Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения

 
 

Злобина Елена Петровна,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

МБОУ С(К)ШИ № 39 г. Новосибирска

 

Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения

В последние годы отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей. По данным Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, около 80 % детей имеют различные отклонения в физическом и психическом развитии. Одно из первых мест среди детей с нарушением зрения занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, которые оказывают негативное влияние на ведущие физиологические системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную и др.), на показатели здоровья и уровень работоспособности.

У слепых и слабовидящих детей степень нарушения осанки зависит от характера зрительной патологии. У детей с нарушениями зрения из-за недостаточности или отсутствия (у слепых) зрительного контроля и анализа за своим движением наблюдаются сложности формирования основных параметров в ходьбе и беге, прежде всего, трудности сохранения прямолинейности движения.

У слепых и слабовидящих детей затруднения вызваны тем, что им приходится решать сразу несколько задач: правильно ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие движения (осанку, координацию рук и ног), удерживать тело в определенном положении. При решении этих задач нормально видящий ребенок опирается на зрительно-двигательное восприятие, на имеющийся двигательный опыт, что позволяет ему точно и правильно совершать движения. Ребенок с нарушениями зрения оказывается в сложных условиях, когда опирается на неполноценное зрение. Двигаясь, он делает много лишних движений (оступается, останавливается, замедляет шаг, начинает делать все сначала или отказывается делать то или иное движение). Неправильно сформированные навыки в ходьбе, беге и других движениях, недостаточная двигательная активность детей создают опасность для большего проявления различных нарушений (плоскостопие, деформация нижних конечностей).

Двигательная активность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма. Это говорит о том, что дети нуждаются в особом подходе при организации физического воспитания. Эффективным средством коррекции нарушений осанки являются специально организованные занятия адаптивной физической культурой.

В основе моей деятельности лежит личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к детям с нарушениями зрения. Выбираю формы, методы и средства обучения, организовываю двигательную деятельность ребенка на уроке с учетом его возрастно-половых особенностей, динамики физической подготовленности и индивидуальных психофизиологических особенностей, учитываю при этом индивидуальные показатели состояния здоровья. Внутригрупповая дифференциация обучения, осуществляемая по степени оказания методической помощи каждому ребенку, позволяет выстроить индивидуальную траекторию успеха, подобрать ребенку адекватные его индивидуальным способностям и возможностям методы и средства обучения.

При формировании у детей двигательных умений и навыков особое место занимает взаимодействие с семьёй. Родительская любовь является важнейшим фактором развития ребенка. Когда ребенок чувствует поддержку родителей, ему легче преодолеть трудности, встречающиеся на его жизненном пути. Работа становится гораздо эффективнее, когда создается тандем «учитель – ребенок – семья».

Разрабатывая индивидуальные комплексы упражнений для своих учеников, отрабатывая их на своих занятиях, выявляю слабые места. В дальнейшем приглашаю родителей, показываю упражнения, объясняю правила выполнения, последовательность, дозировку, даю домашнее задание, которое они совместно с детьми отрабатывают дома. Часто приглашаю родителей на открытые занятия. Даю мастер-классы для родителей, на которых они выполняют упражнения и отрабатывают те элементы, которые даются их детям труднее всего. Это приводит к более тесному сотрудничеству и партнерству.

Провожу эстафету «Веселые старты» и спортивные праздники на командообразование «Все вместе» с участием родителей. Эстафету «Веселые старты» выстраиваю так, чтобы родители выполняли эстафетные задания вместе с детьми и все трудности выполнения этих заданий делили пополам, и победу тоже.

Этапы спортивного праздника на командообразование «Все вместе» выстраиваю так, чтобы выполнение заданий было совместно с родителями: обсуждение правильного решения поставленной задачи, где нужно не только применить физическую сноровку, но и придумать как это креативно выполнить. Ребенок, ощущая себя частью команды, чувствует свою значимость, ответственность, сплоченность и командный дух.

Привлекаю родителей к подготовке спортивных мероприятий и праздников: к изготовлению нетрадиционных атрибутов, спортивного инвентаря (например, для одного из этапов игры нужно сделать «дорожку здоровья» из природных материалов или сделать полосу препятствия из снега и т.д.).

Провожу консультации для родителей:

– даю рекомендации по составлению режима дня;

– рассказываю о значении выполнения утренней гимнастики, процедур закаливания, посещения бассейна, проведения досуга со своими детьми (совместные спортивные игры, прогулки на лыжах, туристические походы и др.).

Семейное воспитание в области физической культуры у детей формирует основу ценности физических упражнений, образа жизни, основанного на физической культуре. Именно семья играет важную роль в формировании у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Поэтому физическая культура в семейном воспитании должна занимать одно из главных мест.

Список литературы

1. Денискина В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение // Дефектология. – 2011. – №5. – С. 56-64.

2. Каргаполов В. П., Щетинина С. Ю., Хромина Т. В. Определение отношения учащихся средних школ, родителей и учителей к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни / В.П. Каргаполов, С. Ю. Щетинина, Т.В. Хромина. – Хабаровск, 2000. – 27 с.

3. Коренистова Н.Г. Семья и школа: принципы, методы и формы творческого взаимодействия / Н.Г. Коренистова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. – № 6. – С. 52-55.

4. Парфенова И.М. Организация сотрудничества семьи и школы / И.М. Парфенова // Воспитания школьников. – 2002. – № 3. – С. 25- 28.

5. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Школа- Пресс, 2002. – 511 с.

Количество просмотров: 828  

Добавить комментарий

1. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха
2. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения
3. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения
4. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету
5. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО
6. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха
7. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия
8. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому
10. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска
11. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков
12. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования
13. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения
14. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах
15. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре
16. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы