Популяризация географических знаний и повышение уровня географической культуры школьников

 
 

Омарова Татьяна Владимировна,

учитель географии высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 10» г. Новосибирска

 

Популяризация географических знаний и повышение уровня географической культуры школьников

В Концепции развития географического образования в Российской Федерации в разделе «Географическое просвещение и популяризация географии» прописаны предусматриваемые мероприятия для создания в обществе устойчивого позитивного отношения к достижениям географической науки для популяризации географии. К ним относятся: организация комплексных медиакомпаний и массовых просветительских мероприятий, производство художественных и научно-популярных фильмов географической тематики, выпуск научно-популярных и художественных географических изданий; проведение общероссийских образовательных акций, географических диктантов, брейн-рингов, дискуссионных клубов и т. п.; создание и поддержка молодёжных общественных объединений и клубов; развитие географических интернет-проектов, создание интерактивных музеев и др.

Популяризация науки – процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей. Для учителя географии важно не только дать знания школьникам по своему предмету, но и привить детям любовь к своей Земле, к своей Родине. То есть, как сказано в определении, донести до них знания в современной и доступной для них форме – превращение иногда скучных для неспециалиста научных данных в интересную и понятную информацию.

Популяризация географической науки связана с понятием «географическая культура», включающее в себя культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, региональную культуру труда и тесно связано с характером окружающей среды, историко-географической обстановкой, национальными традициями. Популяризируя географию как интереснейшую, познавательную и важную науку, учитель повышает географическую культуру подрастающего поколения граждан РФ.

Популяризацию географической науки также следует вести при изучении этого предмета в школе. Чем больше будет конкретных мероприятий, направленных на популяризацию географических знаний, тем больше учащиеся смогут открывать для себя красоты нашей страны.

На расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе ориентирована внеклассная работа по географии.

Одной из форм внеурочной работы являются предметные декады, направленные на повышение и привитие интереса к географии, развитие познавательной и творческой активности учеников, расширение кругозора, повышение творческого потенциала, популяризацию географии и географических знаний.

Содержание предметной декады может включать:

– конкурсы рисунков (фотографий): «Природа родного края», «Милый сердцу уголок», «Памятники природы», «Улицы нашего города», «Топографический рассказ»и т. п.;

– интеллектуальные игры, КВНы, круглые столы;

– защиту проектов и исследовательских работ: «Глобус Земли через 200 млн. лет», «Экологический ролик», «Природные и культурные достопримечательности России», «Природные и культурные достопримечательности родного края», «Проблемы рационального использования лесных богатств, их сохранения и восстановление», «Влияние климата на жилища людей в разных частях света», «Сезонные миграции учеников 5-х классов», «Великие люди Арктики», «Путешествие по Сибири» и т.п.;

– акции: «Всероссийский заповедный урок», акция – флешмоб «Поздравь свой заповедный остров со 100-летием заповедной системы» (заповедныйурок.рф).

 

Таким образом, роль внеклассной работы по географии значительна: за пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки.

Популяризации географических знаний способствует привлечению к участию детей в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах, проектах, научно-практических конференциях, способствующих раскрытию юных талантов, повышению мотивации в учёбе. Конкурсы стимулируют к саморазвитию.

Конкурсы и НПК:

– НПК НОУ «Сибирь»;

– Интеллектуально-творческий потенциал России (http://future4you.ru/): «Юность. Наука. Культура», «Юный исследователь», «Шаги в науку», «Созидание и творчество», «Мой город – лучший город на Земле», «Научный потенциал – XXI», Интернет-выставка достижений учащихся);

– «Моя малая Родина» (http://rssm.su/);

– Конкурс имени В. И. Вернадского (http://vernadsky.info/);

– Национальная система Интеграция (http://integraciya.org/): «Национальное достояние России», «АПК – молодёжь, наука, инновации», «Обретённое поколение – наука, творчество, духовность», «Первые шаги в науке»;

– Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки» (http://pedakademy.ru/);

– Научно-практической конференции учащихся «Шаг в будущее»;

– Региональном конкурсе проектов «Географическая мозаика» (Новосибирская область).

Олимпиады:

– Всероссийская олимпиада школьников;

– Всероссийские предметные олимпиады и конкурсы с международным участием. Ростконкурс (https://rostkonkurs.ru/);

– Интеллектуально-творческий потенциал России (http://future4you.ru/): Всероссийский заочный конкурс «Интеллект – Экспресс», «Познание и творчество»;

– Международный образовательный конкурс «День географической грамотности» (Новосибирская область);

– Всероссийские олимпиады и конкурсы «Мир олимпиад» (https://mir-olimpiad.ru/);

– Международная дистанционная олимпиада «Эрудит» (https://smartolimp.ru/).

Третий год проходит Всероссийский географический диктант. Отрадно, что такая акция Русского географического общества становится традицией в нашей стране и ожидаемым событием (http://dictant.rgo.ru/). Инициатором данной акции выступил В. В. Путин. Всероссийское географическое общество поддержало инициативу. Цель проведения проекта географического диктанта – не столько оценить уровень географической грамотности россиян, сколько повысить интерес к знаниям о нашей стране и, следовательно, к географии. От участников требуется знание основных географических понятий, а также карты России. Организаторы надеются, что данное мероприятие поможет людям выявить пробелы в знании географии родной страны. Вопросы диктанта не только чисто географические, но имеют отношение и к истории (например, из области географических открытий), и к литературе (высказывания и цитаты).

Заинтересовались и принимают участие в диктанте не только учащиеся нашей гимназии, но и, что радует, их родители.

В последнее время появилось много научно-популярных фильмов и роликов о природе и хозяйстве нашей страны. Их можно использовать как в урочной, так и внеурочной работе. Они также способствуют повышению географической грамотности, патриотическому и экологическому просвещению и повышению географической культуры:

– https://russia.tv/video – Моя планета. Путешествие по России;

– http://www.strana-tv.ru/projects/2 – Телеканал «Страна». Телеканал рассказывает о современной России современным языком с использованием высококачественного видео, 3D графики, коптерных съемок [4]. В разделе «Природа» можно посмотреть фильмы «Куршская коса», «Астраханский заповедник», «Реки России», «Васюганские болота», «Валаам», «Озеро Троицкое», «Заповедная Россия», «Моря России. Чёрное море» и др.

Концепция направлена не только на развитие учебного предмета «География» или развитие географического образования в целом, но и на формирование географической культуры и популяризацию географических знаний на разных уровнях общего образования.

Источники информации:

1. Концепция развития географического образования в российской Федерации. Интернет ресурсы// http://www.rgo.ru

2. Академик. Интернет ресурс// https://dic.academic.ru

3. Географический диктант – 2017. Интернет ресурсы // http://dictant.rgo.ru/

4. http://www.strana-tv.ru/projects/2 – Телеканал «Страна».

Количество просмотров: 20670  

Добавить комментарий

1. От задачи – к здоровому образу жизни!
2. Применение здоровьесберегающих нетрадиционных технологий в коррекционной педагогике
3. Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры
4. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках письма и чтения в специальной (коррекционной) школе
5. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка при обучении детей с ОВЗ
6. Возможности использования приемов здоровьесберегающих технологий на индивидуальных уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения у обучающихся с нарушениями слуха
7. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыкально-ритмических занятий для обучающихся с нарушениями слуха
8. Healthy-Quiz: применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка
9. Популяризация здорового образа жизни через внеклассную работу по предмету
10. Развитие речи младших школьников как средство формирования коммуникативных УУД
11. Здоровьесберегающие технологии в работе муниципальной библиотеки для читателей с нарушением зрения
12. Проект «Инновационные технологии в области здоровьесбережения участников образовательного процесса»
13. Особенности тестирования обучающихся в условиях ГДЗ на примере тестирования по английскому языку
14. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку в условиях ФГОС (на примере учебно-методического комплекта Spotlight по английскому языку)
15. Популяризация географических знаний и повышение уровня географической культуры школьников
16. Формирование мотивации обучения у студентов
17. Упражнения для развития орфографической зоркости
18. Алгоритм разработки рабочей программы курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы