Авторское дидактические пособие «Наш веселый алфавит» как средство развития речи дошкольников

 
 

Елисеева Ирина Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Приходько Елена Леонидовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Конькова Наталья Васильевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Авторское дидактические пособие «Наш веселый алфавит» как средство развития речи дошкольников

Как свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования, у детей 4-6 лет появляется стремление к звуковому анализу речи. Независимо от того, учим мы их читать или нет, дети в этом возрасте самостоятельно начинают усваивать отдельные буквы и складывать из них слова. Для того чтобы избежать стихийности в усвоении грамоты, нам, педагогам, следует своевременно начинать организованное обучение грамоте.

Эту работу следует строить так, чтобы дети через игру включались в активную познавательную деятельность, самостоятельно решали поставленные перед ними задачи и при этом не потеряли интерес к чтению. Для этого можно использовать проблемные ситуации, решение речевых логических задач, дидактические упражнения и игры.

Операции сравнения, анализа при фонематичном восприятии языка подводят детей к сочетанию звуков в слоги, в слова, ускоряют процесс овладения правильным чтением, усвоения норм правописания, грамоты, способствуют умственному развитию детей.

Мы в своей группе разработали и изготовили интересное игровое пособие «Наш веселый алфавит» для развития речи дошкольников, которое позволяет детям легко и с интересом осваивать русский алфавит, учит узнавать буквы, развивает познавательный интерес к родному языку и стремление использовать полученные знания в повседневной жизни.

Пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:

– как наглядный материал для работы воспитателей и учителя-логопеда в процессе подгрупповой, индивидуальной и коррекционной деятельности;

– в самостоятельной деятельности ребёнка;

– в игре с другими детьми и со взрослыми.

Цель данного пособия: обучение детей грамоте, формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Задачи:

– познакомить детей с буквами русского алфавита;

– развивать фонематические процессы;

– закреплять умение детей делить слова на слоги;

– развивать логическое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкую моторику, пространственную ориентировку;

– учить детей взаимодействовать и сотрудничать друг с другом и со взрослыми.

Пособие представляет собой обклеенную коробку (панель), внутри которой находятся бутылочки от детского питания. Пособие изготовлено педагогами совместно с детьми.

На лицевой стороне передней панели выступают горлышки с крышечками (закручивающийся элемент), на которых написаны буквы (алфавит).

На обратной стороне панели находятся папки, которые содержат конверты с различными заданиями.

С помощью такой панели с крышечками можно играть в следующие игры: «Алфавит», «Покажи первую букву в слове», «Придумай слово к заданной схеме», «Раздели слово на части (слоги) и обозначь цифрой на крышечке», «Чайнворд», «Игра со словами».

Игра «Алфавит».

Цель: закрепление знаний детей об изученных ранее буквах русского алфавита.

Ход игры: детям предлагается найти крышечку с уже изученной буквой и прикрутить или открутить её.

 

Игра «Покажи первую букву в слове»

Цель: формирование умения детей подобрать буквы, на которые начинаются слова, изображенные на картинках.

Ход игры: перед ребенком лежат картинки с буквами, с которых начинается слово и панель с крышечки- буквами. Ребёнку предлагается найти крышечку с этой буквой и открутить её.

 

Игра «Придумай слово к заданной схеме»

Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление навыков звукового анализа и синтеза, моторики пальцев рук.

Ход игры: ребёнку предлагается готовая схема слова, состоящая из 3-х или 4-х звуков и нескольких картинок. Надо подобрать картинку, подходящую к выбранной схеме, определить первый звук и найти соответствующую букву (прикрутить к панели или открутить). Данная игра – сложная и требует совместной работы взрослого и детей.

 

Игра «Раздели слово на части (слоги) и обозначь цифрой на крышечке»

Цель: закрепление умения делить слова на слоги, развитие устойчивости внимания, приемов анализа, мелкой моторики.

Ход игры: детям предлагается из предложенных педагогом картинок выбрать одну. Потом с помощью хлопков разделить это слово на части (слоги), сосчитать их количество и выбрать нужную крышечку с цифрой. Для усложнения задания можно предложить ребёнку составить это слово из крышечек на панели пособия (прикрутить).

 

Игра «Чайнворд»

Чайнворд – это головоломка, разновидность кроссворда. Последовательно расположенные клеточки заполняются словами таким образом, что последняя буква одного слова является первой буквой второго и т.д. Слова в чайнворде не пересекаются, а идут последовательно по часовой стрелке

Цель: развитие сообразительности, умения анализировать, сопоставлять, мыслить логически, сосредотачиваться, воспитывать настойчивость в достижении цели. Важным моментом в работе с кроссвордами является знание детьми букв и высокий уровень развития звуковой культуры речи.

Ход: детям предлагается схема чайнворда, состоящая из картинок и стрелок. Они проговаривают слова, запоминают последовательность картинок, педагогом уточняется правило, что последняя буква одного слова является первой буквой второго и т.д. Затем на панели пособия из крышечек с буквами выкладывается цепочка из этих слов. Данная игра сложная и требует совместной работы взрослого и ребёнка.

 

Игра со словами

Цель: составить как можно больше слов из букв другого слова, тем самым закрепить у детей знания о буквах, развивать логическое мышление, внимание, приемов звукового анализа и синтеза слов.

Ход игры: детям предлагается одно большое слово и из его букв составляются более короткие слова. В этой игре можно использовать картинки и карточки – подсказки со словами.

Количество просмотров: 9696  

Добавить комментарий

1. Основы экологического воспитания в детском саду
2. Экологическое воспитание дошкольников в современном дошкольном образовании
3. Радужное лето: коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателей в летний период
4. Экологическое воспитание дошкольников
5. Значение волонтерской деятельности в детском саду
6. Развитие экологической культуры в современном дошкольном образовательном учреждении
7. Разработка дидактического пособия «Дидактическая кормушка “Зимующие птицы”» как средство экологического воспитания дошкольников
8. Формирование экологической культуры у дошкольников
9. Создание условий для формирования у воспитанников группы комбинированной направленности экологической грамотности
10. Развитие речи дошкольников на материале текстов цепной структуры по методике В. К. Воробьевой
11. Воспитание культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса
12. Развитие творческих способностей младших дошкольников в изобразительной деятельности
13. Образовательная среда детского сада как третий учитель
14. Музыкальная деятельность для дошкольников в условиях режима самоизоляции
15. Речевое развитие младших дошкольников с использованием малых форм фольклора
16. Формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности
17. Развитие речи детей раннего возраста в ходе игровой деятельности
18. Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в совместной деятельности взрослого и ребенка
19. «Безопасный мир детства»: модель организации культурных практик в группах ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей в социуме, быту, природе
20. Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста в период адаптации

Страницы

1. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы