Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур
Проблема национальной идентичности для России, как для одной из наиболее полиэтничных стран мира, особенно актуальна. В нашей стране практически нет регионов с многоэтничным составом населения.
Подготовка школьников к жизни и деятельности в многоязычном и поликультурном обществе стала одной из приоритетных задач школьного образования. Она реализуется как в специализированных учебных заведениях, так и в общеобразовательных школах. Чтобы научить детей взаимопониманию, уважению друг к другу, помочь им освоиться в полиэтническом пространстве, необходима систематизированная работа, направленная на знакомство учащихся разных национальностей с особенностями традиций, культуры, этикета той страны, гражданами которой они являются, при этом остаться уникальными носителями своей культуры.
Проведение совместных мероприятий, позволяющих познакомить с самобытностью, уникальностью каждой национальной культуры способствуют укреплению межэтнических связей, сохраняя культуру каждого народа. Школа становится своего рода одним из культурных центров, который объединяет как учащихся, так и родителей.
Каждый человек является носителем определённой этнической культуры, которой присущи такие компоненты, как язык, словесный фольклор, религия, этикет, традиции и т. д. Люди различных этнических культур взаимодействуют друг с другом в рамках поля отечественной и мировой культуры, обогащая культурный уровень друг друга.
Таким образом, совокупность этнокультурного и поликультурного и краеведческого образования является элементами социально-культурной компетенции, которая, в свою очередь, помогает воспитывать нравственного человека. Человека – знающего и понимающего историю, культурные особенности своей страны, язык, менталитет народа, способного беречь наследие и ресурсы и передавать знания будущим поколениям.
Миграционные процессы, связанные с распадом Советского союза и притеснением некоторых народов на сопредельных территориях сформировали сообщества, диаспоры, которые проживают организованно в городе Новосибирске. Новосибирская область является государственно-территориальным субъектом, то есть коренной народ со своими национальными особенностями не выделяется. Обучения в школах ведётся на русском языке, хотя проживают народы, которые на бытовом уровне могут разговаривать на разных языках субъектов РФ.
В школе в тесном сотрудничестве проживают, работают и учатся представители разных национальных культур, религиозных конфессий, которым ежедневно необходимо не только получать образование на неродном для них языке, но и взаимодействовать друг с другом. Национальную основу составляют русские и езиды. Среди прочих национальностей представлены: армяне, уйгуры, цыгане, киргизы, таджики, корейцы.
Опрос учащихся и родителей выявил следующие проблемы:
– слабое владение русским языком мигрантами первой и второй волны (маленький словарный запас, неправильная речь – отсутствие категории рода в родном языке, отсутствие согласованности между существительным и прилагательным в роде, числе, падеже);
– резкая смена проживания и проблема адаптации вновь прибывших детей;
– низкий уровень знаний мигрантами истории российского народа;
– низкая мотивация к изучению культуры и традиций народов, проживающих в социуме города;
– наличие традиционного уклада жизни, отличающегося от привычного для россиян (главенство мужчины в семье позволяет решать возможность и срок обучения для дочерей в школе).
Основное содержание образования в данном случае целесообразно построить на следующих принципах:
1. Приоритет российских этнокультурных традиций по отношению к зарубежным в содержании поликультурного образования.
2. Развивающая и воспитательная направленность этнокультурного и поликультурного образования.
3. Непрерывность и преемственность образования.
4. Вариативное содержание образования, гибкое сочетание в нем этнокультурного и поликультурного компонентов.
5. Взаимосвязь с семьёй, школой, учреждениями культуры и дополнительного образования.
6. Индивидуальный подход.
Предлагаем «Модель формирование поликультурного образовательного пространства на основе ДИАЛОГА КУЛЬТУР», который позволит обучающимся в будущем влиться в социальную среду государства, воспитает чувства патриотизма, гражданственности, социальной активности, поможет преодолеть языковой барьер, позволит обладать высоким уровнем социально-культурных компетенций и быть конкурентоспособным на рынке труда (рис. № 1).
В основу модели поликультурного образования и воспитания заложено формирование базовых компетентностей: социальной, коммуникативной, информационной, образовательной.
Даная модель дополняет реализуемую программу духовно-нравственного развития обучающихся, так как расширяет комплекс задач приобщения детей к национально-культурным традициям русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран.
Цель: Создание условий для формирования и развития комплекса интеллектуальных и личностных качеств обучающихся на основе знакомства с национально культурным многообразием России через краеведческий компонент, обеспечивающий развитие, творческих способностей и успешную социализацию.
Задачи:
– формирование у обучающихся представлений о культурном многообразии современной России и формах культурного взаимодействия разных народов;
– формирование представления об истории и природе, традициях России через чувства чести, достоинства, долга, совести и уважения;
– организация совместной работы по вовлечению учащихся и педагогов в проектную, научно-исследовательскую и творческую работу по изучению культурного наследия народов России и мира;
– создание педагогических условий для участия детей в процессах сохранения и развития традиций народной и художественной культуры;
– освоение принципов межкультурного взаимодействия и межнационального общения в поликультурной среде школы;
– разработка совместных программ и мероприятий взаимодействия в части воспитания, дополнительного образования и апробация на базе МБОУ СОШ № 77 и музея «Заельцовка» – филиала МКУК «Музеи Новосибирска».
Методы и приёмы
Наблюдение, сбор и анализ информации, работа с литературой, проведение экскурсий, лекций, проведение семинаров и конференций.
Сроки реализации – 3 года: период с 2017 по 2020 годы.
Экспериментально-прикладной этап (2017-2018 гг.)
Целью экспериментально-прикладного этапа является разработка модели открытой системы скоординированной деятельности педагогических, социально-психологических служб школы, партнёров, для обеспечения условий реализации проекта.
Задачи экспериментально-прикладного этапа:
– изучение законов и нормативно-правовой документации в области совместной деятельности (образовании и культуры);
– составление диагностических материалов и проведение входящих социологических исследований по изучению мнения учителей, родителей и учащихся на тему совместного взаимодействия;
– проведение классных часов, родительских собраний, встреч с представителям: музея «Заельцовка» с целью показать актуальность и необходимость работы в данной области;
– сопоставление образовательных и воспитательных программ с целью создания единой программы взаимодействия;
– разработка методик обучения предметам на основе принципов поликультурного образования.
Рис. № 1. Модель формирования поликультурного образовательного пространства на основе проекта «ДИАЛОГ КУЛЬТУР»
Реализация проекта на данном этапе:
1. Проведено анкетирование родителей на предмет знакомства с традиционной народной культурой в семье.
2. Образовательные дисциплины были обогащены поликультурной проблематикой, путём включения в учебный процесс дополнительных материалов, способствующих поликультурному просвещению всех обучающихся вне зависимости от их национальной принадлежности.
3. В рамках экспериментально-прикладного этапа было принято решение сопоставления программ между участниками образовательных отношений для использования в процессе работы. Сотрудники музея имеют колоссальный опыт проведения музейно-педагогических занятий по всем направлениям, отражённым в программе воспитательной работы школы. В связи с этим программа воспитательной работы школы была дополнена комплексом новых мероприятий, направленных на воспитание учащихся в духе уважения к культурному и историческому наследию.
4. Рассматривается вопрос о возможности объединить усилия работы музея микрорайона «Родничок», который находится на территории МБОУ СОШ № 77 и музея «Заельцовка» с целью создания единого образовательного пространства.
Подобная возможность обмена материалами музейной экспозиции (школьного музея, городского музея, индивидуальных коллекции) вызовет интерес у всех участников проекта. Кроме того, данный материал можно будет объединить в экспозицию «Мир увлечений жителей Новосибирска», которая будет посвящена 125-летию города. Подготовка к юбилейным празднованиям даст возможность учащимся школы приготовить проектные работы по данной тематике и выступить в качестве экскурсоводов на площадке музея микрорайона и музея «Заельцовка» (по возможности).
5. На данном этапе составлен проект «Дорожная карта по реализации модели «Формирования поликультурного образовательного пространства на основе ДИАЛОГА КУЛЬТУР».
6. С целью формирования способностей к научно-исследовательской деятельности и творческого потенциала учащихся в соответствии с программой работы руководители проекта организовали встречи с представителями науки.
Совместная работа музея «Заельцовка», Института систематики и экологии животных Сибирского отделения Российской академии наук, учителей МБОУ СОШ № 77 дала возможность учащимся серьёзно заняться экологической работой. В 2017-2018 году на базе музея курс лекций на тему «Основы экологии для учащихся».
В настоящее время Общественным советом при Министерстве культуры Новосибирской области, совместно с региональной общественной организацией «Рождённые Сибирью», МБОУ СОШ № 77 и музеем «Заельцовка» – филиалом МКУК «Музей Новосибирска» в ознаменование года экологии и предстоящего 125-летия города Новосибирска разрабатывается проект под рабочим названием Новосибирскими тропами». Цель проекта – актуализация, популяризация и трансляция исторического и природного наследия города Новосибирска.
Итогом ученических проектов будут презентации, видеоролики, статьи об особо охраняемых природных территориях, которые будут не только прославлять природу родного края, но и проводить просветительскую работу среди сверстников и взрослых.
Силами учащихся МБОУ СОШ № 77 г. Новосибирска презентация будет представлена на нескольких языках: русском, английском, немецком, китайском, езидском и армянском языках (в соответствии с запросами 40% учащихся школы – относящихся к езидской диаспоре). Данный факт продемонстрирует возможность культурного и экологического взаимодействия в рамках проекта «Школа ЭКОЗНАЕК» и познакомит учащихся, как в нашей стране, так и в мире с особенностями особо охраняемых природных территорий города Новосибирска.
Учителя школы и сотрудники музея организовали совместные выездные уроки краеведческого направления, которые формируют навыки:
– посещения особо охраняемых природных территорий;
– работы с природными материалами;
– определения характеристик разных пород деревьев;
– определения расстояний и азимутов туристических маршрутов в парке;
– пользования современными средствами навигации.
Один из таких уроков был проведён 22 декабря, что является астрономическим Новым годом (днём зимнего солнцестояния).
7. На данном этапе силами родителей, учащихся и педагогов был составлен календарь национальных праздников, в котором отражены все особенности национального колорита школы. Проект проанализирован, были выявлены праздники у разных народов, которые имеют общий смысл. Так же были определены объекты почитания в различных культурах (хлеб), правила этикета, особенности национальной кухни. Данный материал пригодится в дальнейшем для написания научно-исследовательских работ и составления плана воспитательной работы с учётом специфики поликультурного состава обучающихся.
8. В 2017 году был проведён «Фестиваль национальных культур», цель которого – ознакомление обучающихся с историей, особенностями быта народов разных национальностей, воспитание толерантного отношения к представителям разных национальностей, формирование национального самосознания в рамках гражданско-патриотического воспитания.
Проведённые совместные мероприятия вызывают интерес к изучению своего района, города, страны. Постепенно у учащихся формируется национальная, историческая, экологическая культура поведения, бережного отношения к природе, культурно - историческому наследию предков.
Реализующий этап (2018-2019 гг.)
Целью реализующего этапа является реализация модели «Формирование поликультурного образовательного пространства на основе ДИАЛОГА КУЛЬТУР» и созданного методического обеспечения для обучения детей всех уровней образования, корректирование учебно-методических материалов, программ и проектов, ежегодное подведение итогов и научное системное осмысление результатов реализации программы.
Задачи реализующего этапа:
– привлечение школьников к научно-исследовательской деятельности в области охраны окружающей среды, истории района и города Новосибирска на основе различных технологий;
– освоение обучающимися, родителями и учителями основ поликультурных категорий и ценностей;
– создание центра по работе с детьми и родителями «У камина»;
– организация и проведение выставок, экспозиций, конкурсов, направленных на знакомство участников образовательных отношений и жителей микрорайона с традициями, культурой и другими особенностями народов, проживающих совместно;
– организация совместных мероприятий с музеями «Заельцовка», «Археологии и этнографии» СО РАН, вузами, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Промежуточным результатом на данном этапе является совместное создание дидактических материалов и проведение уроков, выставок, лекций, научно-исследовательских работ, что способствует формированию социального опыта в процессе поликультурного образования. Создание консультационного центра для родителей и учащихся «У камина», направленного на успешную адаптацию учащихся в многонациональной среде школы.
Информационно-аналитический (2018-2019 гг.)
Задачи реализующего этапа:
– оказание информационно-методической и практической помощи воспитанникам детских садов, учащимся ОО в осуществлении краеведческого образования и воспитания детей;
– организация издательской деятельности, тренингов, семинаров, конференций по распространению позитивного опыта поликультурного образования;
– проведение итоговой педагогической диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей;
– проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворённости образовательным процессом. На основании полученных данных делаются выводы о результативности проведённой работы педагогами, динамике поликультурного развития детей, уровня усвоения ими школьной программы. Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе;
– проектирование программы дальнейшей деятельности.
Таким образом, работа по проекту на заключительном этапе подразумевает не только адаптацию, воспитание чувства патриотизма, гражданственности, социальной активности, но и охрану, восстановление и упрочение исторического наследия Заельцовского района города Новосибирска.
Система внутреннего мониторинга
С целью мониторинга эффективности воспитания и образования проводится диагностика.
Определение: уровня качества образования по «естественно-научному», «социальному» модулю, входящему в курс предметов «География», «Биология», «История», «Обществознание», «Филология», связанными с определением своей принадлежности к стране, города, району; уровня воспитанности через анкетирование учащихся и родителей.
Порядок работы и критерии по оценке результатов предусмотрены «Программой воспитательной работы». Алгоритм диагностических мероприятий представлен на рис. № 2.
Функции мониторинга качества обучения
1. Сбор данных по показателям мониторинга качества обучения и воспитания;
2. Получение сравнительных данных, определения тенденций динамики качества обучения;
3. Формирование базы данных школы.
Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах его проведения. Получение аналитических данных проводится в следующих формах: анкетирование, экспертный опрос, наблюдение, самооценка, интервьюирование, анализ документации, диагностика сформированности универсальных, предметных и метапредметных учебных действий.
Устойчивость инновационной деятельности, дальнейшее развитие
Добиться устойчивых положительных результатов взаимодействия можно при условии создания нормативных документов, регулирующих деятельность для всех участников процесса.
Устойчивость результатов проекта после окончания его реализации основана на:
– кадровых ресурсах (педагоги школ, сотрудники музеев могут разрабатывать уроки, осуществлять презентацию опыта и кадровую подготовку педагогов других образовательных учреждений);
– материально-технических ресурсах (авторский методический и дидактический материал может использоваться в рамках других образовательных организаций);
– готовности учащихся выстраивать свою жизнь на основе приобретённого духовно-нравственного опыта.
Среди рисков, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта, можно отметить социальный риск. Исходя из того, что деятельность в рамках программы предполагает взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, включая родителей, существует опасение, что те новообразования, которые будут формироваться и развиваться у учащегося в стенах школы, не найдут необходимой поддержки в семье.
Для того чтобы снизить подобный риск необходимо проводить разъяснительную работу на каждом конкретном новом этапе. Демонстрировать родительскому сообществу результаты работы по программе и динамику образовательных и воспитательных показателей учащихся.
Используя в системе все ранее упомянутые элементы воспитательной работы, нам удастся сформировать активный ученический коллектив, успешный в учёбе и творческой деятельности. Мы убеждены, что воспитательная система не задаётся только школой, а создаётся совместными усилиями всех участников процесса: учителями, детьми, родителями, партнёрами, а принцип уважения ко всем участникам образовательных отношений является КЛЮЧЕВЫМ.
Рис. 2. Алгоритм проведения диагностических мероприятий
Список литературы
1. Авакьян С.А. Точка отсчета – народ // Российская газета. 2006. 28 октября.
2. Аушев М.И., Глотов С.А., Миронов О.О., Фомиченко М.П. Права народов. Международные документы и российские законодательные акты: сборник документов / Институт национальной стратегии реформ; Научно-педагогический институт прав человека РГСУ. М., 2006. 524 с.
3. Дубровин Ю.Д., Туник Г.А. Национально-культурное развитие России: политико-правовые аспекты. М.: Издательство Государственной Думы, 2002. С. 14.
4. Кара-Мурза С.Г. Между молотом Запада и наковальней Востока. Великая Россия всегда раздражала и тех, и других // Наше время. 2006. № 16.
5. Фомиченко М.П. Защита прав народов в Российской Федерации (конституционно-правовые аспекты). М.: РГСУ, 2005. 404 с.
6. Фомиченко М.П. Права народов: учебное пособие. М.: РПА Минюста России, 2012. 222 с.
Количество просмотров: 6265 |
Комментарии
Елена опубликовано
Страницы
Добавить комментарий