Рабочая программа спецкурса «За страницами учебника литературы. Мастерская прозы». 6 класс

 
 

Колмакова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Рабочая программа спецкурса «За страницами учебника литературы. Мастерская прозы». 6 класс

Пояснительная записка

Цели:

1. Углубление общеобразовательных знаний, а также развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся.

2. Создание условий для осознанного и ответственного выбора обучающимися направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, для дифференциации и индивидуализации обучения.

II. Основные задачи:

– поэтапное достижение цели, обусловленное психолого-возрастными стадиями развития личности ученика и этапами развития мировой художественности;

– освоение учениками знаковой природы искусства и законов художественности, формирование умений ими оперировать;

– формирование, развитие и совершенствование жанрового мышления, культурологических и коммуникативных компетенций.

Программа составлена в соответствии с ФГОС и учётом требований, предъявляемых к современному литературному образованию.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса:

а) обоснование актуальности

курс позволяет воспитать грамотного читателя, развивать метапредметные компетенции.

б) особенности программы, ведущая научная идея, лежащая в основе предмета (курса) подходы, принципы, специфика предмета (курса), отличительные особенности относительно ФГОС; этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь.

Курс «За страницами учебника литературы. Мастерская прозы» для 6 класса является продолжением курса для 5 класса «За страницами учебника литературы. Мастерская стиха».  Курс составлен с учетом требований, предъявляемых к современной школе в ходе модернизации образования и позволяет решать задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Особенность технологии – чёткое определение этапов формирования культуры восприятия, связанных со стадиями развития личности и становления мировой художественности. Всего таких стадий пять.

На первой ступени (5-6 кл.) постигается знаковая природа искусства, ученик овладевает языком того или иного жанра и в соответствии со строгими правилами создаёт свои образцы жанров, т.е. осваивает закон конвенциональности, соответствующий этапу классицизма в развитии искусства. Авторитарное сознание школьников этого возраста, дух подражания и склонность к игре в значительной мере благоприятствуют этому. В конце первой стадии дети сами начинают чувствовать, что одного только соблюдения строгих канонов построения текстов недостаточно, чтобы сотворить художественное произведение. Происходит индивидуальная эстетическая революция, подобная эстетической революции в художественности в период сентиментализма. Эти задачи выполняются учениками на с/к 5-6 классов

в) краткое описание основных методов и технологий, способов и форм работы с учащимися.

– Занятия курса позволяют использовать активные формы организации деятельности обучаемых.

– Содержание курса расширяет и углубляет содержание базовых уроков литературы.

– Содержание курса и формы организации учебной деятельности должны помочь ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

– Содержание курса соответствует познавательным возможностям обучающихся, предоставляет ученику возможность опыта работы на уровне повышенных требований и развивает его учебную мотивацию.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Курс является частью общеинтеллектуального направления внеурочного плана работы с обучающимися, предназначен для учеников 6 класса, рассчитан на 35 часов (по 1часу в неделю).

4. Результаты обучения

Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

– потребность в самовыражении через слово;

Средством достижения этих результатов служат художественные тексты, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат художественные тексты и методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

создавать тексты различного жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать текст;

выявлять характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность произведений;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

вступать в диалог с другими читателями.

На повышенном уровне:

создавать собственный текст в рамках определенного жанра;

осуществлять проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты

5. Содержание учебного предмета, курса

Презентация курса – 2 ч. «Все, что не стихи, то проза, все, что не проза, то стихи».

Тест остаточных знаний.

Прозаическая речь, жанр – 31 ч.

«Года шалунью рифму гонят, года к суровой прозе клонят…»

Визитная карточка книги. Автор, заглавие.  Псевдоним.

В трех соснах прозы.

Три семени, из которых выросли деревья прозы.

Древнерусская литература, летопись.

«Повесть временных лет» – первая русская летопись. «Сказание о Кожемяке». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя.

Видео урок http://interneturok.ru/ru

«Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя.

Видео урок http://interneturok.ru/ru

 Сага. Сюжет и композиция.

Сюжетосложение.

Понятие притчи. Притчи Иисуса Христа. «Притча о блудном сыне». «Притча о добром самарянине». Видео урок http://interneturok.ru/ru

Аполог. «Кладовая солнца»

Анекдот.

Рассказ и новелла. А.П. Чехов «Пересолил».

В т.ч. практические занятия «Мастерская прозы» – 8 часов.

Итог – 2 ч.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

урока

Тема занятия

Количество часов

 виды деятельности

 1-2

 Презентация курса. «Все, что не стихи, то проза, все, что не проза, то стихи».

Тест остаточных знаний.

 

2

Вычленение ритмических единиц

 

3-4

«Года шалунью рифму гонят, года к суровой прозе клонят…»

2

Определение жанровых канонов литературы

5-6

Визитная карточка книги. Автор, заглавие.  Псевдоним.

2

Беседа. Знакомство с причинами, по которым выбираются псевдонимы. Создание и обоснование своего тахаллуса

 

7-10

В трех соснах прозы. Три семени, из которых выросли деревья прозы.

4

 конспектирование

11-12

«Повесть временных лет» - первая русская летопись. «Сказание о Кожемяке». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя.

Видео урок http://interneturok.ru/ru

2

Практическая работа. Определение жанровых признаков сказаний

13-14

«Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя.

Видео урок http://interneturok.ru/ru

2

 пересказ содержания с использованием разных видов пересказа

15-16

Сага. Сюжет и композиция.

2

конспектирование

17-18

Мастерская прозы. Сюжетосложение.

2

Практикум. Создание сюжета

19-20.

Понятие притчи. Притчи Иисуса Христа. «Притча о блудном сыне». «Притча о добром самарянине». Видео урок http://interneturok.ru/ru

2

Практикум. Определение жанровых признаков притчи.

 

21-22

Мастерская прозы. Экспертиза притчи «Галка и голуби».

2

Практикум. Экспертиза жанра

23-24

Аполог. «Кладовая солнца»

2

 Самостоятельная работа. Применение знаний, полученных на уроке.

25-26

Анекдот.

2

 Рассказывание.Применение жизненного опыта

27-28

Мастерская прозы. Рассказывание анекдотов.

2

Выстраивание монолога в соответствии с жанровыми признаками передаваемого текста.

29

Рассказ и новелла. А.П. Чехов «Пересолил».

1

Анализ художественного текста.

30-31

Обобщение знаний по жанрам прозы

2

 

32-33

Мастерская прозы. Составление викторины.

2

Подбор и составление вопросов для викторины.

34-35

 Итог 2 часа. Олимпиада или викторина.

2

Самостоятельная и групповая работа

7. Условия эффективной реализации данной программы

Материально-техническая и методическая база кабинета, в котором реализуется данная учебная программа, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к условиям реализации ООП ООО. Кабинет оборудован компьютерной и периферийной техникой, интерактивной доской, имеет выход в сеть Интернет. Учебно-наглядное оборудование достаточно для реализации программы. Все обучающиеся обеспечены дидактическими материалами за счет бюджетных средств.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:

Личностные: формирование и развитие эстетического вкуса, потребности в чтении, самовыражении через устную и письменную речь, чувства самоуважения и успешности в процессе творческой деятельности.

Метапредметные: умение определять цели и задачи деятельности, назначение определённых способов и приёмов работы с текстом, выбирать нужные критерии для анализа или трансформации конкретного жанра, выражать свои суждения и рассуждения в минисочинениях.

Формирование коммуникативных навыков.

Предметные:

Понимание учащимися структуры прозаических жанров, определённых программой курса, и их канонов, основных литературоведческих понятий: жанр, сюжет, эпизод, композиция. Умение определять жанр прозы, сюжет, композицию произведения, объяснять их назначение. Владение приёмами проведения жанровой экспертизы произведения. Способность излагать свои наблюдения над произведением в читательский дневник, строить связное высказывание.

Количество просмотров: 4389  

Добавить комментарий

Target Image
1. Нравственные истоки подвига человека в годы Великой Отечественной войны (по рассказу Андрея Геласимова «Идрицкая сила»)
2. Проектирование урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в информационной среде
3. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника литературы. Мастерская стиха». 5 класс
4. Сценарий театральной постановки по мотивам произведения Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
5. Мастер-класс по изготовлению поделок из фетра
6. Викторина «Юрий Левитан – глашатай Победы»: к юбилею великого диктора
7. Рабочая программа спецкурса «За страницами учебника литературы. Мастерская прозы». 6 класс
8. Дымковская игрушка
9. День рождения Деда Мороза
10. Программа курса для учащихся 8 классов «За страницами школьного учебника. Мастерская чтения»
11. Калейдоскоп идей
12. Новый год с детьми. Советы родителям
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы