Начни с себя: воспитание ответственного отношения учащихся к собственному поведению в процессе взаимоотношений с одноклассниками и учителями

 
 

Кордюкова Людмила Геннадьевна,

учитель английского языка

МБОУ «Гимназия № 13 имени Э.А. Быкова»

 

Начни с себя: воспитание ответственного отношения учащихся к собственному поведению в процессе взаимоотношений с одноклассниками и учителями

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание и социализацию личности обучающихся.

А это значит, что работа классного руководителя, помимо ведения документации, организации жизни класса и работы по повышению успеваемости класса в основном заключается во взаимодействии с учащимися и их родителями с целью формирования коллектива, в котором ребята могут мирно сосуществовать и развивать свои индивидуальные интеллектуальные и творческие способности, а также приобретать социальные навыки общения и умения решать проблемы и достигать поставленные цели.

Это взаимодействие требует от классного руководителя колоссального терпения, знаний в области педагогики и психологии, умения правильно действовать в конфликтных ситуациях и, конечно же, искреннего желания помочь детям и родителям в решении их школьных проблем.

В связи с этим в данной статье мне бы хотелось обсудить один непростой момент, с которым сталкиваются, я уверена, все классные руководители в процессе своей деятельности. «Это он виноват!», «Он первый начал!», «Нам учитель ничего не объяснила, поэтому я не выполнил задание!», «Учитель не выложил домашнее задание в электронный дневник, поэтому я его и не сделал!». Как часто мы слышим эти и похожие фразы от учащихся. И каждая подобная фраза – это начало «разбирательства», которое в зависимости от ситуации может занять у классного руководителя от 10 минут до школьного академического года, а то и более.

Как мы видим, в каждой подобной ситуации задействованы две стороны, и, скорее всего, выслушивая позицию второй стороны, вы услышите оправдание и обвинение в адрес первой. Что же делать, чтобы не погрязнуть в череде взаимных обвинений и не оказаться в позиции судьи, от которого каждая сторона требует «правильного» в его пользу решения?

На мой взгляд, первым шагом может быть понимание самим классным руководителем причин подобного поведения. Здесь можно порекомендовать вспомнить такое понятие в психологии, как «атрибуция», или познакомиться с этим понятием, его видами и ошибками. Например, фундаментальная ошибка атрибуции – это «склонность человека объяснять поведение других их индивидуальными особенностями, а своё поведение – ситуацией, внешними обстоятельствами. Да, желание оправдать себя и обвинить окружающих или обстоятельства – это защитный механизм нашей психики, но понимая это, классный руководитель все же должен профессионально решить возникшую проблему и научить учеников в дальнейшем выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Второй шаг –  осознание того, что постоянное обвинение окружающих – это отличный способ оправдывать собственное бездействие. Обвиняя во всем других, человек снимает с себя ответственность за происходящие события. С одной стороны, может показаться, что это очень удобная позиция, но нужно помнить, что, занимая ее, человек перестает управлять ситуацией в частности и своей жизнью в целом. Он добровольно позволяет делать это обстоятельствам или другим людям. Ребенок с подобной позицией, скорее всего, будет испытывать трудности в общении с одноклассниками и в дальнейшем во взаимоотношениях в семье и на работе. Такой человек, в итоге, всю свою жизнь проживет, жалуясь на всех и вся и завидуя окружающим. Будучи педагогом, классный руководитель должен научить своих подопечных строить отношения со сверстниками и учителями конструктивно.

Отсюда вытекает следующий этап работы с подобными ситуациями – научить ребят своего класса (и некоторых родителей тоже придется этому деликатно учить) брать ответственность за свои поступки. Давайте вкратце рассмотрим, что же такое ответственность. Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность – это необходимость, обязанность отдавать отчёт кому-нибудь в своих действиях, поступках.

Психология трактует данное понятие немного шире. Ответственность – это специфическая для зрелой личности форма саморегуляции и самодетерминации, выражающаяся в осознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий и в осознании и контроле своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни.

И говоря о том, что мы хотим научить детей самих управлять своей жизнью и взаимоотношениями, нужно помнить, что ответственность – одно из самых ключевых понятий в современной психологии, осознание меры ответственности за собственные переживания непременное условие разрешения личностных проблем. Любые, даже конкурирующие и конфронтирующие между собой подходы к психотерапии сходны в одном: без осознания персональной ответственности за самого себя и за свою жизнь никакие положительные изменения невозможны.

Итак, вернемся к тому, что эффективное взаимодействие и формирование социальных навыков в классном коллективе невозможно, если дети не научены брать на себя ответственность за себя и происходящие вокруг них события. Здесь нужно вспомнить, что могут быть разные области личной ответственности: ответственность за себя (где степень ответственности должна быть близка к 100 %) – это наше тело, здоровье, интеллектуальное развитие, эмоции и чувства, желания, реакции на воздействия извне; и ответственность за взаимоотношения с окружающими (степень ответственности – 50 %). Конечно, в отношениях с людьми мы не можем отвечать за реакции, мысли, действия и чувства другого человек, но то, как мы лично себя ведем и какие формы и методы применяем, взаимодействуя с людьми, зависит только от нас. Как показывает мой опыт, именно ребята со слабо развитым чувством ответственности имеют проблемы с взаимоотношениями в школе как со сверстниками, так и с учителями.

Конечно, значительную роль в воспитании ответственности у ребенка играют родители. Но, как правило, они воспитывают детей интуитивно или по аналогии с тем, как воспитывали их самих, и, к сожалению, не всегда делают это правильно. Поэтому педагог – классный руководитель должен помочь в этом вопросе.

Любой педагог знает, что процесс воспитания – это долгий процесс. По щелчку пальцев или взмаху волшебной палочки невозможно изменить устойчивое поведение ребенка. Поэтому да, требуются годы, чтобы результат стал заметен.

Сейчас «мои дети» – старшеклассники. И мне приятно отметить, что мы вместе с ними добились в вопросе воспитания личной ответственности положительных результатов. С пятого класса это был один из ключевых вопросов воспитания в нашем коллективе. Для некоторых ребят был большим откровением тот факт, что за проблемы во взаимоотношениях обе стороны зачастую ответственны в равной степени и что в их поведении и обучении виноваты не учителя, одноклассники и родители, которые «не отследили вовремя, не заинтересовали, отвлекали на уроке, не положили нужный учебник в портфель и т.д.», а, в первую очередь, они сами. Когда это понимание стало приходить, некоторые ребята меня просили: «А давайте Вы мне всегда будете напоминать…», «Давайте договоримся, что Вы следите за моим поведением и говорите, что нужно перестать разговаривать, обзываться и т.д.», «Знаете, а отвечать за себя – это очень сложно, оказывается. Может быть, Вы за меня поговорите с… ». То есть дети хотели опять «сбросить» ответственность на меня. Но я не сдавалась.

Любая ситуация «Это он/она/они виноваты» разбиралась либо индивидуально, либо на классном часе с обсуждением следующих вопросов:

1. Почему ты так поступил?

2. Почему, по-твоему, другой человек поступил так?

3. Какие будут последствия данной ситуации для всех участников?

4. Что можно было сделать, чтобы избежать драки/оскорблений/поломанной мебели/докладной учителя и т.д.?

5. Как ты поступишь в подобной ситуации в следующий раз?

Когда ребята были в 8 и 9 классе, то фраз подобных «Это он виноват», «Это потому что они…» я уже не слышала. Мы конструктивно разбирали каждую проблему и конфликтную ситуацию, и я радовалась за детей и за себя, так как в профессиональном плане это очень упрощает «жизнь» классного руководителя.

Я назвала статью «Начни с себя!», а это значит, что и классный руководитель должен быть в данном вопросе примером для ребят – не обвинять безосновательно, постоянно анализировать причины поступков своих учащихся, признавать свои ошибки и демонстрировать личную ответственность руководителя класса. Конечно, таким примером должны быть и родители, и другие педагоги, но это уже немного другая тема для обсуждения.

В заключение мне бы хотелось привести стихотворение Б. Окуджавы, которое мы обсуждали с ребятами и которое, на мой взгляд, кратко и емко резюмирует все то, о чем говорилось выше.

***

Осудите сначала себя самого,

Научитесь искусству такому,

А уж после судите врага своего

И соседа по шару земному.

Научитесь сначала себе самому

Не прощать ни единой промашки,

А уж после кричите врагу своему,

Что он враг и грехи его тяжки.

Не в другом, а в себе побеждайте врага,

А когда преуспеете в этом,

Не придётся уж больше валять дурака –

Вот и станете вы Человеком.

Булат Окуджава

Список литературы

1. Федеральный образовательный стандарт (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) [Электронный ресурс]https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa/

2. Федеральный закон  от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentI d=425101

3. Федеральный образовательный стандарт  (приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287) [Электронный ресурс] https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=395813&cwi=154#h1181

4. Толковый словарь С.И. Ожегова [Электронный ресурс] https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=19009

3. Психологический словарь [Электронный ресурс] http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=616

4. Ильичева Е. «Ответственность» статья. [Электронный ресурс] https://www.help-nn.ru/articles/responsibility/

5. Стихи Б.Окуджавы [Электронный ресурс] https://www.askbooka.ru/stihi/bulat-okudzhava/osudite-snachala-sebya-samogo.html

Количество просмотров: 2302  

Добавить комментарий

1. Нескучные биографии
2. Интегрированный урок как средство повышения активности и развития творческих способностей на уроке истории
3. Использование ресурсов «Российской электронной школы» для оценивания функциональной грамотности
4. Методические рекомендации для подготовки учащихся 7-х классов к ВПР по английскому языку: из опыта практической деятельности
5. Опыт проведения совместных уроков младших и старших школьников
6. Формирующее оценивание на уроках изобразительного искусства. 3 класс
7. Формирующее оценивание на уроках литературного чтения во 2 классе
8. Начни с себя: воспитание ответственного отношения учащихся к собственному поведению в процессе взаимоотношений с одноклассниками и учителями
9. Квест-игра «Мой любимый город»
10. Развлечение в бассейне «В подводном царстве»
11. Исследовательский проект обучающихся с нарушением слуха «Старинные русские меры длины»
12. Мини-музей в подготовительной группе «Жилища и быт народов Сибири»
13. Использование дидактического пособия «Цветные шапочки» в работе учителя-логопеда ДОО
14. Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальный теремок»
15. Сценарий спортивного праздника «День мяча» для детей старшего дошкольного возраста
16. «К истокам старины»
17. Квест-игра «В поисках национального десерта»
18. Роль дидактического пособия в автоматизации звуков у детей с ОВЗ
19. Патриотическое воспитание дошкольников посредством создания мини-музея в ДОУ
20. Снежный арт в работе с детьми ДОУ

Страницы

1. Не теряя энтузиазма ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе) ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Продолжая семейные традиции ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы