Формирование личностных и метапредметных результатов через приобщение к традициям православия и русской традиционной культуры на уроках литературы (из опыта преподавания литературы в 5-9-х классах)
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания предметов гуманитарного цикла. Урок литературы в настоящее время – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, реализующий принцип научности, духовности, историзма в подходе к литературным явлениям, который ориентирован на формирование мировоззрения и эстетического сознания. Обучение литературе в 5 классе начинается с изучения русских народных сказок.
Русская народная сказка – часть народной жизни, в ней все чаяния, думы, мечты и стремления русского народа, многовековая история России, ее борьбы с иноземными захватчиками. Недаром же А. С. Пушкин восклицал: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». С детства мы знакомим детей не только с народными, но и с литературными сказками В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. П. Бажова [22].
Хотелось бы сделать акцент на христианских мотивах в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В ней хорошо показан дух нашей родины, православной Древней Руси. Читая строки из сказки, ребенок начинает постигать христианские заповеди, учится понимать жизнь во всем её многообразии. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь ребенку понять глубину прочитанного. Учиться доброте пятиклассник начинает, вчитываясь в строки «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»:
…Ах!... и зарыдали оба:
В руки он её берет
И на свет из тьмы несёт.
Сила бескорыстной любви в сказке А.С. Пушкина делает чудеса, в то время как зависть и злоба отравляет ядом злую мачеху. Учитель вовлекает учеников в беседу о том, как они понимают такие черты характера царевны, как «кроткий нрав». Истинная любовь спасительна, она «не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине…» (слова апостола Павла) [2]. В итоге дети убеждаются, что сказка Пушкина пронизана христианскими мотивами.
Младшие школьники знакомятся с христианским праздником Рождество на примере поэмы В.А. Жуковского «Светлана». В балладе Василий Андреевич использует многочисленные фольклорные элементы и образы, древние поверья и гадания девушек перед Крещением. Создавая психологический образ русской девушки, автор подчеркивает, что в ней есть народные придания и отмечает, что, несмотря на весь ужас, который с ней происходит, она не теряет себя и остается верной Богу. Само действие разворачивается в «крещенский вечерок» [22], издавна считавшийся на Руси временем чудес. Баллада полна примет русского быта, традиций и верований: гадание на башмачке, со свечой и зеркалом, песни – чем и близка старшеклассникам. Именно обращение к поверьям передаёт мир фольклора, русский национальный характер и делает чтение интересным и увлекательным.
С трагедией «Борис Годунов» ученики знакомятся в 8 классе. «Борис Годунов» – русская православная душа А.С. Пушкина. Есть версии, что в образе Самозванца Пушкин изобразил себя (внешнее и внутреннее сходство), в образе Бориса – правившего тогда Александра I, а Гришка Отрепьев – это предвестник декабристского восстания. Главная тема трагедии Пушкина – это власть, к которой стремятся почти все персонажи, они страстно желают заполучить её, проявляя тем самым свою гордыню. А между тем, по православной традиции, царская власть – это священная обязанность правителя перед Богом и народом, так сказать, крест, который он должен нести. Таким образом, возникает прочная взаимосвязь Бога, народа и монарха, их взаимоответственность, отсюда и фраза «прогневали мы Бога, согрешили: // Владыкою себе цареубийцу // Мы нарекли» [13]. Итак, само стремление Бориса к власти и пути её достижения наложили проклятие на него и на народ русский, но искупление греха невозможно, ввиду его человеческой природы. И в финальном мрачном «народ безмолвствует» заключается все настроение пьесы и её посыл. Восьмиклассники, знакомясь с проблемами человека и времени в драме «Борис Годунов», пытаются осмыслить исторический факт убийства царевича, хотя он не доказан, возможно, поэтому эта мрачная и тем самым притягательная история уже стала нашим национальным мифом.
«Повесть временных лет» – одно из древнейших летописных произведений русской литературы, созданное в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. Девятиклассники знакомятся с историей происхождения Русской земли, первыми русскими князьями и важнейшими историческими событиями. Повесть пропитана христианскими мотивами и аллюзиями на Библию. Одно из центральных мест произведения занимает выбор веры, осуществлённый князем Владимиром. Тот выбрал христианство греческого образца. Основы христианской веры (в виде пересказа книги Бытия и ветхозаветной истории до разделения Израильского царства) Владимиру излагает некий философ, который помимо прочего упоминает о падении старшего ангела Сатанаила на 4-й день творения. Смысл крещения Руси в летописи раскрыт как избавление от идолослужения, невежества и прелести дьявольской [6].
Принятие на Руси христианства создало в обществе совершенно другую духовную атмосферу. Справедливо писал В.Г. Белинский, что «христианство, естественно, произвело в славянских племенах дух безусловного отрицания прежней языческой их национальности… памятники языческой поэзии были забыты и не вверялись букве» [1]. «Слово о полку Игореве – это прекрасный памятник уже полуязыческой поэзии, дошло до нас в единственном и притом искаженном списке. «Слово…» является памятником культуры ХII века, и это чрезвычайно важно с исторической точки зрения, ибо дает девятиклассникам представление о духовной жизни народа.
Рассказ «Рождество» был написан В. В. Набоковым в жанре рождественского рассказа – особой формы видения и осмысления определенных сторон жизни человека. В рассказе преобладает христианско-нравственная проблематика, произведение построено на осмыслении судьбы, поведения, поступков и мыслей героя в соответствии с евангельскими заповедями; рассказ приурочен к Рождественским праздникам. Рождество – день рождения Христа, великий праздник, символ вечной жизни и веры в возрождение [16].
В школе много говорится о физическом здоровье детей. Мы забываем о том, что тело – это еще не весь человек, что у него есть еще душа и дух. А вот русским классикам было очень хорошо известно, что причины всех настроений человеческой жизни кроются в духовной сфере. По мнению академика Д. С. Лихачева, «в древней русской литературе сформировалось представление о единстве мира, о единстве всего человечества и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом, – патриотизмом, лишенным чувства национальной исключительности…» [14]. Мироощущение наших предков, их понимание мира, добра и справедливости, беспримерное чувство родного языка и гениальное языкотворчество – вот что вечно будет волновать русского человека в отечественном памятнике культуры. Древнерусская литература, русская литература, русская традиционная культура, а также изучение христианских традиций дают богатый материал для разговора о нравственных и духовных ценностях, формируют у обучающихся представление о добре и зле, дают четкие нравственные ориентиры в жизни подрастающего поколения.
Таким образом, изучение традиций православия и русской национальной культуры в школьном курсе литературы способствует развитию понимания у обучающихся основных закономерностей историко-литературного процесса, раскрывает историко-культурный контекст, показывает творческую историю художественных произведений, взаимосвязь языка и истории народа.
Список использованной литературы
1. Белинский В.Г. Статьи о народной поэзии. В сб. Белинский В.Г. Статьи и материалы. Л., Изд-во ЛГУ, 1949, с. 132.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические в русском переводе с параллельными местами. – Издание «Новая Жизнь» Кэмпус Крусэйд фор Крайст Интернэшнл,1991.
3. Борисова Т.С. Русская словесность. – М.: Орлов и сын, 1994.
4. Бо Грёнбек. Ханс Кристиан Андерсен. – М.: Прогресс, 1979. – 237с.
5. Буслакова Т.Н. Как анализировать лирическое произведение. – Москва, 2005.
6. Давыдова, Н.В. Евангелие и древнерусская литература / учебное пособие для учащихся среднего возраста / М.: Мирос, 1992 г.
7. Древние русские стихотворения, служащие дополнением к Кирше Данилову. Собранные М. Сухановым. Санкт-Петербург. 1840г.
8. Дунаев М.М. Православная и русская литература / учебное пособие для студентов духовных академий и семинарий. В 5 частях. Ч.1- М.: Христианская литература, 1996 г.
9. Духовные истоки воспитания. Православная культура в школе. Уроки русской литературы / учебное пособие, 2003 г.
10. Залётова Т.В. Уроки нравственности. - С.-П.: 1999.
11. Карпов И.П. Человек творящий. В 2 частях. Ч. 1: православные традиции в русской литературе XIX века: методическое пособие / И.П. Карпов - М.: Дрофа, 2007 г.
12. Качурин М. Г. Библия и русская литература: хрестоматия / «Каравелла», С-Пб., 1995 г.
13. Коровина В.Я. Пушкин в школе. Пособие для учителей. – Москва, 1978.
14. Лихачев Д. Великий путь// Становление русской литературы XI-XVII веков. М., 1987.
15. Маевская О. Звёзды, таящие мысли глубокие // Литература. Первое сентября. №23. 2006.
16. Набоков В. В. Избранные произведения / Сост. О. Н. Михайлова. – М.: Сов. Россия, 1989.
17. Набоков В. В. Рассказы. Воспоминания. – М.: Современник, 1991.
18. Паустовский К.Г. Сказочник (Христиан Андерсен). – Ярославль: Верхне-Волжское изд-во, 1982, – 16 с.
19. Православная церковь и русская литература. А.С.Пушкин: Путь к православию. – М.: Издательство «Отчий дом»,1996.
20. Ревякин А.И. История русской литературы XIX века. Первая половина. -Москва,1981.
21. Рыбакова С. Настоящее счастье. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2007.
22. Югов А.К. «Слово о полку Игореве» (перевод, комментарии и статьи) –М.: «Московский рабочий», 1970.
23. Анализ стихотворения В. А. Жуковского «Светлана». Электронный ресурс. Режим доступа. https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskogo/svetlana.
Количество просмотров: 2233 |
Добавить комментарий