Применение здоровьесберегающих технологий на уроках письма и чтения в специальной (коррекционной) школе

 
 

Надточий Ирина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ С (К)Ш № 1 г. Новосибирска

 

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках письма и чтения в специальной (коррекционной) школе

Целью обучения уроков письма и чтения в специальных (коррекционных) школах считаю: создание полноценных условий для формирования личности ребёнка с учётом его психофизического и социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей, использования эффективных педагогических технологий, коррекции нарушений в речевом развитии. Из цели вытекают следующие задачи: прежде всего, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка, обеспечение обогащённого художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей, использование передовых методик и технологий обучения и воспитания детей.

Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя владения современными образовательными технологиями, инновационными программами.

Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, а тем более в работе с детьми с ОВЗ, поэтому необходимо уделять должное внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, коррекционная работа – необходимый элемент на каждом уроке. Это способствует развитию внимания, памяти и одновременно отдыху ребят. Использование здоровьесберегающих технологий способствуют высокой активности на уроке, как ученика, так и учителя.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки, кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, № парты, за ее соответствием росту ребёнка. В 5 классе для проведения физкультминутки подбираю стихотворные тексты – выполняя движения, ребята еще и запоминают стихотворения, тренируют память. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.

Для здоровьесбережения использую:

– педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов, проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – все это оказывает благоприятное воздействие на психику учащихся и способствует формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья;

– технологию уровневой дифференциации обучения. Один из способов работы по данной технологии – групповая работа. Класс делится на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение детей к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Использование на уроках разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся и способствует сохранению здоровья детей.

Применяю различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что позволяет избежать монотонности на уроке.

Но нельзя говорить о методах здоровьесберегающих технологий не затронув здоровьесберегающие условия и приемы. В первую очередь это:

– выполнение санитарных правил и норм (режим проветривания, освещенности, функциональности кабинета, режим питья);

– система релаксационных пауз и упражнений для опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, нервной системы в соответствии с возрастом (к 5 классу дети должны овладеть приемами релаксации и иметь возможность на уроке применять их по потребности), с интенсивностью работы и номера урока в расписании;

– снятие гиподинамии и статичности: смена позы за столом, работа стоя, в движении; использование на уроке всего пространства класса, а если нужно и рекреации.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

На уроке провожу динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.

Также на уроках использую элементы релаксации (включение аудиозаписей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй», прослушивание музыкальных фрагментов классической музыки, сопровождающих чтение стихотворений).

Таким образом, здоровьесберегающее обучение:

– достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии;

– приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; увеличивает количество учебных достижений.

– внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективе.

Приложение. Физкультминутки на уроках письма и чтения

Литература:

1. Здоровьесберегающее образование: теор. и приклад, аспекты: сб. ст. / Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Пермь: Кн. мир; Звезда, 2002. – 205 с.

2. Крутиков М.А. Игра как средство сохранения здоровья школьников на уроке / М.А. Крутиков // Современная школа: от теории к практике: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. 30 мая 2009 г. –Чебоксары: НИИ педагогики, 2008 – 120 c.

3. Проект «Школа здоровья» / под редакцией И.В. Кузнецовой. - Москва, 1999. – 208 с.

4. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2. – С.171-187.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. – М., АРКТИ, 2003.

7. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе. 2005. №2. – С.40-44.

8. Халемский Х.А. Школа – территория здоровья / Х.А. Халемский. // Педагогика. – 2005. –No3. – С. 42.

Количество просмотров: 13503  

Добавить комментарий

1. От задачи – к здоровому образу жизни!
2. Применение здоровьесберегающих нетрадиционных технологий в коррекционной педагогике
3. Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры
4. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках письма и чтения в специальной (коррекционной) школе
5. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка при обучении детей с ОВЗ
6. Возможности использования приемов здоровьесберегающих технологий на индивидуальных уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения у обучающихся с нарушениями слуха
7. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыкально-ритмических занятий для обучающихся с нарушениями слуха
8. Healthy-Quiz: применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка
9. Популяризация здорового образа жизни через внеклассную работу по предмету
10. Развитие речи младших школьников как средство формирования коммуникативных УУД
11. Здоровьесберегающие технологии в работе муниципальной библиотеки для читателей с нарушением зрения
12. Проект «Инновационные технологии в области здоровьесбережения участников образовательного процесса»
13. Особенности тестирования обучающихся в условиях ГДЗ на примере тестирования по английскому языку
14. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку в условиях ФГОС (на примере учебно-методического комплекта Spotlight по английскому языку)
15. Популяризация географических знаний и повышение уровня географической культуры школьников
16. Формирование мотивации обучения у студентов
17. Упражнения для развития орфографической зоркости
18. Алгоритм разработки рабочей программы курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы