Библиотека и музей: модель культурного взаимодействия
Библиотекари, музейщики – последние святые на Земле.
Д.С. Лихачев
В последнее время в печати появляются проекты взаимодействия библиотек и музеев, особенно в краеведческой, исследовательской и просветительской работе. Наиболее интересен в этом плане опыт работы комплексов библиотека-музей. И действительно, у них много общих точек соприкосновения.
Решили и мы разобраться: а как взаимодействуют школьные библиотеки и школьные музеи у нас в Ленинском районе. Первое, что сделали – рассмотрели структуру и функции этих учреждений. Получилась такая картина. За основу работы школьных библиотек мы взяли работу Информационного центра МАОУ ИЭЛ – современного и отвечающего требованиям времени. Я, Наталья Михайловна Томилова, вот уже двадцать лет возглавляю работу этого Центра.
Приведу свои доводы в пользу библиотек. Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Мы с вами тоже причастны к этому процессу. Как сказал Нил Гейман, известный английский писатель-фантаст: «Библиотеки – место свободы. Свободы читать, свободы мыслить, свободы общаться». В библиотеках можно получить образование, провести досуг, почувствовать себя в безопасности и получить доступ к информации. Информация обладает ценностью, ценность информации огромна. На наших глазах информационный голод сменился информационным переизбытком. Если верить Эрику Шмидту из компании «Google», теперь за два дня мы создаём столько же информации, сколько было создано с момента зарождения цивилизации и до 2003 года.
Библиотека – место хранения информации, где у всех равные права доступа. Библиотеки сейчас – действительно двери в будущее, которые надо держать распахнутыми. В новых условиях стремительного роста объёма информации в мире идёт переоценка ценностей в образовании. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации. Информационная культура личности как метапредметный результат образования закладывается в новых федеральных государственных образовательных стандартах [1]. Новый стандарт образования позволяет встроить библиотечные проекты и программы в образовательный процесс. Именно поэтому одну из ведущих ролей начинает играть школьная библиотека или, как в нашем случае: Информационный центр лицея.
Давайте посмотрим, как школьная библиотека способствует реализации ФГОС на примере нашего лицея. Как я вижу свою роль в современной школе, или мой взгляд на положения ФГОС, пропущенные через мои разум и сердце J.
Традиционная функция библиотеки – абонемент и читальный зал, рабочее место библиотекаря и Автоматизированная система 1С: Библиотека. В планах – полная каталогизация фонда библиотеки лицея с применением технологии штрих-кодирования.
Какой должна быть школьная библиотека в целях эффективного достижения результатов, требуемых от современного образовательного учреждения?
Назову вам 10 причин, почему библиотека – важнейший кабинет ИЭЛ.
Все эти причины связаны между собой и с введением ФГОС. Как же в нашем лицее выполняются эти требования?
Причина 1. Библиотека-хранилище учебной литературы.
В настоящее время в библиотеке лицея более 15 тысяч единиц учебной литературы, 100% обеспеченность учебниками за счёт фонда библиотеки.
Потребность в обновлении в соответствии с ФГОС (4 и 8 классы) – 20%.
Потребность в новых учебниках (в связи с износом) – 10%.
Причина 2. Библиотека-хранилище методической, художественной и научно-популярной литературы для участников учебного процесса.
Основной фонд – 20 000 единиц художественной литературы;5000 единиц научно-популярной литературы, справочников и словарей; более 3000 единиц учебно-методической литературы.
Причина 3. Библиотека – хранилище периодики.
В настоящее время в библиотеке лицея 53 единицы периодических изданий. Для детей – 18 единиц, для педагогов – 29 изданий.
Причина 4. Библиотека – хранилище медиаресурсов, медиатека.
В настоящее время в библиотеке лицея более 400 единиц дисков. Тематика дисков: энциклопедии, предметные уроки, обучающие игры и т.п. Имеется электронный каталог с перечнем CD-дисков.
Причина 5. Библиотека – путеводитель по электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета, ЭОР нового поколения – в библиотеке.
Ключевым изменением в категории «Информационные ресурсы» будет определяющая роль Интернет как источника, а также средств и инструментов Веб 2.0 как платформы накопления, совместного создания комплектования и предоставления открытого доступа к ресурсам.
Электронные Образовательные Ресурсы нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные системы, например: Всероссийская коллекция цифровых образовательных ресурсов; материалы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.
Электронная библиотека Максима Мошкова: ресурсы разложены по авторам, что ускоряет поиск книги, Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина: фонды электронного читального зала включают более 215 тысяч единиц хранения. Проводятся прямые трансляции фильмов, Электронная библиотека Google: сервис поиска по книгам, оцифрованным данной компанией. В настоящее время в библиотеке лицея созданы каталоги ЭОР, размещённые в сети Интранет лицея.
Рассматривая следующую причину, ещё раз обращаемся к Информационной Образовательной Среде образовательного учреждения, которая состоит из трёх основных компонентов: технологические средства ИКТ, информационные образовательные ресурсы и педагогические технологии. Коснёмся вопроса «педагогические технологии», так как первые две мы рассмотрели выше. Если раньше была школа зубрёжки и ученикам выдавались готовые ИСТИНЫ, то сейчас, используя Школу развития, мы знания ученику передаём через ДЕЙСТВИЯ. Чтобы получить новый образовательный результат, нам необходимо научить ученика осуществлять поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию полученной информации. Посмотрим, почему ребёнок и учитель оказываются в мире поиска. Давайте сравним старые методы обучения и современные требования стандартов к обучению. Если раньше задания звучали так, то сегодня вопрос звучит совершенно по-другому. Если в первом случае просто можно взять учебник и прочитать, то теперь надо исследовать поставленную проблему. Содержание то же самое, но теперь при исследовании самой проблемы формируются результаты: личностные и познавательные.
Итак, шестая причина: внедрение новых педагогических технологий, требующих от библиотекаря поддержки реализации системно-деятельностного подхода в обучении, как методологической основы новых стандартов.
То есть библиотекарь, как и педагог, поддерживает и развивает творческие способности школьников, участвует в проектах учителей и самой школы. Это:
– поддержка проектной деятельности учеников и учителей;
– обучение учащихся работе с научно-популярной литературой (при подготовке к написанию исследовательских реферативных работ);
– подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, конкурсах;
– рекомендация справочной литературы;
– возможность дополнять фонды библиотеки ресурсами, создаваемыми участниками педагогического процесса;
– издательская деятельность, Музей истории лицея, Курсы повышения квалификации по использованию сервисов в библиотечной работе в ГЦИ «Эгида», уроки информационной культуры.
Причина 7. Внедрение дистанционных технологий, которые требуют самостоятельности, развития регулятивных универсальных учебных действий учащихся.
Если мы возьмём любой курс в системе дистанционного обучения, например ТЕЛЕШКОЛА, то увидим, что к каждому ресурсу прилагается список дополнительной литературы, требуемый для ученика: Курс литературы: У человека должны быть любимые произведения литературы; Курс Русский язык, 10 класс. Ссылка отправляет нас воспользоваться толковым словарём. В этом же курсе – список учебников и учебных пособий и для ученика, и для учителя. Получая подобную информацию из ресурса, ребёнок пойдёт в свою школьную библиотеку, которая расположена в «шаговой доступности», в самой школе.
Причина 8. Современный ребёнок существует в мире поиска. Следовательно, на лидирующие позиции выходит потребность в формировании информационной культуры личности – активного и успешного участника информационного общества.
Пройдя обучающие курсы Натальи Ивановны Гендиной, я увлеклась информационной культурой как дисциплиной, затем проработала книги серии «Информационная культура младшего школьника» Соколовой Татьяны Евгеньевны [3], [4], адаптировала два источника и стала внедрять в практику работы.
Поставив перед собой цель – формировать и совершенствовать информационную культуру младших школьников, мы должны стремиться к расширению спектра используемых детьми информационных источников и мотивации их самостоятельной информационно-поисковой деятельности.
Программа ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ состоит из четырёх блоков: Информационная грамотность, Библиотечно-библиографическая грамотность, Культура чтения и Компьютерная грамотность. Курс прописан для всех классов с учётом психофизиологических особенностей возраста и степени компьютерной подготовленности детей. Так выглядит наш Семицветик.
Проведение библиотечных уроков различной тематики способствуют достижению личностных результатов:
– воспитание нравственности, гражданственности и патриотизма;
– формирование ответственного отношения к обучению;
– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
– формирование основ экологической культуры.
Причина 9. Использование «облачных технологий» в библиотеке.
В образовательной сети Дневник.ру можно показать, как написать рекомендации по чтению, организовать обсуждение прочитанных книг, воспользоваться библиотекой и медиатекой ресурса сети. К материалам организован общий доступ в сети Интернет, что для совместной работы очень удобно.
В течение пяти лет я руковожу РМО школьных библиотекарей и являюсь участником проекта NоvоWiki http://wiki.nios.ru/index.php/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:%D0%9D%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0
В газете «Интерактивное образование» опубликовано несколько моих печатных работ. В 2013 году одна из статей стала победителем городского конкурса http://io2.nios.ru/index.php?rel=34&point=19&art=1223
Причина 10. Использование сети Интранет лицея и ресурсов библиотеки для организации процесса обучения.
Главная задача педагога в ИОС:
1. Освоить Среду школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная деятельность
2. Вписать в свою деятельность, применяя, её компоненты и взаимодействуя с коллегами, учащимися, администрацией, родителями.
3. Создавая определённую информационную продукцию. Такие как, авторские разработки, участие в конкурсах, публикации, совместные проекты.
Распространяя педагогический опыт через сеть Интранет лицея, мы пополняем наши ресурсы.
На слайде представлен скриншот Диска БИБЛИОТЕКА объёмом 250 Гбайт. В нём содержатся предметные и тематические папки.
Дальнейшая стратегия развития Информационного центра лицея перед вами.
Библиотека лицея – ядро Информационной Образовательной Среды (надеюсь, что я Вас в этом убедила.)
А что же школьные музеи? Какова их роль в учебно-воспитательном пространстве образовательного учреждения? Есть ли общие черты, присущие и библиотеке, и музею? Возможно ли их взаимодействие и если да, то в каких формах? На эти вопросы попытаюсь ответить я, Валентина Михайловна Куликова. В качестве примера приведу работу музея Боевой славы 278-й авиадивизии средней школы № 15, работу которого возглавляю вот уже четырнадцатый год. Следует сказать, что я также являюсь в школе заведующей библиотекой и в целом поддерживаю позицию Натальи Михайловны относительно библиотек. Тем не менее, уверена в значимости и такой образовательно-воспитательной единицы как школьный музей. Что ж, попробую привести доводы, достаточные для того, чтобы роль музея приблизить к роли библиотеки, подводя тем самым к теме нашей статьи.
Итак, школьный музей. По словам Анатолия Васильевича Луначарского, советского государственного деятеля, писателя, публициста, искусствоведа, «…музей – грандиозная памятная книга человечества». Книга! Следовательно, музей так же, как библиотека, является хранилищем информации на разных носителях. В данном случае в роли информации выступают музейные экспонаты: фотографии, книги, документы, картины и другие музейные предметы. Книга в музее выступает и как инструмент научной обработки фондов, и как экспонат, без которого не обходится ни одна экспозиция; и как объект научного изучения, и, наконец, как средство популяризации, распространения музейной культуры.
Особое внимание мы уделяем календарю юбилейных и памятных дат. Это важно и в работе библиотеки, и в работе музея: Дни воинской славы России, государственные праздники и памятные даты (даты основных исторических битв, даты в биографиях выдающихся полководцев и др.); 2014 г. – Год культуры, 2015 г. – Год литературы. Эта информация есть и в музее, и в библиотеке. Всё взаимосвязано!
Вот вам первые три причины (или причина «три в одном»), почему музей, как и библиотека – важнейший кабинет школы.
Возвращаясь к описанию работы библиотеки ИЭЛ, читаем, в чём заключаются Причины 4 и 5: Библиотека – хранилище медиаресурсов, так ведь и в музее эти ресурсы тщательно отбираются и хранятся в соответствии с профилем музея. В нашем случае, это подборка электронных ресурсов по истории Великой Отечественной войны и современных локальных конфликтов: это и накопленные ресурсы самого музея – мультимедийные презентации, сканированные фотографии, письма, документы музея и др.
Шестую причину Наталья Михайловна сформулировала как «внедрение новых педагогических технологий, требующих от библиотекаря поддержки реализации системно-деятельностного подхода в обучении как методологической основы новых стандартов». Это относится также и к педагогу дополнительного образования – руководителю школьного музея. Развитие творческих способностей школьников? Несомненно! Это разработка и проведение экскурсий (обзорных и, в большей степени, тематических), и массовых мероприятий; лекционная работа, работа с музейными экспонатами, системное исследование и описание музейных предметов. Всё это позволяет развивать у школьников навыки грамотного письма и грамотной речи, культуры поведения в общественных местах и многое другое. Это участие в творческих конкурсах («Экскурсовод школьного музея», «Музей – школе», Конкурс книгочеев и др.), в творческих проектах и научно-практических конференциях (Гуманитарно-просветительский проект «Парень из нашего города», НПК районного, городского, регионального и всероссийского уровней).
Что касается ФГОС, то в этих условиях роль музея (как и библиотеки) резко возрастает: музей приобретает ещё одну важную функцию – он становится площадкой для ведения внеурочной деятельности. На базе музея Боевой славы у нас четвёртый год работает кружок «Я – сибиряк» для учащихся 2-4 классов. Деятельность школьного кружка «Я – сибиряк» направлена на то, чтобы вызвать у детей устойчивый интерес к изучению истории своей семьи и семейных традиций; истории и традиций школы, в которой учимся; города и края, в котором живём.
Первоначально мы использовали в работе кружка помещение, экспозицию и экспонаты музея, но очень скоро нам в этом пространстве стало тесно, да и потребовались новые источники для поиска и исследования. И вот здесь пришла на помощь БИБЛИОТЕКА! Книжные фонды, компьютеры, Интернет, сканер и принтер, одним словом, теперь занятия нашего кружка мы проводим и в музее, и в библиотеке. На базе нашего музея в течение пяти лет работала городская школа «Юный экскурсовод», где детям прививались навыки экскурсионной, лекционной деятельности, культуры чтения, информационной и музейной культуры. А теперь такие занятия проводятся в Информационно-экономическом лицее (как и в некоторых других образовательных учреждениях). При этом также используются возможности и музея, и библиотеки (принимая во внимание книжные фонды библиотеки и техническое оснащение медиатеки).
Внедрение дистанционных технологий (Причина № 7 Натальи Михайловны) – такие технологии мы тоже применяем в достаточной степени. В качестве примера могу назвать прохождение мной очно-дистанционного курса Intel® «Проектная деятельность в информационной и образовательной среде XXI века» (V10.0) http://wiki.nios.ru/index.php/TEO_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA_2011_%D0%93%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0_4 .
Курс был рассчитан на 108 часов, большинство из которых мы отрабатывали дома дистанционно. Вместе с учащимися мы принимаем участие в дистанционных конкурсах и проектах, например в Областном сетевом конкурсе «75-летию Новосибирской области посвящается» по программе Intel «Обучение для будущего» https://sites.google.com/site/patnaska54ru/home.
Что касается потребности в формировании информационной культуры личности (Причина № 8), то и здесь музей не отстаёт от библиотеки! Программа ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ в библиотеке? Хорошо. В нашей библиотеке тоже проводятся занятия, мы их называем просто: Библиотечный час. Тематика разная в зависимости от запроса, планируем такие занятия вместе с учителями. С введением ФГОС НОО на базе библиотеки мы вели внеурочную деятельность – кружок «Почитай-ка!», целью которого было: воспитание любви к чтению, развитие художественного вкуса, познавательного интереса, умения пропагандировать книгу среди сверстников, повышение престижа чтения, создание позитивного отношения к чтению и библиотеке, воспитание бережного обращения с книгой.
Но и в самом музее мы стараемся прививать учащимся навыки информационной культуры путём обучения актива музея (здесь вырабатываются навыки поиска и представления информации, а также создания мультимедийной презентации – ведь всё, что мы расскажем и покажем, будут слушать и смотреть МНОГИЕ!).
Наталья Михайловна отметила 9-й причиной Использование «облачных технологий» в библиотеке. Так мы с ней плечом к плечу трудились на курсах в Эгиде (!), а сейчас ведём вики-страницы наших сообществ: http://wiki.nios.ru/index.php/
РМО школьных библиотекарей Ленинского района
РМО руководителей школьных музеев Ленинского района
Творческую гостиную «В кругу друзей»
Кроме того, мы имеем личные вики-страницы и web-портфолио.
С использованием «облачных технологий» были выполнены работы учащихся на конкурсы («Новосибирск от А до Я», «Кому бы я поставил памятник в Новосибирске»), где у нас было много участников и призовых мест.
Здесь же можно отметить моё личное участие в конкурсе «Новосибирск от А до Я», ряд публикаций и участие в конкурсах на лучшую статью в электронной газете «Интерактивное образование».
В районе неоднократно проводились теоретические и практико-ориентированные семинары по работе с сервисами WEB 2.0 «облачными технологиями» для руководителей школьных музеев (и для библиотекарей тоже!). Кроме того, приглашались и педагоги города. http://wiki.nios.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%8B_Google_15.11.2012
Использование ресурсов библиотеки для организации процесса обучения (Причина десятая, но не последняя!). Да. И ресурсов музея – тоже. Применительно к образовательному процессу – это проведение интегрированных уроков и внеурочных музейных занятий. Фонды музея помогают расширять кругозор учащихся, пополнять знания в различных областях – истории и обществознания, литературы, окружающего мира.
Было бы несправедливо оставить без внимания опыт наших коллег, которые либо уже представляли свой опыт работы в цепочке библиотека-музей, либо только начинают работать в этом направлении. Так, заведующая библиотекой школы № 94 Ольга Константиновна Костина в своей статье «Совместная деятельность школьного музея и школьной библиотеки» (адрес ресурса: http://io2.nios.ru/index.php?rel=34&point=14&art=1190) отметила следующее: «Современная школьная библиотека – это не только хранилище художественной, научно-публицистической, энциклопедической и учебной литературы. Это и компьютеризированные места для работы читателей (учеников и учителей) с выходом в Интернет, и наличие оргтехники для разнообразных целей. Все это имеется в нашей библиотеке. Конечно, имея в наличии такой потенциал, я, как руководитель школьного музея, не могу им не воспользоваться. Поэтому технически вся наша с Советом музея работа проходит очень быстро и плодотворно. Это и оформление документации музея, и написание методических разработок, и создание презентаций к беседам и экскурсиям, проводимым членами Совета музея, и работы по подготовке к научно-практическим конференциям разного уровня (школьным, районным, городским)» [2]. Опыт этого педагога – неоценимый вклад в изучение нашей темы.
Второй год в этом же ключе работает Маргарита Георгиевна Стоценко, заведующая библиотекой и руководитель музея истории школы № 69 Ленинского района. В музее стали происходить перемены: здесь стали проводиться библиотечные занятия исторической тематики, активизировалась поисково-исследовательская деятельность музея, взявшего на вооружение ресурсы библиотеки; проводятся интегрированные уроки (Маргарита Георгиевна – профессиональный географ-краевед). О музее заговорили в районе, в городе. Следует отметить публикации педагога в электронной газете «Интерактивное образование» (выпуск 53 – 2014 г., статья «Затон нашего детства. 105-летию микрорайона Затон посвящается…) http://io.nios.ru/articles2/51/15/zaton-nashego-detstva-105-letiyu-mikrorayona-zaton-posvyashchaetsya
В настоящее время библиотекарь школы-интерната для слабовидящих № 39 Лариса Викторовна Мякишева тоже решила взять на себя обязанности по организации школьного музея. Лариса Викторовна много времени и сил отдаёт воспитанию слабовидящих детей, передавая им свои знания и умения, прививает им любовь к чтению. Несмотря на специфику образовательного учреждения, учащиеся неоднократно становились победителями и лауреатами городского конкурса книгочеев. Несомненно, всё у ребят получится и с созданием музея в школе!
Убедительно? По-моему, да. Если у вас, уважаемые читатели, найдутся ещё доводы в пользу взаимодействия библиотеки и музея, будем рады их услышать.
Таким образом, оказалось, что музей и библиотека – два предельно родственных института культурного наследия, два звена в цепочке сохранения и передачи культурного богатства своего народа. Они работают в едином ключе, составляя единое культурно-воспитательное пространство.
Из двух возможных моделей отношений библиотеки с музеем – интеграция и партнёрство, – последняя нам представляется более перспективной.
Вместо заключения
Национальная идея стала ядром концепции гражданского и патриотического развития личности. В этом воспитательном процессе чрезвычайно возрастает роль культурно-просветительских учреждений, в первую очередь, библиотек и музеев. Только при их творческом сотрудничестве можно достичь поставленных обществом задач. Школьная библиотека, как и школьный музей, является составной частью краеведческого движения.
На данном этапе библиотеки образовательных учреждений реализуют урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование обучающихся. Осуществить поставленные федеральным государственным образовательным стандартом цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки.
Новый стандарт образования позволяет внедрить библиотечные программы и музейные проекты в образовательный процесс, ведь одной из его задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.
Мы взяли на себя смелость нарушить структуру статьи в привычном для нас формате, у нас вышла статья-эстафета, статья-диалог, где один автор абсолютно независимо высказывал своё мнение, подтверждая или опровергая конкретными примерами мнение другого. Возможно, такой подход не всем покажется удобным, но для нас он вполне органичен.
Удалось ли нам убедить вас, уважаемые читатели, в необходимости такого альянса, как библиотека-музей? И, если ещё не все библиотекари взвалили на свои плечи груз под названием «музей», советуем поторопиться: изменится ваш круг общения, обновятся фонды музеев, библиотеки выйдут на новый виток в развитии; от этого выиграют все участники образовательного процесса – педагоги, библиотекари и, конечно, дети!
Успехов вам и свежего взгляда на привычные вещи!
С наступающим Новым годом!
Источники и литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Костина О.К. Совместная деятельность школьного музея и школьной библиотеки (адрес ресурса: http://io2.nios.ru/index.php?rel=34&point=14&art=1190
3. Соколова Т. Е. Информационная культура младшего школьника. Выпуск 1. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема. Учебно-методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007. – 32 с.
4. Соколова Т. Е. Выпуск 2. Информационно-поисковые умения. Библиотечные уроки в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 64 с.
Количество просмотров: 42335 |
Комментарии
Федоритенко В.А. опубликовано
Н.М. опубликовано
Страницы
Добавить комментарий