Исследовательский проект обучающихся с нарушением слуха «Старинные русские меры длины»

 
 

Чазова Юлия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 
 
 

Чугунова Людмила Леонидовна,

учитель математики

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Исследовательский проект обучающихся с нарушением слуха «Старинные русские меры длины»

В число множества проблем обучения детей с нарушением слуха входит проблема обучения их чтению. У обучающихся с нарушением слуха недостаточный словарный запас, а значит очень часто они не понимают смысл прочитанного текста, произведения.

В произведениях русской литературы очень часто встречаются термины, слова, обозначающие единицы измерения длины и массы Древней Руси, но ребята нашей школы, к сожалению, не знают и не понимают значения этих слов, а значит им трудно понять содержание читаемого текста.

На уроках математики в 7 классе ученики поверхностно знакомятся с некоторыми старинными мерами длины и тоже не всегда представляют себе эти меры, поэтому мы с ребятами захотели узнать более подробно о старинных единицах измерения длины, проследить взаимосвязь между старой и новой измерительными системами. Нами был разработан исследовательский проект «Старинные русские меры длины».

Цель нашего проекта: узнать, какие меры длины были на Руси и что они обозначали, сравнить их с новой измерительной системой, найти отражение этих мер в русских пословицах и поговорках, в произведениях литературы.

На первом этапе работы над проектом обучающиеся самостоятельно с помощью энциклопедий, справочного материала, сети Интернет изучили теоретический материал о мерах длины, существовавших на Руси, и что они обозначали.

На дополнительных занятиях по литературе совместно с учителем проанализировали сборники пословиц и поговорок и нашли те, в которых упоминаются старинные меры длины, а также выяснили, в каких произведениях литературы встречаются старинные меры длины:

– А.Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»

«…отворилась боковая дверь… и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина»

– Иван Сергеевич Тургенев «Муму»

«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья».

– Былина «Добрыня и Змей»:

«Схватил он свой колпак в три пуда весом да как хватит Змею по голове!» и другие.

Пословицы и поговорки:

«Один, как перст»

«На аршин голова, да ума на пядь»

«Москва верстой далека, а сердцу рядом» и другие.

Следующим этапом работы над проектом было составление таблицы перевода мер длины в различных единицах.

Затем ребята провели несколько экспериментов.

Исследование 1.

Трое учеников измерили длину классного кабинета шагами.

Мы получили разное количество шагов при измерении одного и того же кабинета, потому что у учеников разные мерки, разная длина шага и сделали вывод, что сравнивать длины можно только тогда, когда есть единая мерка.

Исследование 2.

Измерили рост некоторых ребят из класса и выразил в различных старинных единицах длины.

Вычисляя рост одноклассников через различные единицы длины, мы выяснили, что это неточный подсчет, и что нужно использовать общепринятую метрическую систему мер.

Выводы по исследованию:

1. Без измерений обойтись нельзя как нашим предкам, так и нам, современным людям.

2. Существовали разные меры длины, которые отличались друг от друга.

3. Старинные единицы длины были неточными. Поэтому сейчас используются общие для всех стран единицы измерения: миллиметр, сантиметр, метр, километр.

Таким образом, проект «Старинные русские меры длины» знакомит обучающихся с единицами старинных мер длины, также проект показал, что множество различных систем измерения длины можно выразить через единую метрическую систему, также меры длины очень часто упоминаются в литературных произведениях.

Кроме того, у обучающихся с проблемами слуха расширился и обогатился словарный запас. Важно отметить, что работа над проектом помогла развивать им следующие качества: трудолюбие; усидчивость; целеустремленность; самостоятельность; творческие способности.

Количество просмотров: 3317  

Добавить комментарий

1. Нескучные биографии
2. Интегрированный урок как средство повышения активности и развития творческих способностей на уроке истории
3. Использование ресурсов «Российской электронной школы» для оценивания функциональной грамотности
4. Методические рекомендации для подготовки учащихся 7-х классов к ВПР по английскому языку: из опыта практической деятельности
5. Опыт проведения совместных уроков младших и старших школьников
6. Формирующее оценивание на уроках изобразительного искусства. 3 класс
7. Формирующее оценивание на уроках литературного чтения во 2 классе
8. Начни с себя: воспитание ответственного отношения учащихся к собственному поведению в процессе взаимоотношений с одноклассниками и учителями
9. Квест-игра «Мой любимый город»
10. Развлечение в бассейне «В подводном царстве»
11. Исследовательский проект обучающихся с нарушением слуха «Старинные русские меры длины»
12. Мини-музей в подготовительной группе «Жилища и быт народов Сибири»
13. Использование дидактического пособия «Цветные шапочки» в работе учителя-логопеда ДОО
14. Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальный теремок»
15. Сценарий спортивного праздника «День мяча» для детей старшего дошкольного возраста
16. «К истокам старины»
17. Квест-игра «В поисках национального десерта»
18. Роль дидактического пособия в автоматизации звуков у детей с ОВЗ
19. Патриотическое воспитание дошкольников посредством создания мини-музея в ДОУ
20. Снежный арт в работе с детьми ДОУ

Страницы

1. «Поэзия первой половины ХХ века»: технологическая карта урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. «Это чудо – сказочная гжель» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование патриотических чувств у детей через непосредственно образовательную деятельность в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Конспект НОД по развитию речи дошкольников с использованием мультипликации на тему «Дикие животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы