Использование дидактического пособия «Цветные шапочки» в работе учителя-логопеда ДОО

 
 

Конькова Наталья Васильевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Новикова Лариса Васильевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Использование дидактического пособия «Цветные шапочки» в работе учителя-логопеда ДОО

Использование игры для формирования навыков звуко-буквенного анализа слова у дошкольников с ТНР вызвано практической необходимостью: трудностью в овладении детьми навыком звуко-буквенного анализа, недоразвитием фонематических процессов, неумением ориентироваться в звуковой структуре слова.

Особое место в работе по формированию фонематического восприятия отводится наглядной демонстрации звучания слова: разности и схожести звучания отдельных слов, последовательной смене одного звука другим, порядку следования звуков в слове, усвоению того, что слова состоят из звуков, что звуковая окраска слов различна.

Дидактическое пособие «Цветные шапочки» позволяет освоить звуковой анализ слов в игровой форме, учит различать звуки в словах, развивает познавательный интерес к родному языку. Помогает решить следующие задачи:

– развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, внимание к звуковой стороне слова;

– упражнять детей в чётком произношении звуков;

– учить определить место звука в слове;

– различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;

– свободно ориентироваться в звуковой структуре слова, подбирать слова по предложенным моделям;

– развивать моторику пальцев рук.

Это пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:

– как наглядный материал учителя-логопеда в коррекционной деятельности в процессе подгрупповой, индивидуальной и фронтальной работы;

– в самостоятельной деятельности ребёнка;

– в игре с другими детьми и взрослыми.

Данное пособие состоит из шапочек трёх цветов (синего, зелёного, красного), которые соответствуют принятым цветовым обозначениям согласных и гласных звуков. Шапочки сделаны так, чтобы можно было легко надеть и снять с пальцев рук ребёнка. Они приятны на ощупь и вызывают много положительных эмоций у детей, что позволяет учителю-логопеду эффективно проводить коррекционную работу.

С помощью цветных шапочек можно играть в следующие игры.

Игра «Живые звуки»

Задача: закрепить навыки звукового анализа.

Описание. Взрослый показывает картинку и называет по ней слово, которое они будут составлять. Роль каждого из звуков будут выполнять шапочки. Ребёнок должен надеть звуковые шапочки так, чтобы можно было произнести заданное слово. Слова подбираются простые. Например, мак, кот, дом, коза лиса и т. д.

Игра «Выбери картинки»

Задача: научить детей выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить их словарный запас, развить зрительное внимание.

Описание. Взрослый раскладывает картинки на столе, дает инструкцию ребенку, что он должен выбрать те картинки, на которых изображены слова на определенный звук, например, звук [к]. Затем взрослый четко называет все картинки, а ребенок выбирает из них подходящие (кот, пони, муха, конь, кофта, танк, кубик, конфета, нос, паук, мак, кукла ит. д.). После этого ребёнку предлагается сделать звуковой анализ с помощью шапочек.

Игра «Назови  гласные»

Задача: тренировать детей в выделении из слова гласных звуков.

Описание. Взрослый произносит слова по слогам, выделяя и протягивая гласные, надевая ребёнку шапочки-звуки. Затем произносит только гласные в той последовательности, как они стояли в слове.

Например, ры-ба - ы-а; ба-ра-бан - а-а-а; кош-ка -о-а; мя-чик - я-и и т. д. Далее ребенок пробует самостоятельно протянуть гласные в слогах и показать их по порядку, используя звуковые символы – шапочки.

При необходимости взрослый помогает ему в правильном делении слов на слоги. Для игры подбираются двусложные слова с прямыми слогами, в которых гласные звуки не изменяются в зависимости от ударения или орфографического правила, т. е. слова пишутся и произносятся одинаково (исключаются слова типа оса, дорога, шина, лето, затем одно- и трехсложные слова и содержащие стечение согласных.

Игра «Угадай-ка»

Задача: закрепить навыки звукового анализа.

На доске – картинки, на столе – схемы слов. Дети должны соотнести название картинки со схемой слова и составить эти схемы звуковыми символами – шапочками.

«Зашифрованное слово»

Задача: закрепить навыки звукового анализа.

Показываем ребёнку звуковую схему слова, выложенную звуковыми символами – шапочками. Ребёнок должен расшифровать её. Из предложенных картинок выбрать подходящее название.

«Где спрятался звук»

Задача: закрепить навыки звукового анализа, активизировать знания детей о звуковом строение слова.

В этой игре ребёнку нужно определить вместо заданного звука в слове. Ребёнку надеваются звуковые символы на пальцы, называется слово. Затем логопед произносит звук, который есть в этом слове, а задача ребёнка найти место этого звука и показать его пальцем.

«Придумай слово»

Задача: закрепить навыки звукового анализа, активизировать знания детей о звуковом строение слова.

Задача ребёнка – придумать слово на заданное количество слогов, букв или звуков. Выложить это слово с помощью звуковых символов – шапочек (одеть на пальцы).

Количество просмотров: 3809  

Добавить комментарий

1. Нескучные биографии
2. Интегрированный урок как средство повышения активности и развития творческих способностей на уроке истории
3. Использование ресурсов «Российской электронной школы» для оценивания функциональной грамотности
4. Методические рекомендации для подготовки учащихся 7-х классов к ВПР по английскому языку: из опыта практической деятельности
5. Опыт проведения совместных уроков младших и старших школьников
6. Формирующее оценивание на уроках изобразительного искусства. 3 класс
7. Формирующее оценивание на уроках литературного чтения во 2 классе
8. Начни с себя: воспитание ответственного отношения учащихся к собственному поведению в процессе взаимоотношений с одноклассниками и учителями
9. Квест-игра «Мой любимый город»
10. Развлечение в бассейне «В подводном царстве»
11. Исследовательский проект обучающихся с нарушением слуха «Старинные русские меры длины»
12. Мини-музей в подготовительной группе «Жилища и быт народов Сибири»
13. Использование дидактического пособия «Цветные шапочки» в работе учителя-логопеда ДОО
14. Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальный теремок»
15. Сценарий спортивного праздника «День мяча» для детей старшего дошкольного возраста
16. «К истокам старины»
17. Квест-игра «В поисках национального десерта»
18. Роль дидактического пособия в автоматизации звуков у детей с ОВЗ
19. Патриотическое воспитание дошкольников посредством создания мини-музея в ДОУ
20. Снежный арт в работе с детьми ДОУ

Страницы

1. Профессиональная проба «Шахматист 2.0». Шахматы как приключение, профессия и путь к новым интересам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие эмоционального интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Понятие о тексте. Основные признаки текста», построенного на основе методов и приемов технологии развития критического мышления ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Технологическая карта урока русского языка ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Эффективные формы взаимодействия с родителями в ДОУ согласно ФОП ДО ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проект «Папа, мама, я – вот и вся моя семья» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Образовательный проект «Маленький патриот своей страны» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Проект на тему «Сходство животных и птиц разных лет и эпох» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Сценарий музыкальной сказки «О материнской любви» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мультипликации ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Беседа с детьми подготовительной группы о Дне Победы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Конспект интегрированного урока «Окружающий природный мир» и «Сенсорное развитие» в 8 классе по АООП для учащихся с нарушениями интеллекта (вариант 2) ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Консультация для родителей «Развитие навыка построения предложно-падежных конструкций средствами дидактических игр и игровых упражнений у детей с общим недоразвитием речи» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Роль считалок в детском саду: игра, развитие и воспитание ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Парциальные программы – один из способов улучшения качества образования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Конспект развлечения «Праздник цветных карандашей отмечаем с Симкой и Дим Димычем» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Познавательно-исследовательский проект «Ромашка моего имени» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Мастер-класс «Как cложное cделать простым» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Конспект игры-викторины для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы