Система оценивания в условиях ФГОС: проблемы и перспективы промежуточной аттестации и текущего контроля
В 2011 году начальная школа России приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта, который устанавливает требования к новым образовательным результатам. Формирование не только измененных предметных результатов, но и две новые группы результатов – личностные и метапредметные. Это качественно новая задача, поставленная перед школой. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться [7, с.8]. Оценка – одно из важных средств воспитания самостоятельности, инициативности обучающихся, социально-педагогической поддержки их становления и развития. Учителями начальной школы осуществляется формирование у обучающихся современного умения контролировать и оценивать параллельно с осваиванием важного профессионального действия по оценке достижения планируемых результатов обучающимися в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
В условиях модернизации образования учителям, заместителям директора, директорам, экспертам необходимо твердо знать нормативно-правовую основу перемен в системе оценки, то есть «новые правила игры». В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Статья 11, п.2, Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы [1]. Государственная итоговая аттестация проводится в соответствии со Статьей 59, п. 4. в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Главная цель всякой внешней оценки – формирование адекватной самооценки. Для этого оценка должна быть Критериальной. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, которые являются единственными критериями современного оценивания. Для достижения этой цели оценивания в современных условиях разработаны планируемые результаты по всем предметам и представлены в Примерных программах и авторских программах к каждому учебнику.
Известно, что система оценки является обязательным разделом основной образовательной программы (ООП) и должна быть у каждого образовательного учреждения (ОУ). На современном этапе, в условиях реализации ФГОС, проблемы у многих учителей и руководителей возникают в процессе разработки рабочих программ по предметам и при разработке Примерной основной образовательной программы школы (ПООП) в части «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП»; при разработке и выборе контрольно-измерительных материалов (КИМ); при корректировании имеющихся в школе локальных актов, регламентирующих промежуточную аттестацию, текущий контроль и итоговую оценку. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Эта самостоятельность вызывает дополнительную ответственность школы и трудности, как показывает работа экспертов в ходе оценки качества образования в школах, гимназиях и лицеях, проходящих аккредитацию.
Далее указаны наиболее часто встречаемые в школах проблемы, связанные с системой оценки, выявленные в ходе экспертизы: несоответствие раздела «Система оценки достижения планируемых результатов» в школьной ООП требованиям ФГОС к данному разделу; КИМы учителя не соответствуют планируемым результатам из рабочих программ учителей; планируемые результаты по учебному предмету не разбиты по классам и по уровням (базовый и повышенный); КИМы в школе ограничены только предметными результатами и отсутствуют КИМы для оценки достижения учениками метапредметных результатов; количество итоговых работ в школе приводит к чрезмерным перегрузкам выпускников начальной школы (порой превышает 15 работ); количество и формы осуществления промежуточной аттестации не определены; практика осуществления в школе текущего контроля и промежуточной аттестации не соответствует собственным локальным актам школы; отсутствуют стандартизированные контрольные работы; нерегламентирован текущий контроль в школе; недооценивание возможностей электронного тестирования и многие другие проблемы.
Для разрешения проблем, связанных с системой оценки, авторы учебников и УМК разрабатывают примерные ООП с соответствующим разделом и контрольно-измерительные материалы, а также во многих школах и районах начали совместно искать новый «инструментарий», который позволил бы формировать и измерять развитие УУД у учащихся. Для этого на базе учреждений МКУ ММЦ были сформированы творческие группы из педагогов, работающих в начальной школе. Цель деятельности творческих групп была направлена на создание системы оценивания сформированности УУД.
Особенность современной системы оценки достижения школьниками планируемых результатов по освоению как программы начального образования в целом, так и программы каждого класса состоит в требовании комплексного подхода к оценке результатов: личностных, метапредметных и предметных. Однако, возможно различное понимание комплексного подхода. Одно из них нацелено на осуществление межпредметных связей. В этом случае итоговая работа предлагается в форме текста, который интегрирует в себе знания и умения из различных учебных предметов (русский язык, математика, окружающий мир и т. д.). После чтения такого текста ученики отвечают на поставленные вопросы, что позволяет сделать вывод о сформированности у них предметных и метапредметных умений, а также сделать вывод об их способности вычерпывать из данного текста необходимую информацию. Основой другого подхода к созданию комплексных контрольных работ является взаимосвязь предметных и метапредметных умений в каждом учебном предмете – комплексные контрольные работы по предмету [2; 3]. В этом случае ученики выполняют систему заданий на материале одного учебного предмета, так как достижение метапредметных результатов образования обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.
Например, предмет «Математика» обладает богатыми возможностями для формирования у младших школьников в комплексе с предметными умениями личностных и метапредметных универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В основе многих математических действий лежат те же универсальные познавательные действия: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза, обобщения, установление причинно-следственных связей и аналогий, поиск, преобразование и интерпретация информации, рассуждения; те же универсальные регулятивные действия: планирование своих действий при решении задачи, действие по инструкции, контролирование процесса и результата своей деятельности, внесение необходимых корректив, оценивание своих достижений, осознание трудностей, поиск их причин и способов преодоления и т. д. [2; 3].
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Для оценки достижения метапредметных результатов используется разнообразный инструментарий: карты наблюдений, комплексные итоговые работы на межпредметной основе, комплексные итоговые работы по предмету, портфолио. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. Портфолио ученика:
– является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
– реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – формирование универсальных учебных действий.
Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
– сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
– учитывает особенности развития критического мышления учащихся путём использования трёх стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
– позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Разделы рабочего Портфолио могут быть разные. Перечень представленных в портфолио документов:
1) выполнение исследовательских заданий или проектов;
2) участие в олимпиадах;
3) участие в научно-практических конференциях;
4) участие в мероприятиях и конкурсах в рамках дополнительного образования.
Включаются грамоты, сертификаты, похвальные листы, рефлексивный анализ, листы рейтингового контроля и карта наблюдений учителем метапредметных результатов учащихся. Можно ввести систему взаимной оценки обучающихся, фиксировать её и вносить в данный раздел, использовать характеристики (со стороны одноклассников, учителей, родителей) и другие формы и методы оценки достижений.
В соответствии с ФГОС НОО итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. В итоговой оценке выделяются две составляющие:
– результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО (основной образовательной программы начального общего образования);
– результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
При выборе уже опубликованных контрольно-измерительных материалов предпочтение следует отдавать тем, которые разработаны авторами школьных учебников. Курс «Математика» для 1–4 классов (автор проф. Н. Б. Истомина) обеспечивает формирование у выпускника начальной школы предметных (математических) знаний и умений, предусмотренных современным образовательным стандартом, а также личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий как основы умения учиться. Это подтверждает контроль и оценка.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Истомина Н.Б., Смолеусова Т.В. Математика: Оценка достижения планируемых результатов по математике в начальной школе (образовательная система «Гармония») / Н. Б. Истомина, Т. В. Смолеусова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 80 с.
3. Истомина Н. Б., Горина О. П., Смолеусова Т. В., Тихонова Н. Б. Математика: Планируемые результаты по математике в 1–4 классах, их итоговая проверка и оценка (образовательная система «Гармония») / Н. Б. Истомина, О. П. Горина, Т. В. Смолеусова, Н. Б. Тихонова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 80 с.
4. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. – М.: Просвещение, 2011.
5. Смолеусова Т.В. Качество образования: повысить или изменить? // Философия образования. 2007. № 4. С. 58.
6. Смолеусова Т.В. Система оценки: проблемы и перспективы реализации ФГОС НОО // Сибирский учитель. 2013. № 4 (89). С. 10-12.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2016.
Количество просмотров: 6224 |
Добавить комментарий