Программа курса для учащихся 8 классов «За страницами школьного учебника. Мастерская чтения»

 
 

Колмакова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Программа курса для учащихся 8 классов «За страницами школьного учебника. Мастерская чтения»

Пояснительная записка

Цель курса – формирование индивидуальной культуры художественного восприятия учащихся, что включает в себя развитие художественного мышления, творческого потенциала, овладение разными типами и видами речи, функциональную филологическую и коммуникативную грамотность.

Основные задачи:

– поэтапное достижение цели, обусловленное психолого-возрастными стадиями развития личности ученика и этапами развития мировой художественности;

– освоение учениками природы и законов художественности, формирование умений ими оперировать;

– формирование, развитие и совершенствование культурологических и коммуникативных компетенций.

Программа составлена в соответствии с ФГОС и учётом требований, предъявляемых к современному литературному образованию.

Актуальность. Осуществление литературного образования, отвечающего современным требованиям.

Особенности программы.

Курс «За страницами учебника литературы. Мастерская чтения» для 8 класса является продолжением курса для 7 класса «Мастерская чтения». Курс является составной частью образовательной области «Литература» и позволяет решать задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач.

Основные принципы программы:

– поэтапное формирование культуры художественного мышления в соответствии с этапами развития мировой художественности;

– опора на психолого-возрастные особенности и стадии развития личности, определённые культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского;

– выбор дидактической стратегии в соответствии с «культурным возрастом» (Выготский) обучаемых;

– коммуникативная событийность (диалогичность) учебных занятий.

Курс направлен на постижение обучаемыми закона художественной целостности, эстетической природы искусства, воспитание вкуса в области литературы. Ребёнок учится распознавать факторы художественной целостности, тайны и красоты произведения, он испытывает свою причастность миру художественному, человеческому, осознавая, что одноклассник, учитель, автор чувствуют то же, что и он по поводу прочитанного.

Результаты освоения курса

Личностные:

– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста – пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

осуществлять проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты.

Средством достижения этих результатов служат художественные тексты, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели занятия; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, трансформировать речевые жанры);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат художественные тексты и методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Результаты освоения конкретного учебного курса

Ученики должны знать:

Факторы художественной целостности: мотив, Художественное время и художественное пространство, голос, ритм.

Понимать/ уметь:

-находить ключевые слова, фразы, предложения, вызвавшие положительные или отрицательные эмоции;

-составлять таблицы основных чувств, переживаний и обращаться к ней для определения своего эмоционального состояния;

-создавать иллюстрации и рисунки-символы к произведению, его фрагменту или героям, персонажам;

-выполнять вербальное иллюстрирование с обоснованием выбора деталей, частностей;

-создавать микросочинения о настроении, воплощенном в художественном тексте.

Содержание курса. Формы организации и виды деятельности

Кол-во часов

Содержание

Формы организации учебного процесса

Виды деятельности

 

8

Мотив.

Понятие мотива. Античные мотивы. Библейские мотивы. Система мотивов

 

Беседа, продуктивное чтение, слушание, занятие как коммуникативное событие, жанровая и стилевая экспертиза,

Комментированное чтение стихотворений, нахождение ключевых слов

Чтение стихотворений, работа с читательским дневником, беседа по вопросам

Анализ произведений

Подбор синонимов, работа с текстом, беседа по вопросам.

 

9

Голос.

Понятие голоса Автор-повествователь-рассказчик. Голос персонажа. Художественное произведение-система голосов.

 

Занятие как коммуникативное событие, творческая мастерская

Интерпретация текста, беседа по вопросам

Работа с текстом, беседа по вопросам.

 

5

Ритм.

Стихотворный ритм. Ритмическая проза и стихотворения в прозе. Ритм прозы

Занятие как коммуникативное событие, практикум, написание этюда

Работа с текстом, нахождение закономерностей (ритмичности)в природе, определение размера произведения

Работа с фрагментом повести Н. Гоголя «Страшная месть»: определение ритмической организации текста, нахождение выразительных средств.

 

8

Художественное время и художественное пространство.

Образы художественного пространства. Образы художественного времени.

Образы художественного времени и художественного пространства.

 

Занятие как коммуникативное событие, творческая мастерская, написание этюда, стилевая экспертиза, конспектирование.

Определение ритма произведения, «строя чувств», работа с читательским дневником

Работа со стихотворным текстом, определения лейтмотива, «строя чувств»

Работа с текстом, составление таблицы, чтение стихотворений наизусть

Работа с текстами

Работа с текстом, ответы на вопросы

 

6

Красота внутреннего мира художественного произведения.

Целостный анализ произведения.

 

Занятие как коммуникативное событие, творческая мастерская, практикум, защита проектных и исследовательских работ.

анализ произведения, защита микроисследований.

Методы, способы и формы работы.

Базовым содержанием программы   является особая природа эстетической деятельности, характерная для каждого этапа развития художественности, которая, в свою очередь, обуславливает необходимую для каждого этапа воспитания читателя читательскую установку. На данном этапе читатель – это читатель-сочувствователь. Поэтому в основе структурирования материала лежат базовые теоретические понятия, определённые для каждого этапа обучения, и базовые понятия той парадигмы художественности, которая осваивается на определённом этапе. В 8 классе отбор материала определяют базовые теоретические понятия историко-литературного процесса и понятия закона художественной целостности и эстетической природы искусства, воспитание вкуса в области литературы. Литературные тексты представлены общеизвестными произведениями, в основном, русской литературы и включают произведения, предусмотренные ФГОС.

Формы организации обучения:

– занятие как коммуникативное событие – ведущая форма организации обучения;

– творческая мастерская;

– практикум;

– защита проектных и исследовательских работ.

Методы и приёмы:

1. Метод коллективного генерирования идей. Суть – собрать как можно больше идей по предложенной проблеме, даже абсурдных или парадоксальных, и выбрать из них наиболее оптимальную

2. Метод эмпатии, вживание в образ.

3. Стилевая экспертиза.

4. Проблемно-диалогический.

Формы отслеживания результатов усвоения учебного материала.

1.Разноуровневые контрольные работы.

2.Срезовые работы

3.Творческие работы.

4.Защита исследовательских работ и проектов.

5.Схемы анализа контрольных и творческих работ.

6.Таблицы мониторинга.

7.Результативность внеклассной и внеурочной деятельности по предмету.

8.Анкетирование.

Место предмета в учебном плане

Курс является предметом по выбору компонента ОУ учебного плана.

Программа курса рассчитана на 36 занятий (1час в неделю).

Литература

Для учителя:

1. Колмакова Т.В. Мастерская чтения. Учебник литературы для 8 кл. Новосибирск, 2001.

Для учащихся:

1. Словарь литературоведческих терминов. Автор- составитель Белокурова С.П., 2005.

Количество просмотров: 3615  

Добавить комментарий

Target Image
1. Нравственные истоки подвига человека в годы Великой Отечественной войны (по рассказу Андрея Геласимова «Идрицкая сила»)
2. Проектирование урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в информационной среде
3. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника литературы. Мастерская стиха». 5 класс
4. Сценарий театральной постановки по мотивам произведения Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
5. Мастер-класс по изготовлению поделок из фетра
6. Викторина «Юрий Левитан – глашатай Победы»: к юбилею великого диктора
7. Рабочая программа спецкурса «За страницами учебника литературы. Мастерская прозы». 6 класс
8. Дымковская игрушка
9. День рождения Деда Мороза
10. Программа курса для учащихся 8 классов «За страницами школьного учебника. Мастерская чтения»
11. Калейдоскоп идей
12. Новый год с детьми. Советы родителям
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы