Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыкально-ритмических занятий для обучающихся с нарушениями слуха
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
За последние годы наблюдается ухудшение здоровья подрастающего поколения: увеличилось количество детей с врожденными и хроническими заболеваниями, сократилось число здоровых первоклассников, а детей с инвалидностью заметно увеличилось.
На снижение уровня здоровья детей школьного возраста влияют разные причины, характерные для современного общества. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время, а также просветительской работы с обучающимися и их родителями. Комплексное использование здоровьесберегающих технологий для детей с нарушениями слуха позволяют обеспечить каждому школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, и сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе. Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - это организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Считаю, что основой здоровьесберегающей технологии на уроках музыкально-ритмических занятий в коррекционной школе является соблюдение следующих принципов:
-учет возрастных особенностей, обучающихся;
-учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;
-структурирование урока на три части в зависимости от уровня работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока);
-применение здоровьесберегающих упражнений для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
В структуре своих уроков применяю следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
-положительный эмоциональный настрой на уроке;
-оптимальный темп ведения урока;
-подача материала доступным рациональным способом;
-наглядность;
-смена видов деятельности;
-физкультминутки, динамические паузы;
-дифференцированный подход в обучении;
-групповая работа, работа в парах;
-игротренинги и игротерапия;
-воспитательные моменты на уроке (гимнастики);
Рассмотрим некоторые из этих элементов.
1. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока, это снимает скованность, неловкость и создает ситуацию успеха для каждого обучающегося.
2. Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль.
3. Общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.
4. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной каждому обучающемуся, с учетом его возрастных особенностей.
5. Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся.
6. Смена видов деятельности (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.
7. Среди всех других возможностей оздоровительной работы на уроках музыкально-ритмических занятий в коррекционной школе имеет место применение пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, гимнастики бодрящей, психогимнастики.
Наряду с основными методами здоровьесбережения на музыкально-ритмических занятиях мною применяются и нетрадиционные методы.
Метод фольклорной терапии. Дети с нарушениями слуха чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей, с особыми образовательными возможностями, к фольклорному искусству, способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир звуков. Практически каждый ребенок, имеющий слуховую депривацию, нуждается в развитии речевых (музыкальных, хореографических, актерских) коммуникативных навыков. В решении этих проблем особое значение имеет занятие ребенка фольклорной терапии – это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.
Сказкотерапия. Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, приобщение к театральному искусству детей с нарушениями слуха, ребята чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Театрализованная деятельность это мир волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, эффективно влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений. Сценические образы, жанры – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Музыкотерапия и ритмотерапия. Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях Это искусство, которое является незаменимым средством эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей:
– развитие умения и навыка слышать и слушать музыку, передавать ее в движение;
– развить чувство ритма;
– развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
– развивать танцевальную выразительность, выносливость, координацию;
– развивать и укреплять костно-мышечный аппарат;
– развивать выразительность, выносливость, координацию.
Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Опыт работы показывает, применение на уроках музыкально-ритмических занятий рассмотренных элементов здоровьесберегающих технологий имеет оздоровительную направленность и помогает сформировать у обучающихся с нарушениями слуха стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и сохранение здоровья.
Литература
1. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя / Т.М.Власова, А.Н. Пфафенродт – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. – 240 с.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер / Педагогика. Психология. Управление. – М.: ВАКО, 2010.
3. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К.Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121с.
4. Лёвина, С. А. Физкультминутки / С.А. Лёвина, С.И. Тукачёва. – М.: Учитель, 2016. – 67с.
5. Станиславский. К. С. Работа актера над собой. В 2-х частях. Часть 2: Система Станиславского / М.: Т8. 2017. – 408 с.
6. Станиславский. К. С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика / Азбука, 2015. – 512 с.
7. Ю.Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточно славянских обрядов. – СПб.: Наука, 1993.-240 с.
8. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987. – 240 с.
9. Абрамов И. Старообрядцы на Ветке // Живая старина. 1907. – Вып. 3. – Кн. 63. С. 115-148.
10. Абрамович Б. М. Краткий очерк о физическом развитии населения Сибири и Дальнего Востока. // Вопросы антропологии, – 1967. – Вып. 25. С.112-117.
Количество просмотров: 9447 |
Добавить комментарий