный обед или испечь ароматный пирог. Вместе с ребятами изготовили посуду для игр в технике папье-маше и расписали под Гжель и Хохлому.
На протяжении пяти недель, мы знакомились с:
– бытом русских людей, с избой (жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта);
– русским национальным костюмом;
– устным народным творчеством, фольклором (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.п.);
– обрядовыми праздниками (Рождеством, Масленицей, Пасхой и т.д.);
– декоративно-прикладным творчеством народных умельцев из Хохломы, Городца, Палеха и других центров народного искусства, прославивших Россию на весь мир.
Живой отклик в сердцах детей и неподдельный интерес получило широкое использование народного фольклора во всех его проявлениях. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, приговорки, дразнилки, где легко сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность, быстро запоминаются и широко используются детьми в играх. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
В завершение у нас в группе состоялось большое мероприятие – веселые посиделки. Ребята, наряженные в русские народные костюмы, вместе с родителями пели частушки, играли в русские народные игры, вспоминали пословицы и поговорки. Также прошел мастер-класс, где родители вместе со своими детьми изготовили куклу Масленицу из ниток. Ну и какие же посиделки без вкусного, ароматного каравая с чаем!
А еще мы с ребятами посетили Новосибирский музей этнографии детства. Это сказочное место, где бережно хранят и представляют народную культуру во всем многообразии. Во время познавательно-деятельной экскурсии мы узнали, как жили дети в старину, увидели большое разнообразие текстильных игровых и ритуальных кукол, которых чаще всего мастерили из подручных средств самостоятельно.
Поиграли в старинные подвижные игры под веселую балалайку. Узнали про обряд перехода во взрослую жизнь. На мастер-классе ребятам было предложено раскрасить традиционную деревянную куклу «Акробат» и забрать на память. В конце мероприятия – русская чайная церемония, на которой рассказали про самовар, сахарные головы, церемонию чаепития на Руси.
Количество просмотров: 1103 |
Добавить комментарий