Экологическое воспитание в условиях дополнительного образования детей

 
 

Заушицына Ирина Геннадьевна,

педагог-организатор

МБУДО ДДТ «Центральный» г. Новосибирска

 

Экологическое воспитание в условиях дополнительного образования детей

В последнее время все чаще и чаще с экранов телевизоров, из других средств массовой информации мы слышим о проблемах экологии. И это заставляет задуматься.

Глобальные экологические проблемы на планете Земля неразрывно связаны с деятельностью человека и его влиянием на окружающую среду. Везде в природе, где появляется человек, в результате его жизнедеятельности возникают негативные последствия. Чрезмерная активность человека привела к тому, что до неузнаваемости изменился ландшафт на некоторых участках материков, уничтожены гектары лесов, сильнее и сильнее загрязняется воздух и мировой океан и многое другое. Давно не секрет, что наша планета за последние несколько десятилетий загрязнилась сильнее, чем за все предшествующие тысячелетия.

Всё взаимосвязано со всем – гласит первый экологический закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев и не нарушив что-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной траве – это десятки погубленных микроорганизмов и насекомых. Можем ли мы что-то изменить? Ответить на этот вопрос не так просто…

Решить проблемы экологии на нашей планете мы сможем только в том случае, если основой развития человечества станет дружба человека и природы. Каждый из нас должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые нужно создавать и воспитывать с ранних лет. С детства нужно учиться жить в согласии с природой, ее принципами и законами. Именно поэтому актуально сейчас говорить об экологическом воспитании и образовании. И именно природа – зеленая лаборатория под синим небом – во все времена и у всех народов была источником обучения, воспитания и развития.

Путей решения глобальных экологических проблем много, но среди них есть важный и непростой – развитие экологического образования и просвещения населения. Возникает задача воспитания поколения людей с экологическим мировоззрением, с развитой экологической культурой.

На протяжении нескольких лет в Доме детского творчества «Центральный» реализовывался методико-воспитательный проект «Жизнь в стиле ЭКО». В настоящее время в связи с большой популярностью и востребованностью экологических мероприятий проект расширился и носит другое название «Природа. Экология. Человек». Основная идея проекта определена как создание благоприятных условий для воспитания экологической культуры детей и подростков и изучения особенностей окружающего мира через познавательно-игровую деятельность. Мероприятия, конкурсы и акции данного проекта направлены на решение задач систематического, последовательного и целенаправленного развития у детей вдумчивого, бережного, заботливого и личностно заинтересованного отношения к природе, установления конструктивного, гармоничного взаимоотношения с окружающей природной средой.

Проект «Природа. Экология. Человек» ориентирован на детей самого разного возраста, от дошкольников и младших школьников до старшеклассников. Стартовым мероприятием проекта стал I открытый окружной конкурс экологических плакатов «Сохраним наш мир!», посвященный Году экологии, в 2017 году. В нем приняли участие 12 дошкольных образовательных учреждений и 17 общеобразовательных организаций города. Всего на конкурс поступило 172 творческие работы в разных возрастных группах и номинациях. В 2020 году конкурс «Сохраним наш мир» проводился в четвертый раз, на него поступило уже 243 творческих работы из 48 образовательных учреждений города Новосибирска. Лауреатами конкурса стали 54 участника, остальные были награждены дипломами и благодарственными письмами. Жюри отметило высокий уровень представленных на конкурс работ, разнообразие материалов, высокий творческий уровень исполнения, и что немаловажно, в детских работах отразилось сознательное отношение детей к проблемам экологии.

В рамках проекта «Природа. Экология. Человек» в 2020 году состоялось 7 мероприятий учрежденческого и окружного уровней. На учрежденском уровне проведено 2 мероприятия – акция «Разноцветные крышечки» и дистанционно-учрежденческий экологический конкурс «Природа и фантазия». Наибольшую популярность получила акция, в ней приняли участие 11 творческих объединений Дома детского творчества «Центральный». Общий охват участников 680 человек. Все собранные крышечки, а это около 15 кг, были сданы для вторичной переработки. На окружном уровне состоялось 5 мероприятий с общим охватом 1500 участников в возрасте от 5 до 18 лет. В 2020 году были впервые запущены открытые окружные экологические конкурсы: «Эко-объективы», посвященный  80-летию Центрального и Заельцовского районов, в котором приняли участие 59 обучающихся из 6 образовательных учреждений города Новосибирска, конкурс рисунков «Наши любимые животные», посвященный Всемирному дню защиты животных, поступило 487 творческих работ из 36 образовательных учреждений, конкурс декоративно-прикладного творчества «Природа и фантазия», участвовало 698 учащихся из 46 образовательных учреждений. Кроме того, в рамках проекта были организованны и проведены викторины «Сохраним планету вместе!», «По заповедным местам», где приняли участие около 100 человек.

 

Дом детского творчества «Центральный» активно принимает участие в экологическом проекте «Разделяй и сохраняй», который проводится при поддержке министерства образования Новосибирской области. В рамках указанного проекта проводятся акции по сбору макулатуры и батареек. Обучающиеся ДДТ «Центральный» совместно с родителями и педагогами за 2020 год собрали 137 кг макулатуры и 8 кг батареек, что равноценно 1 спасенному дереву, сэкономлено воды 2740 литров и 137 кВт электроэнергии.

В следующем году планируется не только продолжить реализацию мероприятий проекта «Природа. Экология. Человек», но и увеличить их количество, так как данная тема является актуальной и все более востребованной.

Мероприятия экологической направленности, проводимые коллективом МБУДО ДДТ «Центральный», уже стали традиционными и являются неотъемлемой частью работы по экологическому просвещению и образованию. Посредством пропаганды экологической культуры, здорового и экологически-ориентированного образа жизни у детей и подростков формируется культура природолюбия. Преподнесенные должным образом экологические сведения, дополненные местным материалом по этой проблематике, способствуют выработке у обучающихся убеждения в необходимости безотлагательной помощи природе, стремления хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго у нее брали.

До участников проекта мы всеми возможными способами стараемся донести, что решить проблемы сохранения природы, её животного и растительного мира можно только всем вместе. И в тоже время забота об окружающей среде должна быть делом каждого, каждого, кто живет не одним днем и хочет оставить свой дом – Землю – своим детям в хорошем состоянии. Поэтому чтобы улучшить экологическое состояние не только города и страны, но и планеты в целом, нужно начать с себя!

Количество просмотров: 5780  

Добавить комментарий

Target Image
1. «Поймать и обезвредить»: применение приема «Лови ошибку» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
2. Педагог в образовательном пространстве студии раннего развития
3. Работа с одарёнными детьми
4. Художественное творчество как ресурс успешности детей и подростков
5. Виток истории. Моя профессия – небо!
6. Современный взгляд на традиционные методики преподавания музыкальных дисциплин
7. Дополнительная общеобразовательная программа «Английский вместе»: особенности работы, проблемы и результаты
8. Реализация воспитательной компоненты в арт-студии «Фабрика идей»
9. Традиционное декоративно-прикладное искусство: создание новых идей, поиск новых технологий
10. Педагог-организатор клуба по месту жительства – работа в современных условиях
11. Мои особенные дети
12. Педагог и новое поколение детей
13. Специфика реализации программного модуля «Классический танец» в хореографических коллективах дополнительного образования
14. Экологическое воспитание в условиях дополнительного образования детей
15. Развивающие математические игры для детей старшего дошкольного возраста в Центре интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста «Неваляшки»
16. Специфика работы концертмейстера в студии эстрадного вокала
17. О методах создания воспитательного пространства в детском коллективе
18. Техника исполнения танца «Ча-ча-ча» во время обучения спортивным бальным танцам в учреждении дополнительного образования
19. О значении дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности в реализации воспитательной системы МБУДО ДТ «Октябрьский»
20. Технология организации онлайн-конкурса «ТВОРЧЕСТВО LIFE» в условиях дистанционного обучения

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы