Современный взгляд на традиционные методики преподавания музыкальных дисциплин

 
 

Голубева Елена Игоревна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Современный взгляд на традиционные методики преподавания музыкальных дисциплин

Более двадцати лет назад, когда я еще только получала свое музыкальное образование, меня интересовали вопросы методики преподавания музыкальных дисциплин. Уже тогда мне было интересно заниматься предметом «фортепиано» в необычном формате. Дело в том, что заниматься по «стандартной схеме» мне было совсем скучно. И тогда я поняла, что если ты просто хороший исполнитель – это замечательно, но вот, если плюсом к этому ты можешь сочинять и импровизировать, создавать свои собственные произведения, это и есть самое настоящее счастье!

Я увидела иной подход к преподаванию фортепиано тогда же, в студенческие годы, когда я побывала на занятиях замечательного и очень талантливого педагога Санкт-Петербургской школы искусств Светланы Фёдоровны Измайловой. Её пример меня очень вдохновил. Именно тогда я поняла, что процесс обучения детей игре на фортепиано может быть необычным, интересным, разноплановым.

Шли годы. Я многому научилась, узнала, многое добавила в традиционные методики занятий по музыке. Главное, мне всегда был интересен такой педагогический поиск! И сегодня я могу уже предложить моим коллегам на обсуждение несколько своих идей, которые лежат в основе моей музыкально-педагогической технологии.

1. Раннее начало обучения музыке является эффективным средством в музыкальном развитии ребенка.

Я уверена, что именно раннее начало занятий является важным фактором в раскрытии музыкальных способностей детей. Исследования в области психологии и медицины показывают, что возраст от 3 до 5 лет является наиболее благоприятным для начала музыкального развития по комплексным методикам обучения. И, соответственно, несвоевременное начало занятий – это и есть та основная причина, в силу которой редко реализуются природные задатки детей. А в том, что каждый ребенок по природе своей имеет музыкальные задатки, я абсолютно уверена! Говорить о таланте, может быть, и не стоит. Но способности есть у каждого!

В моём творческом объединении «Фантазёры» я реализую 2 программы по обучению фортепиано: программа для детей дошкольного возраста «Сочиняй. Импровизируй» и программа для школьников «Фортепиано. Сочинение». Их названия, как и название самого творческого объединения, говорят о характере нашей деятельности. Через предмет фортепиано я учу детей импровизировать и сочинять. Вместе с детьми мы придумываем сценарии к инструментальным пьесам, чтобы «оживить» музыкальную ткань. Это делает наши занятия увлекательными и творческими. Мы уходим от монотонности и обыденности, потому что каждое занятие у нас – это новые открытия. Сочиняем пьесы и песни, импровизируем в паре и индивидуально, придумываем вместе с детьми музыкальные истории или сценарии к музыкальным клипам – вот лишь небольшой перечень «видов деятельности» на наших занятиях. Не случайно я «виды деятельности» пишу здесь в кавычках, потому что назвать этот творческий процесс деятельностью можно лишь с большой натяжкой. Мы вместе с детьми ТВОРИМ!

2. Метод комплексного подхода при освоении теоретических знаний и получения практических навыков необходимо наполнять особыми для каждого ребенка педагогическими приемами.

Сочетание множества компонентов при обучении нотной грамоте и теории музыки, своеобразное «погружение» в мир музыки, пальчиковая, артикуляционная гимнастика и просто физические упражнения на развитие мышц спины и рук будущих музыкантов – все это очень позитивно сказывается на формировании правильного отношения к музыке как к великому, но трудному искусству. На каждом занятии мы занимаемся сочинением и импровизацией, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска. Использование элементов игры, наглядных материалов делают наши занятия непринужденными, живыми и интересными.

К понятию «комплексный подход» в обучении игре на фортепиано я бы отнесла и еще один важный момент. Особенностью моей программы для дошкольников является обучение в групповой форме. Не индивидуальные занятия, а именно групповые. В дошкольном возрасте наилучшее развитие ребенка происходит внутри группы сверстников. И групповые занятия в этом возрасте являются естественными для ребенка. Дети вместе выполняют музыкальные творческие задания, играют в игры, соревнуются. Программой предусмотрены групповые занятия 2-х видов: всей группой и ансамблями по два человека. На групповых занятиях детям дается теоретический компонент курса, используются игры и задания на закрепление полученных теоретических знаний. На ансамблевых занятиях знания закрепляются в исполнительской деятельности.

Ансамблевые занятия тоже необычны и интересны. Малышам очень трудно «высидеть» 45 минут за инструментом. Поэтому часть занятия занимает поочередное исполнение упражнений и пьес и работа над ними, другая часть – это импровизация в ансамбле, третья – сочинение песен по очереди.

Здесь ребенок учится чувствовать музыкальную форму, осваивает разные тональности. Ребенок сочиняет собственную песню и слушает, как это делает другой ребенок. Такой нестандартный подход к обучению фортепиано малышей делает занятие не просто интересным, а максимально эффективным.

3. Учим детей вместе с родителями.

Может быть, это и не очень укладывается в стройную педагогическую концепцию, но огромное спасибо я хочу сказать моим замечательным помощникам, родителям моих учеников, потому что вместе мы делаем одно общее дело – развиваем наших детей. Педагог, на деятельность которого я опираюсь в своей работе, Светлана Фёдоровна Измайлова говорит, что 70 % успеха наших детей-дошкольников – это заинтересованность родителя. И остальные 30% – заинтересованность ребёнка и педагога. И эти слова я говорю родителям при нашем первом общении и в дальнейшем, чтобы они осознавали свою значимость в процессе обучения, и мы вместе приближались к желаемому результату быстрее. Родители присутствуют на каждом занятии с детьми дошкольного возраста и по желанию посещают занятия школьников. Но на наших концертах в творческом объединении «Фантазеры» мы собираемся все вместе. Это уже достаточно большой и очень дружный коллектив единомышленников, который стимулирует каждого ребенка к достижению новых результатов. И я очень рада, что дети, занимающиеся по данным программам даже из «дошкольной группы», принимают участие в конкурсной деятельности (пусть пока и дистанционно!) в номинациях «композиторское творчество», «инструментальное исполнительство» на российских и международных конкурсах, где их выступления отмечены дипломами лауреатов.

В заключении я бы хотела выразить уверенность, что мой педагогический опыт пригодится коллегам-музыкантам. Мы всегда открыты для сотрудничества!

Количество просмотров: 4311  

Добавить комментарий

Target Image
1. «Поймать и обезвредить»: применение приема «Лови ошибку» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
2. Педагог в образовательном пространстве студии раннего развития
3. Работа с одарёнными детьми
4. Художественное творчество как ресурс успешности детей и подростков
5. Виток истории. Моя профессия – небо!
6. Современный взгляд на традиционные методики преподавания музыкальных дисциплин
7. Дополнительная общеобразовательная программа «Английский вместе»: особенности работы, проблемы и результаты
8. Реализация воспитательной компоненты в арт-студии «Фабрика идей»
9. Традиционное декоративно-прикладное искусство: создание новых идей, поиск новых технологий
10. Педагог-организатор клуба по месту жительства – работа в современных условиях
11. Мои особенные дети
12. Педагог и новое поколение детей
13. Специфика реализации программного модуля «Классический танец» в хореографических коллективах дополнительного образования
14. Экологическое воспитание в условиях дополнительного образования детей
15. Развивающие математические игры для детей старшего дошкольного возраста в Центре интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста «Неваляшки»
16. Специфика работы концертмейстера в студии эстрадного вокала
17. О методах создания воспитательного пространства в детском коллективе
18. Техника исполнения танца «Ча-ча-ча» во время обучения спортивным бальным танцам в учреждении дополнительного образования
19. О значении дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности в реализации воспитательной системы МБУДО ДТ «Октябрьский»
20. Технология организации онлайн-конкурса «ТВОРЧЕСТВО LIFE» в условиях дистанционного обучения

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы