Современные образовательные технологии как средство формирования личностных универсальных учебных действий

 
 

Калугина Оксана Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

 

Современные образовательные технологии как средство формирования личностных универсальных учебных действий

ХХI век кардинально изменил нашу жизнь, возрос поток информации и темп развития. Всё это не могло не отразиться на формах и методах обучения школьников. Изменения, необходимые для формирования нового человека, определены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В соответствии с его требованиями, мы определяем цели и задачи работы с детьми.

По моим наблюдениям, в последние десятилетия, наряду с положительными изменениями, происходит утрата нравственных ценностей. Для многих людей становятся маловажными такие общечеловеческие ценности, как: милосердие, человеколюбие, сострадание, верность, совесть, патриотизм, чувство долга. В противовес им культивируется потребительское отношение к жизни, стремление к наживе, жестокость, равнодушие. Люди часто живут по принципу «после меня хоть трава не расти». Кроме того, дети утрачивают способность думать, многие разучились фантазировать, более бедным становится детское воображение. Я считаю, что для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Это связано с увлечением детей компьютерными играми, широким распространением общения в социальных сетях, опасениями родителей за безопасность детей. Существует и масса других причин. Поэтому игры, совместная деятельность часто ограничены для младших школьников, а это затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов. Проблемами являются и недостатки в организации патриотического воспитания, и изменение ценностных ориентиров, и, несомненно, утрата интереса к чтению, к книге. И это вызывает огромное сожаление, так как наша страна всегда была самой читающей. Именно книга с раннего детства воспитывала уважение к Родине, гордость за свой народ, восхищение природой нашей страны, почтение к старшим. И неслучайно в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования огромное значение уделяется решению этих проблем.

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться». Мы, педагоги, должны формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно учиться. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые.

Для развития личностных УУД я на своих уроках использую разные образовательные технологии:

– технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;

– проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;

– технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;

– технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;

– технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.

Также я подбираю и использую в своей работе наиболее эффективные, на мой взгляд, методы (кластеры, инсценировки и игры) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, активно практикую работу в паре и в группе. Я исходила из того, что одна из главных задач школьного образования – подготовить ученика к самоопределению, то есть к самопознанию, представлению о самом себе, что главное, что во мне хорошо, что я хочу (какие цели я ставлю), что я могу (представление о своих возможностях), что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую), что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты). Кроме того, я обращаю особое внимание на то, чтобы ученики своё увлечение миром компьютеров осмысливали с позиции нравственных норм, установок здорового образа жизни.

Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Внутренняя позиция ученика – одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, положительного отношения к школе, к своему новому статусу. Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей.

Содержание учебников «Литературное чтение» в значительной степени позволяет решать многие из перечисленных мной задач. При изучении произведений А. Барто «Помощница», «Разлука», Ю. Ермолаева «Воспитатели», «Проговорился», В. Драгунского «Он живой и светится», Д. Хармса, С. Маршака «Веселые чижи» формируется личностная идентичность, ребята рассказывают о том, как они заботятся о родителях, братьях и сестрах, о том, что такое дружба, взаимопомощь. Становление этнической идентичности происходит через анализ народных сказок, былин, народного фольклора. Гражданскую идентичность формирует изучение материала об истории России, российской символики, уже в 1 классе дети пытаются анализировать текст «Наше Отечество» в азбуке, тут же есть целые разделы, посвященные данной теме: «Россия – Родина моя», «Жить – Родине служить».

Далее смысл учебной деятельности. Понимание смысла учебной деятельности и сформированность мотивов к учению играют решающую роль в успешности ребенка. Моя задача – формирование умения ставить учебные цели и определять пути и средства для их достижения. Например, при работе над следующими произведениями: А. Барто «В школу», М. Зощенко «Великие путешественники», Н. Носов «Федина задача», Л. Толстой «Филипок», Е. Шварц «Потерянное время» активно формируется школьная мотивация.

И, наконец, линия нравственного развития личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимать моральные нормы и действовать в соответствии с ними. Такие произведения, как: «Что ты тискаешь утенка…» С. Черного, «Лев и собачка», «Правда всего дороже», «Два товарища» Л. Толстого, «На горке» Н. Носова, «Тайное становится явным» В. Драгунского и многие другие произведения учебника в полной мере помогают решать проблему формирования нравственного развития личности.

Практически все тексты по литературному чтению заключают в себе духовно-нравственный смысл и, работая с ними, я не могу пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Например, в 3 классе изучается произведение «Тайное становится явным» В. Драгунского. При анализе этого произведения, возникает ситуация, способствующая самопознанию ребенка: «Вспомни, не было ли в твоей жизни ситуаций, когда тайное становилось явным?»

На уроках литературного чтения личностные универсальные действия формируются через прослеживание «судьбы героя»; на основе сравнения себя с героями литературных произведений; через высказывания своего отношения к прочитанному с аргументацией; через анализ характеров и поступков героев: «В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать эту историю? Как бы вы могли сформулировать главную мысль рассказа?»

Часто на уроках организую исследовательскую работу учащихся по раскрытию проблемной ситуации. Ученики анализируют, сравнивают, оценивают поступки и характеры, переживания героев с помощью таблицы «Анализ героев». На таких уроках ребята как бы погружаются в ситуацию, они с удовольствием работают в парах и группах. Дети исследуют поступки героев, оценивая их нравственные качества. Ученики отвечают на вопрос: «Почему герой произведения поступил так, а не иначе? Правильно ли он поступил? А как поступили бы вы? Почему?» Кроме того, на уроках литературного чтения я предлагаю детям инсценировать понравившийся отрывок или все изучаемое произведение. С каким же восторгом дети откликаются на это предложение! Большинство моих учеников демонстрирует незаурядные творческие способности, фантазию и воображение.

Дети с удовольствием анализируют тексты учебника, рассуждают, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, животному, когда он в ней нуждается. Я, в свою очередь, стараюсь сделать так, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы. Ребята, проделывая такую работу, учатся преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее. У большинства моих учеников сформирована мотивация к обучению, в классе стыдно не учиться.

Таким образом, через обучение происходит последовательное формирование личностных универсальных учебных действий.

Мои ученики много читают, с удовольствием делятся впечатлениями, спорят, обсуждают прочитанное. Уже во 2 классе у большинства детей были в значительной степени сформированы такие понятия, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, гордость. И, хотелось бы отметить, что для детей они были не просто отвлеченными понятиями, а критериями для оценки своих действий.

Хочу привести примеры из повседневной жизни класса: кто-то спрятал пенал ученика, и это стало причиной конфликта. После обсуждения ситуации виновник конфликта нашел в себе смелость признаться перед всем классом в своем проступке и извиниться. Конфликт был исчерпан, а его честность была одобрена товарищами.

Еще один пример: в 2013 учебном году к нам в класс пришел новый ученик. Оказалось, что мальчик плохо успевает по всем предметам, поэтому очень часто его ответы были слабыми или неудовлетворительными. На уроках для повышения его мотивации к обучению я старалась создать для Толи ситуацию успеха, и дети меня в этом поддерживали. И наконец-то Толя выучил и рассказал стихотворение на «отлично». Реакция детей меня порадовала: многие дети выразили искреннюю радость, кто-то хлопал в ладоши, кто-то пожимал Толе руку, кто-то говорил: «Толя, ты молодец!», «Толя, ты можешь!» Я считаю, это показатель того, что у детей происходит формирование таких качеств, как сопереживание, умение радоваться чужому успеху. Во 2 классе мы с ребятами подготовили и показали ученикам начальной школы спектакль «Про речку…» Работая над спектаклем, я не забывала и о формировании личностных УУД, в частности о нравственном развитии личности: способности соотносить поступки людей с общепринятыми нормами, умение сопереживать, любовь ко всему живому. Активную помощь оказали родители учащихся, они помогли подготовить костюмы, декорации.

Рекомендую следующие методики для мониторинга ЛИЧНОСТНЫХ УУД:

– Методика «Лесенка» предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

– Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

– Методика «Что такое хорошо и что такое плохо». Диагностика эмоционально-нравственного развития, адаптированная Н.В. Кулешовой.

– Методика «Какой Я?». Модификация методики О.С. Богдановой предназначена для выявления уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств.

Список методик для мониторинга РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД:

1. «Рисование по точкам (1 класс)

2. Корректурная проба (2-4 класс)

Список методик для мониторинга ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД:

1. «Найди отличия» – сравнение картинок (1 класс).

2. Выделение существенных признаков (2 класс).

3. Логические закономерности (3 класс).

4. Исследование словесно-логического мышления (4 класс).

Список методик для проведения мониторинга по формированию КОММУНИКАТИВНЫХ УУД:

1. Узор под диктовку.

2. «Рукавички».

3. «Левая и правая стороны»

4. «Совместная сортировка»

5. «Дорога к дому»

6. «Кто прав?».

Работа над развитием личностных УУД благотворно отразилась и на успеваемости. Дети стали более организованы и ответственны, повысился интерес к учебе, ребятам стыдно приходить неготовыми к урокам. Многие дети стали использовать дополнительную информацию при подготовке домашнего задания, а затем с удовольствием и гордостью делиться ею на уроках и, как результат, выросла качественная успеваемость по основным предметам.

Количество просмотров: 5696  

Добавить комментарий

1. Непрерывный профессиональный рост педагогов как необходимость в условиях вызовов новой реальности
2. Обучение системному мышлению как необходимый элемент образования в условиях вызовов новой реальности
3. Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках математики
4. Роль внеурочной деятельности в формировании читательской грамотности обучающихся
5. Формирование естественно-научной грамотности обучающихся
6. Современные образовательные технологии как средство формирования личностных универсальных учебных действий
7. Образовательный потенциал учебно-опытного участка школы
8. Лаборатория музыкального детского творчества
9. Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии
10. Эстетическое воспитание как фактор всестороннего развития детей с нарушениями слуха
11. Современные формы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса
12. Портфолио как технология практико-ориентированного деятельностного подхода в работе тьютора
13. Развитие коммуникативной компетенции студентов СПО через смысловое чтение аутентичного текста на основе смысловой догадки и интерактивного взаимодействия
14. Дистанционный формат обучения для обучающихся с нарушениями интеллекта как вызов новой реальности
15. Опыт разработки и применения заданий PISA-формата в целях формирования функциональной грамотности на уроках информатики
16. Развитие коммуникативной компетенции как средства социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха
17. Образование в условиях вызовов новой реальности
18. Образование в коррекционной школе в условиях вызовов новой реальности
19. Математическое образование как один из факторов социализации и адаптации детей с ОВЗ
20. По страницам памяти... Летопись моей школьной библиотеки. Прошлое, настоящее, будущее
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы