Современный урок: следование алгоритму или акт творчества?

 
 

Петричук Ирина Ивановна,

почетный работник сферы образования РФ,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Современный урок: следование алгоритму или акт творчества?

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребёнка и тогда,

когда мы хотим научить его читать и писать.

В. А. Сухомлинский

 

Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии,

чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни.

К. Д. Ушинский

Несмотря на изменение образовательных концепций в разные периоды и в разных странах, основной формой организации обучения на протяжении практически всей истории системного образования является урок.

В современной российской школе целью образования обозначено не только овладение системой знаний, но и развитие личности, способной к самообразованию. Именно эта цель характерна и для урока. К современному уроку в России по ФГОС предъявляется довольно много требований. Это и следование системно-деятельностному подходу, и наличие в структуре урока целеполагания и рефлексии, и выбор оптимальных современных средств обучения, обеспечивающих достижение высоких предметных результатов и создающих условия для саморазвития обучающихся. Это грамотное сочетание индивидуальных и групповых форм работы на уроке, поддержание в течение всего урока готовности учащихся к продуктивной деятельности, использование развивающего оценивания деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса, преодоление авторитарного стиля общения между учителем и учеником и многое другое.

Любой урок начинается с проектирования. Цель проектирования – спланировать содержание урока, определить цели, задачи, формы организации учебно-образовательного процесса, а также содержание педагогического взаимодействия. Содержание учебного процесса на уроке зависит от типа урока и методов.

В последние пару десятилетий появлялись разные системы типизации уроков, но одной из самых оптимальных представляется деление уроков на 5 типов:

– урок изучения нового материала (получения нового знания);

– урок совершенствования знаний, умений и навыков;

– урок обобщения и систематизации изученного материала;

– урок контроля и оценки знаний, умений и навыков;

– комбинированный урок.

Кроме урока контроля и оценки знаний, умений и навыков, проводимого в форме выполнения контрольной работы или теста, имеющего сокращенную структуру, в структуре любого урока выделяют следующие элементы:

– организационный;

– проверка выполнения домашнего задания;

– подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний;

– усвоение новых знаний и способов действий;

– проверка понимания учащимися нового материала;

– закрепление нового материала;

– контроль, самопроверка, рефлексия;

– поведение итогов урока;

– информирование о домашнем задании, рекомендации по его выполнению.

При этом при проектировании урока нужно помнить о принципе здоровьесбережения, о сочетании учебной и творческой деятельности, об обязательной коммуникативной составляющей (т.е. о работе в парах или группах), о метапредметности урока, способствующей целостному восприятию мира, о том, что урок должен соответствовать ведущим дидактическим принципам (непрерывности и преемственности содержания и форм организации образовательного процесса, целостности, фундаментальности/научности, гуманизации и культуросообразности).

Можно бесконечно описывать требования к современному уроку. Этой теме посвящены сотни методических докладов, диссертаций, публикаций. И подчас педагоги либо стараются выполнить все рекомендации, проектировать и проводить идеальные уроки и через достаточно короткое время приходят к состоянию «выгорания» от непосильных нагрузок, либо наоборот, не «заморачивась», открывают «книгу для учителя» или даже, обходясь без этого, просто выполняют с учащимися подряд задания из учебника и превращаются в равнодушного «урокодателя». Особенно это касается молодых специалистов, которые часто через какое-то время просто уходят из школы.

Как же избежать этого? «У вас есть цели, заданные стандартами, но учитель вполне может сделать повседневную работу в классе более интересной», – считает Кэти Ламбет, доцент педагогического колледжа Университета Конкордия. Если вы превратите свою деятельность в творчество, если вы будете, безусловно соблюдая основные требования к уроку, осознавать себя сценаристом и режиссером своего урока, если урок будет для вас не только работой, но и способом самовыражения, то при неизбежных периодах утомления и даже разочарования, это поможет вам получать удовлетворение от нашей сложной, но очень важной профессии. «В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму» – это слова нашего великого соотечественника Н. И. Пирогова, жившего в XIX веке, который был не только выдающимся хирургом, но и талантливым педагогом.

В своей педагогической деятельности я всегда считала, что при всех научных определениях термина «урок» главной составляющей урока должно быть то, что это акт творчества. Составляя план урока или, как сейчас принято говорить, проектируя урок, я следовала всем методическим требованиям, но проводя каждый конкретный урок, я не боялась отступить от плана. Так, например, одним из самых важных не с точки зрения предметной составляющей, а с точки зрения формирования готовности учащихся к правильному отношению к трудностям, которые встречаются в жизни каждого, я считаю урок, который есть в тематическом планировании для 11 класса по предмету английский язык (УМК Spotlight) Against all Odds. Обычно я начинаю этот урок с лексической зарядки, затем демонстрирую небольшое видео Inspiring Success Stories, в котором коротко сообщается об истории успеха шести мировых знаменитостей, пришедших к этому успеху через трудности. Далее учащимся предлагается обсудить увиденное и рассказать, чья история успеха показалась наиболее интересной или вдохновляющей. Затем следует этап целеполагания. В основной части урока решаются предметные задачи через работу с текстом о невероятной истории выживания альпиниста, товарищ которого для спасения своей жизни принял решение обрезать страховочную веревку героя рассказа, и закрепление лексики в разных упражнениях. Перед рефлексией я предлагаю еще один коротенький видеоролик Beat the Odds, такой американский-американский, с невероятным пафосом, с усилением звукового ряда до крещендо. Однажды, проводя этот урок в 11-м гуманитарном классе, чтобы несколько сгладить этот невероятный пафос ролика, но оставить в умах ребят основной его посыл, я сказала ребятам, что-то такое: «можно по-разному относиться к форме этого высказывания, но суть верная – только сам человек может очертить границы своих возможностей» и что «любые неприятности можно пережить, если есть к этому воля». И вдруг я поняла, что дети очень личностно восприняли урок и тогда вместо запланированной рефлексии, я прочитала детям стихотворение, извинившись за то, что оно на русском языке, которое написала для своей дочери, когда она была выпускницей и перед которой тоже стояли проблемы подготовки к экзаменам, поступления в вуз, жизненного выбора:

Мы все подчас, бываем у черты,

Когда один рывок лишь только нужен.

И как бы ни был этот шаг натужен,

Его не сделать уж не можешь ты.

 

Вперёд  и вверх – и нет пути назад,

Вперёд – пусть от натуги рвутся жилы,

Вперёд – один девиз, пока мы живы,

Не ожидая званий и наград.

 

Оскальзываясь и срываясь вниз,

Опять идти к вершине горной кручи,

Не потому, что ты сильней и лучше,

А потому, что это – твой девиз.

 

И лишь достигнув новой высоты,

Встать во весь рост и выдохнуть устало,

И для других сигнальные костры

Разжечь. И все начать сначала!

В классе на долю секунды повисла тишина, а потом раздались громкие аплодисменты. Я не успела провести рефлексию, не озвучила домашнее задание, сказала, чтобы посмотрели его в электронной школе. Я даже не озвучила оценки, которые ставила во время работы с текстом и упражнениями. И ни один ребенок не спросил: «А у меня есть сегодня оценка за урок?» Они ушли из класса какие-то притихшие и задумчивые.

Через переменку ко мне пришел другой класс, инженерный. Это совсем другие дети, и там я не читала стихов, а в качестве рефлексии мы моделировали ситуацию «что я буду делать, если не поступлю в выбранный вуз». И я озвучила оценки и проговорила домашнее задание…

О чем я?.. Я хочу сказать коллегам, особенно тем, кто только начинает работать. Не бойтесь нарушать запланированный алгоритм. Не бойтесь творить. А иногда и «вытворять». Если в процессе урока, даже во время работы над сложным текстом, в открытое окно вашего класса ветер занес горсть осенних листьев, сделайте паузу и, даже если вы этого совсем не планировали, предложите группе написать синквейн, на тему Autumn или Leaves, и вы можете получить от ребят что-то, например, такое:

Leaves

golden and crimson

flying, circling, fascinating

they awaken dreams in my soul

miracle

Или если за окном вдруг повалил первый снег, и кто-то застыл, не в силах оторвать взгляд от этой красоты, не спешите делать замечание и призывать вернуться к работе. Попросите учеников написать четыре-пять предложений на тему My feelings when watching the first snow. А выполняя упражнение на отработку условных предложений второго типа, попросите ребят составить предложения, начиная со слов If I had a magic wand…, и вы не только добьётесь того, что учащиеся запомнят эту грамматическую конструкцию, но и немножко заглянете им в душу, узнаете об их мечтах и чаяньях, а иногда и о проблемах, для решения которых ребятам может понадобиться ваша помощь и поддержка.

Конечно, структурой урока нельзя пренебрегать постоянно. Говоря о превращении педагогики в искусство, тот же Николай Иванович Пирогов предостерегал: «С другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны». Однако ваши ученики должны видеть в вас не «функцию», а живого человека, остро чувствующего красоту, способного на эмоции, творческого и отзывчивого.

И тогда однажды бывший двоечник вдруг нарисует на доске в вашем кабинете корзину цветов и напишет: «Мы вас любим». А бывший непоседа и хулиган, окончивший школу пару лет назад и почему-то вдруг превратившийся в двухметрового дядьку, при встрече обнимет вас за шею и скажет: «Я так соскучился». И бывшая ваша звездная ученица, которая уехала за моря-океаны в далекую Америку, приехав в Россию, возможно в последний раз, выкроит часок-другой и, пригласив вас в кафе, будет с увлечением рассказывать о своей новой интересной взрослой жизни и с не меньшей заинтересованностью спрашивать о том, что происходит в вашей. Или недавний выпускник, на время взросления которого выпали серьезные сложности, вдруг позвонит и скажет: «У меня все получилось, я учусь в московском вузе. Спасибо, что вы в меня верили».

И тогда, даже перешагнув пенсионный возраст, вы снова отодвинете за горизонт «заслуженный отдых» и, войдя в класс в начале сентября и взглянув в родные лица, скажете: “Hello, my dears! I'm so glad to see you again. Let's start a new school year” («Здравствуйте, мои дорогие! Я так рада видеть вас снова. Давайте начнем новый учебный год»).

Количество просмотров: 1021  

Добавить комментарий

1. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества?
2. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка
3. Проектирование современного урока в начальной школе
4. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка
5. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе
6. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры
7. Эффективные приёмы планирования современного урока
8. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения
9. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense
10. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности
11. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром
12. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО
13. Семья и школа: от диалога к партнёрству
14. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка
15. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках
16. Проектирование современного урока
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
18. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы