Мои особенные дети

 
 

Назарова Наталья Викторовна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУДО ЦДТ «Содружество» г. Новосибирска

 

Мои особенные дети

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, к сожалению, часто они остаются нереализованными. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек осознает свою индивидуальность, наполняется радостью созидания и реализовывает свою потребность в самовыражении, заявляя этому миру: «Я – есть! Я – такой!»

Современная картина мира такова, что экономическое, культурологическое и социальное неблагополучие в обществе приводят к увеличению детей, имеющих различные особенности в развитии. Особенно много становится детей с «расстройством аутистического спектра» (РАС). За 10 лет количество людей с таким диагнозом выросло в 10 раз. Это связано с совершенствованием диагностики, которая позволяет выявлять больше случаев РАС. Тема аутизма затрагивается во многих научных статьях, однако, данная проблема изучена не до конца. Аутизм чем-то схож с гениальностью, детей-аутистов нередко сравнивают с детьми-индиго. Это дети, которые никогда не смогут воспринимать себя частью окружающего их мира, и родители, для которых каждый день – это череда сражений и побед. Сначала – борьба с самим собой, принятие и осознание того, что их ребенок никогда не вылечится, а затем борьба с болезнью за каждый жест, каждую улыбку, каждый взгляд и слово ребенка – маленькие, но такие важные победы.

Дети с подобными особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Я убеждена, что потребность в творчестве есть у всех детей, не зависимо от их возможностей и состояния здоровья. И помогая таким детям реализовывать их потребность в творчестве, развивать творческие способности, можно не только помочь им социализироваться в обществе, но и открыть необычные таланты и умения. Занятия декоративно-прикладным творчеством обладают огромным потенциалом для создания развивающей среды, в которой ребенок почувствует себя защищенным, получит возможность для жизненного самоопределения и эффективного процесса социальной адаптации.

В этом учебном году я начала работать с ребятами с РАС. Их привели мамы, узнав о моей программе в КЦСОН Калининского района. До этого, со слов родителей, куда бы они ни обращались в попытках организовать своим детям дополнительные занятия, везде был отказ: работать с такими детьми никто не хотел. На тот момент опыта работы с такими детьми не было и у меня, но мне очень захотелось помочь им. А поверить в то, что смогу, мне помогли мамы этих деток, которым я честно призналась, что не имею опыта работы с такими детьми, но очень хочу попробовать. Поговорив с ними, я очень много узнала о том, как нужно общаться с такими детками, и подумала, что ещё очень многое мне предстоит изучить. Посмотрев несколько вебинаров, изучив опыт коллег-педагогов и врачей в разных источниках, я посоветовалась со специалистом, имеющим опыт работы с такими детьми, и поняла, что легко не будет, но моё желание работать с этими детьми только окрепло.

И вот уже пошли, полетели дни за днями, занятие за занятием продолжались наши встречи. Ласково я их называю «мои инопланетяне». Их у меня двое Эля и Дима. С Элей было сложнее, чем с Димой. Первое занятие и, конечно, первый шок от того, что тебя – педагога, не видят и не слышат, и первый за мою образовательную деятельность провал занятия.

Я разделила кабинет на зоны, где стояли несколько столов, на которые разложила: лист ватмана, краски, карандаши, пластилин, картон, цветную бумагу и ещё много разного материала. Эля остановилась сначала на пластилине, а затем на красках. Я пыталась наладить с ней контакт, но она постоянно меня прогоняла. На первом занятии из всех красок она выбрала черный цвет и, попробовав краску на вкус, увлеченно начала закрашивать лист ватмана черным, не забыв выкрасить себе руки и лицо. Я пыталась ей давать различные предметы, но она их мне молча возвращала. Тупик. К тому, что ребенок не пойдет на контакт, предпочтя общению своё одиночество, я готова не была, и все мои новые знания, собранные по крупицам, и опыт, наработанный ранее годами, не пригодились. Но я не отступилась.

День за днём, занятие за занятием, потихоньку моя спящая красавица начала оживать. Перестала смотреть мимо меня, хотя и не подпускала близко, стала улыбаться при встрече и говорить, пока на своем, не совсем понятном мне языке. Со временем появились и новые слова, и новые успехи. Постепенно менялся и цвет красок – никакого черного! И наступил переломный момент, после которого я поняла, что лёд тронулся, когда Эля первый раз взяла меня за руку, чтобы я вместе с ней порисовала. Она водила моим пальцем с краской по бумаге, как кисточкой, так любят делать малыши маминой рукой. И уже вместе с ней мы изучали цвета. И услышав, как она назвала правильно «синий» цвет, чётко и ясно, я почувствовала очень большую радость и гордость. Это, наверное, самое главное в моей работе с такими детьми – понимать, что ты нужен, что ты помогаешь, тебе доверяют. Значит, всё не напрасно. Когда у тебя получается пробиться сквозь стену, выстроенную ребенком, появляется шанс хоть чем-то ему помочь.

Каждое занятие с Элей – эксперимент с кучей закрытых дверей – абсолютно не знаешь, какая из них откроется детскими руками и что вас там ждёт. Например, как бы я ни предлагала Эле клеить пистолетом, она никак не соглашалась. Зато начала интересоваться содержимым коробочек, в которых я готовила подручный материал. Обнаружив у Эли интерес к открыванию коробочек и шкатулочек, я начала помещать в знакомую баночку новый предмет. Ещё на одном занятии я обнаружила, что ей нравится собирать, рассыпать и снова собирать мелкие предметы. И я начала использовать для этого старые монеты, крупные пуговицы, разноцветную фасоль, и этим нехитрым занятием она может заниматься минут 10.

Конечно, Эля по-прежнему для меня загадка, и все мои попытки попробовать заинтересовать еще каким-либо видом творческой деятельности пока не принесли успехов. Зато, когда я включаю детские песенки, она начинает радостно щебетать на своем языке, петь и танцевать. Эта неуклюжая, на первый взгляд, детская радость, такая естественная и в то же время, неожиданная, говорит мне о многом – Эля даёт мне возможность заглянуть в её мир, она мне доверяет и чувствует себя в безопасности рядом со мной. А я постараюсь её не подвести, помаленьку приоткрывая ей дверцу в огромный мир.

Еще один мой ученик с РАС – это Дима. Он прямая противоположность Эле. Из всех столов на первом занятии он выбрал стол с природным материалом, клеевым пистолетом и с растворами. Он, в отличие от Эли, быстрее пошел на контакт, быстрее определился с любимым занятием – приклеивать различные предметы на основу и работать с растворами. Еще он знает английский алфавит и цифры.

Любимый образ для своего творчества Дима тоже определил достаточно быстро – это Баба Яга. Его мама рассказывала, что раньше он ассоциировал с Бабой Ягой любую метлу, но оформленного изображения этого сказочного персонажа он никогда не демонстрировал. В начале меня несколько смутил такой образ, всё-таки Баба Яга традиционно отрицательный персонаж, но оказалось, что психологами в сказкотерапии ей выделяется особая роль – роль учителя, наставника. И я взглянула на наши занятия и успехи Димы другими глазами. В процессе наших занятий Дима начал не только больше говорить, но и изображать глаза, нос, рот и волосы. У его персонажей, которых он начал создавать не только на занятиях, но и дома, из различных подручных материалов, стали появляться выразительные детали, а количество его поделок в виде Бабы Яги можно смело называть домашней коллекцией.

Совсем недавно я попробовала провести совместное занятие Эли и Димы. На первом занятии дети не проявили друг к другу никакого интереса. Эля, как всегда, рисовала, а Дима сразу взялся за клеевой пистолет. Друг друга они не замечали совсем. На следующем занятии во время музыкальной пятиминутки (при смене деятельности я включаю ребятам детскую музыку). Дима начал танцевать, а Эля присоединилась к нам и тоже начала радостно прыгать под музыку. Так и состоялся их первый контакт – они вместе танцевали. Надеюсь, этим их взаимодействие не ограничится, и это всего лишь первый шаг.

Вообще, работая с такими детьми, я поняла, что они удивительные, особенные, живущие в своем мире. И мне кажется, что я, как педагог, получаю от них больше эмоций, больше радости от их хоть и маленьких, но Успехов. От их новых слов, произнесенных на занятии, от слов благодарности их родителей. И в этот момент понимания своей значимости и того, что не зря прошел день, не зря проходит жизнь.

Количество просмотров: 5311  

Добавить комментарий

Target Image
1. «Поймать и обезвредить»: применение приема «Лови ошибку» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
2. Педагог в образовательном пространстве студии раннего развития
3. Работа с одарёнными детьми
4. Художественное творчество как ресурс успешности детей и подростков
5. Виток истории. Моя профессия – небо!
6. Современный взгляд на традиционные методики преподавания музыкальных дисциплин
7. Дополнительная общеобразовательная программа «Английский вместе»: особенности работы, проблемы и результаты
8. Реализация воспитательной компоненты в арт-студии «Фабрика идей»
9. Традиционное декоративно-прикладное искусство: создание новых идей, поиск новых технологий
10. Педагог-организатор клуба по месту жительства – работа в современных условиях
11. Мои особенные дети
12. Педагог и новое поколение детей
13. Специфика реализации программного модуля «Классический танец» в хореографических коллективах дополнительного образования
14. Экологическое воспитание в условиях дополнительного образования детей
15. Развивающие математические игры для детей старшего дошкольного возраста в Центре интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста «Неваляшки»
16. Специфика работы концертмейстера в студии эстрадного вокала
17. О методах создания воспитательного пространства в детском коллективе
18. Техника исполнения танца «Ча-ча-ча» во время обучения спортивным бальным танцам в учреждении дополнительного образования
19. О значении дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности в реализации воспитательной системы МБУДО ДТ «Октябрьский»
20. Технология организации онлайн-конкурса «ТВОРЧЕСТВО LIFE» в условиях дистанционного обучения

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы