Внеурочный курс «Интеллектика» – один из способов развития познавательных процессов младших школьников при реализации ФГОС НОО
Для того чтобы усовершенствовать ум,
надо больше размышлять, чем заучивать.
Рене Декарт, французский философ, математик
Современные психологи отмечают, что большую роль в учебной деятельности играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память и мышление. Для развития и совершенствования познавательных процессов, расширения интеллектуальных возможностей детей педагоги МБОУ СОШ № 82 реализуют в начальной школе внеурочный курс общеинтеллектуального направления «Интеллектика» (на основе методического пособия О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам», курс развития познавательных способностей, Москва, издательство «РОСТ»).
Цель данного курса: создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирования стремления, вызывающего у ребёнка чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Основные задачи курса:
· развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать выводы;
· развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
· формирование и развитие коммуникативных умений; умение оценить себя и товарища;
· формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
· развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
· формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных действий.
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. Процесс мышления – это анализ, синтез и обобщение. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; Неразрывная связь между анализом и синтезом отчетливо выступает уже в познавательном процессе сравнения. Любое сравнение двух или нескольких предметов начинается с сопоставления их друг с другом, т.е. начинается с синтеза. В ходе этого акта происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий и т.д. – выделение в них общего и различного.
В рабочих тетрадях курса для 1-ого класса приведены упражнения, направленные на формирование логического мышления, это позволяет на доступном детям материале, имеющемся жизненном опыте строить правильные суждения, нестандартно мыслить и проводить доказательства.
Например:
1. Логические задачи.
Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Раскрась рыбу, пойманную раньше всех? (щука)
2. Логически-поисковые задания.
1) Замени подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово. Напиши это слово.
Балет - …(билет), олень - …(осень), салат - …(салют), пирог - …(порог).
2) Собери слово.
СОК-ОК+АМ+О+ЛЁТ=САМОЛЁТ
ЛЕ+ТОК-К=ЛЕТО
3) Загадки, кроссворды, лабиринты и др.
С букварём шагает в школу деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы в полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка? Как зовётся тот мальчишка? (Буратино)
4) Ребусы. 7Я, 3ТОН, ВИ3НА и др.
5) Магические квадраты.
6) Найди слова в строчках.
АВКОТРПТЛЕСВОСПАРТАВУОАШАР
В результате этих занятий у ребят формируется уверенность в своих интеллектуальных способностях, снижается тревожность, боязнь ошибочных шагов. Происходит становление разнообразных форм самосознания и самоконтроля, совершенствование мыслительных операций, формируется познавательный интерес.
Количество просмотров: 16004 |
Добавить комментарий