Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников: история рода, связь поколений через авторский проект «Этическая грамматика»

 
 

Васильева Елена Михайловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ № 211 имени Л. И. Сидоренко г. Новосибирска

 

Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников: история рода, связь поколений через авторский проект «Этическая грамматика»

«Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти... Старайтесь записывать всё, что можете, о прошлом рода, семьи, дома... Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье, к роду... Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть всё около вас будет напитано воспоминаниями... Не ищите власти, богатства, влияния... Нам не свойственно всё это; в малой же доле оно само придёт – в мере нужной. А иначе станет вам скучно и тягостно жить...»

Священник Павел Флоренский. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из Соловецких писем. Завещание. (1917-1919 гг.)

Во все времена люди высоко ценили нравственные качества человека. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей страны и подрастающем поколении. В настоящее время потеряны нравственные ориентиры. С одной стороны, современному российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, с яркой индивидуальностью. С другой стороны, Россия характеризуется социальными конфликтами, ростом терроризма, переселенцев, беженцев, беспризорности, преступности, безработицы и, как следствие, нравственным кризисом.

На данный момент идёт активный поиск путей выхода из сложившейся ситуации. В Федеральных государственных стандартах общего образования процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [1]. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определённой суммы знаний, но и на развитие духовно-нравственных качеств личности, таких как любовь и уважение к самому себе, своим обязанностям, своей семье, коллективу, обществу, к родному краю, Отечеству, к труду и т. д.

Базовые национальные ценности лежат в основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. Работу по духовно-нравственному развитию младших школьников я реализую при помощи проекта «Этическая грамматика». Он позволяет использовать разнообразные формы работы с детьми и родителями: уроки этикета, эмоциональный заряд, нравственные беседы, классные часы, игры, конкурсы, праздники, военно-спортивные праздники, встречи с интересными людьми, проекты, чтение художественных произведений, рассматривание рисунков, фотографий, сочинение сказок, историй, наблюдения, экскурсии, театральные постановки, родительские собрания, кружки, работа с другими детскими коллективами.

Проект помогает мне организовать работу в своём классе в течение четырёх лет, предусматривая широкий выбор видов и форм деятельности учащихся на занятиях. Реализуя проект, я нахожу немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения учащимися. Это помогает учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.

Каждый год посвящается какой-либо теме, прорабатывается её содержание, апробируются новые подходы и формы воспитательных мероприятий. Эта тема обязательно используется при планировании работы в следующие годы. Таким образом, идёт накопление материала и наращивание воспитательного потенциала по методу “снежного кома”. Каждый слой “кома” несёт в себе новую тему.

1 класс. Мир твоей души.

2 класс. Счастье семьи.

3 класс. С чего начинается Родина.

4 класс. Азбука мудрости.

Следить за нравственным развитием учащихся так же важно, как за его успехами по предметам. В этом мне помогают родители моих учеников. Я считаю, что в триединстве заключается успех. Неслучайно девиз нашего учебного заведения: «Вместе с нами в будущее».

Семья – это самое важное и дорогое в жизни каждого человека. Семья формирует наши нравственные и человеческие качества. Как важно приобщить ребёнка к семейным традициям, истории семьи, связи поколений. Есть семьи, где существует традиция собирать по крупицам историю всех поколений своего рода. Фотографии и документы, письма и рассказы бережно хранятся и передаются по наследству. Многие люди однажды заинтересовываются тем, откуда они появились. И если проблема появления человека на Земле как вида довольно сложна и до сих пор ставит загадки перед археологами, то выяснить своё личное происхождение в пределах нескольких поколений вполне доступно каждому. Хотя и тут всё непросто. Своих родителей, бабушек и дедушек большинство, конечно, знает. Однако на этом сведения нередко заканчиваются. Причиной этого часто является тот факт, что этих родственников давно нет в живых, а потомки утратили сведения о них или не получили их от своих родителей, либо же элементарное нежелание заниматься подобными проблемами в стиле «это было давным-давно, меня это не касается и я не хочу об этом ничего знать».

Но я думаю, как человек и учитель, что это наше наследие, это память обо всех тех, благодаря кому мы сами появились на свет. Кроме того, в глубине души каждый хотел бы оставить след в истории, пусть не в больших масштабах, но чтобы его имя осталось незабытым в своей семье. Поэтому мы делаем герб и родословную учеников, привлекая к этому процессу родителей и родственников. Поэтому я считаю нашим долгом собрать всю доступную нам информацию и передать её своим детям, т.к. в противном случае наши внуки и правнуки не смогут получить эти данные, даже если будут хотеть этого.

Генеалогическое древо

Герб семьи

Вот некоторые примеры девизов семей: «Сердце на месте, когда вся семья вместе», «Всегда и везде вместе», «Никогда не сдавайся», «Всегда вместе и дружно»…

Знакомство с учеником и членами его семьи начинается уже с составления визитки (откуда можно узнать первоначальную информацию: состав семьи, их интересы, увлечения, проведения совместного досуга…).

Визитки учеников

На занятиях по «Этической грамматике» и на уроках ребята учатся думать и объяснять такие понятия, как род, родство, родители, семья, родной дом, родной язык, малая и большая родина. Подбираем и объясняем значение пословиц и поговорок: «Как жили деды да прадеды, так и нам велели», «Не будь грамотен, будь памятен, может, что и сгодится», «Дома и стены помогают», «Согласную семью и горе не берёт». Составляем альбом пословиц и поговорок о семье, пишем сочинения. Вот некоторые выдержки из сочинений учеников: «Моя семья очень хорошая… Она для меня самое ценное». Максим Ш. «Моя семья состоит из трёх человек. Мама, бабушка и я. Я люблю свою бабушку и маму. Моя мама очень добрая, но строгая. Моя бабушка добрая и трудолюбивая. Я очень их люблю». Евгений И. Ребята пишут небольшие сочинения-рассуждения на тему: «Какая я дочь (сын)?»

Вместе с детьми формулируем заповеди семьи:

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.

Умейте находить и выполнять дело на пользу и радость всем членам своей семьи.

Дарите радость своим родителям.

Чаще говорите родителям слова благодарности и подкрепляйте их добрыми поступками и делами.

Будьте внимательными и чуткими, готовыми прийти на помощь членам своей семьи и другим людям, если нужно.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Почитайте родителей.

Уважайте родственников.

Свято храните честь своей семьи.

Большую помощь в нравственном развитии и воспитании учащихся играют рассказы, сказки, притчи В. А. Сухомлинского, которые я использую как на уроках, так и внеурочной деятельности.

Ребята создают портреты своих мам, принимают активное участие в конкурсе стихов, посвящённых мамам, выступают на школьном празднике «День матери» (Приложение. Видео и презентация).  Также участвуют в городском конкурсе рецензий «Время читать» (Сахаров Дмитрий – диплом победителя 3 место), в конкурсе рисунков «Наша победа» в предметной декаде искусств (Бубнов Михаил – диплом 1 место).

Рисунки-портреты мам учеников.

Хорошо, если можно больше узнать о жизни своих предков. Ведь интересно, чем жили, что думали люди в прошлом. Это, как если читаешь захватывающий исторический роман, только все действующие лица – твои прямые предки. Я думаю, что изучать историю своего рода - это хорошая традиция, продолжать которую советую всем. Составление семейного древа – лучший подарок потомкам. Ещё А. С.Пушкин говорил: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости…». Создание учениками книги памяти «Моя семья и Российская Армия», где дети рассказывают о своих родителях, дедушках и бабушках, о семейных династиях, чья жизнь посвящена армии и служению Родине.

Седов Дима рассказывает о своём прадедушке

Рассказ Фалалеева Ивана о своём прадедушке Герое Советского Союза гвардии капитане Глинине Фёдоре Филипповиче помещён в школьную книгу памяти ветеранов и был представлен на школьном празднике 9 Мая

Ребята выступают на празднике, посвящённом Дню Защитников Отечества

Вся эта работа даёт толчок для дальнейшей, более кропотливой и интересной работы по сбору и систематизации знаний о своих предках. Ученики выступают и показывают свой труд в классе, в школе, районе, городе. Работа Седова Александра «Моя родословная и история семьи. Для чего и кого это нужно знать?» была представлена на научно-исследовательской конференции младших школьников на районе, где он стал лауреатом. Потом Александр участвовал в Новосибирском областном конкурсе «Семейные ценности», который проходит с 2012 года. На конкурсе (2017 г.) было представлено 167 работ. В номинации «История семьи» он стал победителем.



Седов Александр

История его семьи тесно связана с различными историческими событиями нашей Родины. Его предки – это и дворяне, и купцы. Его предки – крестьяне, пахавшие землю и растившие хлеб. Его предки – герои, которые защищали нашу землю от врагов на фронтах Первой и Второй мировых войн. Вот некоторые выдержки из его работы:

«Один из моих прадедов Николай Николаевич Оноприенко (1911–1979) – полковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. С начала Великой Отечественной войны до победы над Германией воевал на Брянском, Центральном, 4-м Украинском, 1-м и 2-м Белорусском фронтах, занимая должности командира стрелкового батальона, полка и заместителя командира дивизии, участвовал в обороне Москвы, в Курской битве, освобождении Украины, Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Мой прапрадед был дважды ранен, награждён тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Кутузова 3-й степени, Александра Невского, Красной Звезды и многими медалями, а также орденами и медалями иностранных государств. Звание Героя Советского Союза Н. Н. Оноприенко присвоено 29 июня 1945 года за отвагу, мужество и умелое командование частями дивизии при форсировании Одера, захвате и удержании плацдарма на западном берегу реки. Н. Н.Оноприенко прошел путь от рядового бойца до полковника. В период Великой Отечественной войны командовал батальоном под Москвой. В Курской битве полк под его командованием отличался железной стойкостью. Но наиболее ярко воинский талант гвардии полковника Оноприенко раскрылся на завершающем этапе войны – в Берлинской наступательной операции.

Хлебников Иван Ульянович (1906-1941). Это еще один мой прадед. Летом 1941 года он был призван на фронт. В самые жестокие и страшные дни начала Великой Отечественной войны он воевал с немецко-фашистскими захватчиками и пропал без вести под Черниговым. Ему было всего тридцать три года. Мы долгие годы разыскиваем своего героя. Ведем переписку с поисковиками и изучаем хронологию происходящих тогда событий. Не так давно мне посчастливилось найти человека, который был свидетелем жизни моего прадеда и видел своими глазами, как он уходил на фронт. Это уже очень пожилой человек, но его воспоминания о веселом добром парне Иване Хлебникове, моем прадеде, для меня бесценны. Я бы мог никогда не узнать, каким он был человеком, но судьба подарила мне возможность всё же поговорить с его односельчанином. Благодаря ему, восстановить несколько веток моего рода и найти еще множество родственников. Говорят, что война не закончена, пока не найден последний солдат и не предан земле, и я верю, что если не я, то мои потомки все же когда-нибудь узнают о судьбе Ивана Хлебникова – человека, отдавшего жизнь за свою Родину и семью. Все, что я могу сделать в память о своем прадеде – это с гордостью хранить о нем память и проносить его портрет каждый год в акции «Бессмертный полк». Это добрая традиция, с недавних пор в моей семье и надеюсь, она будет жить и дальше в поколениях». 

Акция «Бессмертный полк» стала доброй традицией и других семей моих учеников.

Климова Руслана с родителями и с портретами своих прадедушек Абильмажиновым Калиянуром и Климовым Борисом Ивановичем и прабабушки Матвеевой Марией Петровной

Седов Александр с портретом своего прадеда Хлебниковым Иваном Ульяновичем

Уженцев Дмитрий участвует в акции «Бессмертный полк» с портретом своего прадедушки Уженцевым Дмитрием Ивановичем-радистом

Когда мы слушаем рассказы о своих предках, они продолжают жить в наших сердцах, семейных альбомах и истории. Как говорил великий российский историк О. В. Ключевский «Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя».

От того, каким будет подрастающее поколение, зависит судьба нашей страны в будущем.

Литература:

1. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А Тишков Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008году. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.- (Стандарты второго поколения).

Количество просмотров: 10079  

Комментарии

Нравственное воспитание помогает раскрыть в ребёнке самые чистые и сердечные качества. Воспоминания о предках дают возможность собрать больше материала и с гордостью выступить перед одноклассниками. Несформированная личность становится духовно-обогащенной , чистосердечной и более открытой . Совместная работа учителя , ребенка и родителей даёт полноценное определение слову жизнь.
Духовно-нравственное воспитание ребенка? Для развития разносторонней личности необходимо изучать очень много разных тем. Среди них и вышеизложенная тема. Ребенок должен знать историю своего рода, знать своих предков. Кто они были, чем занимались? Для чего? Гордиться своими предками. Несмотря на то, чем они занимались. Либо ветеран ВОВ, либо простой рабочий. Личность всякая интересна, если правильно о ней рассказать. А совместная работа с мамой, папой, дедушкой, бабушкой или другим родственником для поиска информации не сравнима ни с какими эмоциями и переживаниями.
Нравственное воспитание очень важно для развития современных детей. На уроках Елена Михайловна с детьми обсуждают о патриотизме к Родине, о гордости к своим далеким предкам . Также расматриваются темы о вежливости,доброте,отзывчевости. Чтоб все эти знания ребенок лучше усвоил они посещают музеи и библиотеки .Дети в этом возросте должны развиваться социально,в этом им помогают групповые работы в каторых они учаться работать сообщя и находить общий язык со своими сверстниками.Все эти качества помогают ребенку успешно реализоваться в будущем.

Страницы

Добавить комментарий

1. Память о тех, кто «живёт» в наших сердцах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Патриотическое воспитание младших школьников через организацию и проведение встреч с участниками боевых действий СВО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Взаимосвязь между духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием младших школьников с ОВЗ на внеурочных занятиях ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в форме устного журнала с использованием электронного контента ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Сказкотерапия как средство нравственного воспитания ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Краткосрочный курс по истории как способ формирования патриотизма у обучающихся основной школы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Гимназическое сообщество как условие и средство гражданского воспитания школьников ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Семейные традиции как способ формирования профессиональных и трудовых династий ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Комплекс воспитательных событий «Пасхальная роспись тарелочек, выполненная в технике папье-маше» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Проектная деятельность как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольника ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Некоторые аспекты выбора репертуара в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Духовно-нравственное воспитание детей через семейные традиции ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы