Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха

 
 

Фролова Екатерина Васильевна,

учитель-дефектолог

МБОУ С(К) ШИ №37 г. Новосибирска

 

Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха

Любовь к ребенку часто рождается раньше его появления на свет.

К его рождению готовят не только пеленки. С ним, еще не родившимся,

родители связывают свои лучшие мечты, жизненные планы.

И вместе с тем счастье, которое переживают родители с появлением ребенка,

почти всегда связано с чувством тревоги. Тревога – это ощущение

ответственности за маленькое существо, которому они дали жизнь.

Б. Д. Корсунская

Образование детей с нарушением слуха представляет собой сложный и многогранный процесс, в котором важную роль играет семья. Семья не только является первичным источником поддержки и любви, но и ключевым фактором, влияющим на успешность обучения и социализации ребенка. В данной статье я хотела бы обозначить основные аспекты, подчеркивающие значимость семьи в образовательном процессе детей с нарушением слуха.

Эмоциональная поддержка

Дети с нарушением слуха часто сталкиваются с эмоциональными трудностями, связанными с их состоянием. Семья играет важную роль в создании безопасной и поддерживающей атмосферы, где ребенок может открыто выражать свои чувства и переживания. Эмоциональная поддержка со стороны родителей помогает ребенку справляться с чувством изоляции и неуверенности, что положительно сказывается на его учебной мотивации.

Коммуникация

Эффективная коммуникация является ключевым элементом в обучении детей с нарушением слуха. Семья может способствовать развитию навыков общения, используя различные методы: жестовый язык, слуховые аппараты или другие вспомогательные технологии. Родители, активно вовлеченные в процесс обучения, могут помочь ребенку освоить необходимые навыки, что значительно улучшает его способности к восприятию информации.

Участие в образовательном процессе

Семья должна активно участвовать в образовательном процессе ребенка. Это включает взаимодействие с учителями, посещение родительских собраний и участие в разработке индивидуальных образовательных планов. Знание особенностей своего ребенка и его потребностей позволяет родителям более эффективно взаимодействовать с образовательными учреждениями и добиваться лучших условий для обучения.

Создание благоприятной образовательной среды

Семья может создать дома условия, способствующие обучению. Это может быть организованное пространство для занятий, доступ к необходимым материалам и технологиям, а также время для совместного обучения и практики. Важно, чтобы родители поощряли любопытство и стремление к обучению, что поможет ребенку развивать интерес к знаниям.

Социальная интеграция

Семья играет важную роль в социальной интеграции ребенка с нарушением слуха. Участие в общественных мероприятиях, взаимодействие с другими детьми и взрослыми способствует развитию социальных навыков и уверенности в себе. Родители могут организовывать встречи с другими семьями, имеющими детей с нарушениями слуха, что позволяет обмениваться опытом и находить поддержку.

Психологическая подготовка

Психологическая подготовка ребенка к обучению также является важным аспектом. Родители могут помочь своему ребенку осознать его уникальность и особенности, научить справляться с трудностями и развивать позитивное отношение к своему состоянию. Это включает в себя обучение навыкам саморегуляции и стрессоустойчивости.

В нашей школе осуществляется активное взаимодействие с родителями, направленное на укрепление сотрудничества и совместное развитие образовательной среды. Совместно с родителями организуются различные мероприятия, включая общешкольные и классные собрания, педагогические консультации, советы по профилактике правонарушений и тренинги, на которых родители активно участвуют, способствуя тем самым укреплению взаимодействия между семьёй и образовательным учреждением. В нашей школе родители часто инициируют встречи с педагогами и собрания, что свидетельствует о их заинтересованности в образовательном процессе и стремлении к конструктивному взаимодействию с учителями. 

Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха невозможно переоценить. Эмоциональная поддержка, активное участие в обучении, создание благоприятной среды и помощь в социальной интеграции – все это способствует успешному развитию ребенка. Взаимодействие между семьей, образовательными учреждениями и специалистами позволяет создать комплексный подход к обучению, который учитывает индивидуальные потребности каждого ребенка. Таким образом, семья становится не только опорой, но и активным участником в образовательном процессе, что в конечном итоге приводит к более успешной социализации и интеграции ребенка в общество.

Список используемой литературы

1. Кузмичёва Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: 1-12 классы: пособие для учителя. – Москва: Просвещение, 1991. –160 с.

2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис; Ин-т коррекционной педагогики Рос. акад. образования. – Москва: Советский спорт, 2004 (ППП Тип. Наука). – 303 с.

3. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье. – Москва: Педагогика, 1970. – 192 с.

4. Леонгард Э. И. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья как нормализующий фактор жизнедеятельности социума // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 2. – С. 3-6.

5. Рау Н. А. О раннем обучении детей с нарушениями слуха: из наследия семьи Рау // Дефектология. – 2005. – № 3. – С. 3-12.

6. Хохлова А. Ю. Изучение особенностей детско-родительского взаимодействия в семьях глухих и слышащих родителей, воспитывающих глухих детей // Дефектология. – 2007. – № 3. – С. 40-48.

7. https://vk.com/s_37_nsk.

Количество просмотров: 325  

Добавить комментарий

1. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету
2. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО
3. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха
4. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха
5. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия
6. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО
7. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска
9. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования
10. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения
11. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения
12. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения
13. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах
14. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре
15. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы