Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика»

 
 

Ткаченко Инна Сергеевна,

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 390 «Берег детства» г. Новосибирска

 
 
 

Стацура Ирина Сергеевна,

музыкальный руководитель 

МАДОУ д/с № 390 «Берег детства» г. Новосибирска

 

Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика»

За короткий период времени в дошкольном образовании произошли значительные изменения: появились новые программы, образовательные технологии. Изменились и требования к организации и содержанию музыкального образования.

Современная педагогическая деятельность требует от музыкального руководителя применения инновационных методов, позволяющих обучать, воспитывать и развивать дошкольников таким образом, чтобы этот процесс проходил незаметно для них самих. Основное внимание уделяется формированию общей культуры детей через развитие их музыкальности, участие в музыкально-художественной деятельности, развитию способности эмоционально воспринимать музыку, а также знакомству с музыкальным искусством.

Благодаря разнообразию жанров, выразительным и изобразительным возможностям музыки одновременно решаются задачи в других образовательных областях. Погружение в музыкальную среду побуждает детей делать осознанный выбор, принимать самостоятельные решения и реализовывать свои творческие идеи, а также способствует развитию различных видов активности (умственной, игровой, творческой).

Игровая мотивация используется педагогами при проведении образовательного процесса и стимулирует партнёрскую деятельность детей с педагогом.

Дошкольники формируют у себя самостоятельность в обучении: желание узнать, изучить, открыть, понять, что нужно для приобретения знаний. Выполнение определенных операций, позволяющих им осознанно использовать полученные знания, развивают умение контролировать собственные действия.

Разнообразные приемы, средства, методы и подходы к обучению способствуют сохранению, укреплению и формированию здоровья детей.

Для повышения эффективности музыкальных занятий мы начали применять разнообразные подходы к восприятию музыки. Это было связано с наблюдением, что простое прослушивание произведений не вызывает у детей ожидаемого уровня радости и интереса. Мы осознаем необходимость введения детей в мир классической музыки уже в дошкольном возрасте. Погружение в музыкальную культуру на ранних этапах позволяет ребенку лучше усвоить язык музыки, что способствует более глубокому проникновению в ее сущность. Нам хотелось создать такой формат, который бы увлекал каждого ребенка, погружал его в мир классической музыки необычным способом.

Для этого часто используем карточки для активного слушания музыки – музыкальные нейропрописи, которые помогают детям «увидеть музыку». Дети проявляют высокий интерес к этим занятиям, потому что им нравится «управлять музыкой».

Музыкальные нейропрописи имеют ряд преимуществ:

  • Это отличный способ увлечь детей музыкальным произведением.
  • Они являются полезным инструментом для обучения детей классической музыке.
  • Это увлекательный метод для понимания языка классической музыки.
  • Они представляют собой визуальное изображение, которое помогает выделить и организовать важные элементы музыки в произведении, такие как форма, тембр инструмента, динамика и т. п.
  • Это отличный способ с помощью визуализации понять абстрактный язык музыкальных произведений (непонятное сделать наглядным).

Слушание музыки и музыкальные нейропрописи оставляем на конец музыкального занятия. Возраст детей – от 5 лет. Они «прописывают» фигуры прописи указательным пальцем по заранее приготовленной карточке произведения, запланированного для прослушивания. Перед прохождением каждого произведения, проводим подготовительную работу с применением ИКТ-технологий.

Образные рассказы «подогревают» интерес детей и вызывают эмоциональные переживания. Иногда привлекаем к своей работе воспитателя, который может провести предварительную работу на своем занятии, если наши темы пересекаются.

Тематика произведений зависит от индивидуального запроса, программы, темы или времени года. Можно взять цикл произведений и проходить его в течение года (например, В. Ребиков «Игрушки на елке», К. Сен-Санс «Карнавал животных»), можно брать отдельные произведения (Д. Шостакович «Шарманка», В. Селиванов «Шуточка»). Без опасений можно использовать полные версии балетов (С. Прокофьев «Золушка, П. Чайковский «Щелкунчик»). Часто используем и ритмические движения перед тем, как заниматься работой с музыкальными нейропрописями.

Музыкальные нейропрописи придумываем самостоятельно, самое главное при этом – их доступность и понятность для детей.

Приведем примеры нейропрописей для некоторых произведений.

  

Д. Шостакович «Шарманка».

 

К.Сен-Санс «Карнавал животных»

Разумеется, разработка музыкальных нейропрописей требует значительного количества времени и усилий, однако достигнутый результат оправдывает эти затраты. Нейропрописи способствуют развитию интеллектуальных способностей, улучшению памяти и концентрации внимания, восстановлению речевой функции.

Количество просмотров: 1307  

Добавить комментарий

1. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании
2. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО
3. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении
4. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика»
5. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР
6. Технология празднования мероприятий в современном формате
7. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике
8. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ
10. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность
11. Игра как средство обучения грамоте
12. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела»
13. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования
14. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор
15. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности
16. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада
17. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО
1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы