Виток истории. Моя профессия – небо!

 
 

Галактионов Никита Владимирович,

педагог-организатор

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Виток истории. Моя профессия – небо!

С февраля по март 2021 года педагогами Центра дополнительного образования «Алые паруса» совместно с Факультетом летательных аппаратов НГТУ в рамках профориентационного проекта «Виток истории. Моя профессия – небо!» Благотворительного фонда развития и поддержки дополнительного образования детей, юношества и молодежи «Алые паруса», ставшего победителем конкурса Президентских грантов в 2020 году, была успешно проведена серия профориентационных игр, основанных на фактах из истории новосибирских предприятий, учебных заведений и их роли в становлении авиационно-космической отрасли.

Проблема выбора дела жизни особо остро стоит перед школьниками. Выбор профессий сегодня велик, но, по результатам опроса Фонда «Общественное мнение», чаще всего современные подростки ориентированы на сферу IT-технологий и гуманитарные медиапрофессии. Инженерные профессии требуют хорошего знания точных дисциплин, целеустремленности и одновременно романтичной мечтательности. Неудивительно, что немногие школьники сегодня выбирают такой путь. На сайте Новосибирского государственного технического университета видно, что, чем сложнее специальность, тем ниже проходной балл в силу малой востребованности специальности среди абитуриентов. «Динамика и прочность» – 136, при этом «Технология и организация ресторанного сервиса» – 211. Выбирают то, что понятно, к чему привыкли, что востребовано рынком здесь и сейчас, не ориентируясь в долгосрочном прогнозе социально-экономического развития страны [5]. По данным Росстата на 2016 год, в России больше половины выпускников высших учебных заведений (55 процентов) работают не по той специальности, которая значится у них в дипломе. А для некоторых профессий эта доля доходит до 70-90 процентов.

В июне 2017 года на портале «Работа в России» специалистами Федеральной службы по труду и занятости был проведен опрос россиян о том, как люди выбирали свою профессию. По словам заместителя руководителя ведомства Васильева Д. А: «Результаты опроса показали, что 73 процента россиян работают не по специальности, указанной в дипломе, что 67% респондентов выбрали свою будущую профессию самостоятельно, 19% – по совету близких и друзей и только 2,5% – по результатам профориентационных мероприятий» [4].

Б. В. Куприянов отмечает, что «сегодня самоопределение ребенка… как элемент персонализации, следует рассматривать более широко, как:

– самоопределение стратегическое (выбор профессии и сферы досуга, в конечном итоге, образа жизни, в т. ч. выбор специфической жизненной стратегии «выбирать»);

– самоопределение оперативное (выбор способов структурирования повседневности, способов траты свободного времени, будничных и праздничных занятий, меры интенсивности собственных занятий);

– самоопределение тактическое (выбор содержания осваиваемого образования, выбор разновозрастных компаний, референтного взрослого, характера презентуемого продукта собственной деятельности)» [2, С. 12].

Несмотря на то, что на сегодняшний день успешно реализованы программы ранней профессиональной ориентации («Проектория», «WorlSkills», «Билет в будущее»), в проекте Концепции развития дополнительного образования до 2030 года [1], в качестве центральной проблемы обозначена социокультурная среда детства, взросления и самоопределения подрастающего поколения в условиях кризиса «детства» и «взрослости».

Результаты всероссийского опроса школьников старших классов Аналитического центра НАФИ (март, 2018) демонстрируют, что только около трети подростков (31%) в возрасте от 14 до 17 лет твердо определились с выбором будущей профессии, половина (54%) рассматривают несколько вариантов профессионального развития. Не определились с профессией 15% опрошенных. Большинство подростков (69%) планируют получать высшее образование, причем доля девушек, которые хотят поступать в вузы, выше, чем доля молодых людей (74% против 66%) [6].

Получается, что самое важное и необходимое решение в своей жизни – выбор профессии – многие подростки принимают, не имея полной информации о себе, своих склонностях, о профессиях устаревающих, современных и профессиях будущего, согласно Атласу новых профессий, образовательных возможностях и кадровых потребностях своего региона. В связи с этим, большинство выпускников школ поступают в высшие ученые заведения и средние специальные учебные заведения по специальностям, не имея представлении о том, насколько подходят они им, интересны они для них или нет. В результате чего формируются предпосылки для возникновения острой проблемы второго десятилетия XXI века: студенты получают свой диплом, но при этом уже понимают, что работать по специальности они не будут. А где с имеющимся багажом знаний и навыков они могут найти себя – не ориентируются.

Вот почему сегодня так важно выстроить преемственность «Школа – ВУЗ – Предприятие», особенно в инженерной сфере. Повышение престижности инженерных профессий в авиационной и ракетно-космической отрасли со школьной скамьи, пробуждение интереса у подрастающего поколения к небу, что в будущем обеспечит высокое качество подготовки специалистов, – на сегодня это первоочередные задачи для дальнейшего успешного развития авиации и космонавтики в нашей стране. Погружение в богатый архивный материал истории зарождения авиационной и космической промышленности в нашем регионе, понимание роли своей специальности в дальнейшем развитии отрасли формирует у молодежи причастность к большому интересному делу. Делу жизни. Ведь влюбиться в небо возможно только раз и навсегда!

Профориентационный проект «Виток истории. Моя профессия – небо!» направлен на повышение престижа инженерного образования среди школьников и формирование у студентов мотивации работать по специальности после окончания обучения.

В рамках данного проекта в серии профориентационных игр в Центральном округе приняли участие более 250 учащихся 8-11 классов из пяти образовательных учреждений: МБОУ Лицей № 22 «Надежда Сибири» (8 ИТ-класс), МБОУ СОШ № 168 (10 А, 9 А, 9 Б, 9 В, 9 Г класс), МБОУ СОШ № 172, МБОУ Гимназия № 4 (10 Б, 8 А, 8 В класс) МАОУ Гимназии № 11 «Гармония» (8 В, 8 Г класс). В увлекательной игровой форме школьники познакомились с основными датами становления авиации в Сибири и профессиями, связанными с небом, которые можно освоить на Факультете летательных аппаратов НГТУ. Также ребята познакомились с историей жизни талантливого советского авиаконструктора Роберто Бартини.

Для участников проекта и профориентационной игры на базе Факультета летательных аппаратов НГТУ студенты и преподаватели разработали интерактивную профориентационную экскурсию «Прогулка по Факультету летательных аппаратов».

Для победителей профориентационной игры будет проведено не менее 3 экскурсий по Сибирскому научно-исследовательскому институту авиации им. С. А. Чаплыгина. Участники встретятся с действующим летчиком-испытателем, директором СибНИА им. С. А. Чаплыгина, посетят занятия в школе юного пилота.

Список литературы:

1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Проект [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dop.edu.ru/article/27148/proekt-kontseptsii-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-do-2030-goda (дата обращения: 04.04.2021).

2. Куприянов Б. В. под ред. И. В. Абанкиной, С. Г. Косарецкого, И. Н. Поповой. М.: Федеральный институт развития образования, 2015. С. 11-25.

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (утв. Протокол №34 заседания Правительства РФ от 22.11.2018 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2036_goda.html (дата обращения: 04.01.2021).

4. Роструд узнал, сколько россиян работают по специальности // РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/society/20170607/1495988368.html (дата обращения: 04.01.2021).

5. Пять проблем, с которыми сталкиваются современные школьники при выборе профессий [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/7301843(дата обращения: 04.04.2021).

6. Школа не помогает подросткам выбрать профессию [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/shkola-ne-pomogaet-podrostkam-vybrat-professiyu/ (дата обращения: 04.04.2021).

Количество просмотров: 5605  

Добавить комментарий

Target Image
1. «Поймать и обезвредить»: применение приема «Лови ошибку» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
2. Педагог в образовательном пространстве студии раннего развития
3. Работа с одарёнными детьми
4. Художественное творчество как ресурс успешности детей и подростков
5. Виток истории. Моя профессия – небо!
6. Современный взгляд на традиционные методики преподавания музыкальных дисциплин
7. Дополнительная общеобразовательная программа «Английский вместе»: особенности работы, проблемы и результаты
8. Реализация воспитательной компоненты в арт-студии «Фабрика идей»
9. Традиционное декоративно-прикладное искусство: создание новых идей, поиск новых технологий
10. Педагог-организатор клуба по месту жительства – работа в современных условиях
11. Мои особенные дети
12. Педагог и новое поколение детей
13. Специфика реализации программного модуля «Классический танец» в хореографических коллективах дополнительного образования
14. Экологическое воспитание в условиях дополнительного образования детей
15. Развивающие математические игры для детей старшего дошкольного возраста в Центре интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста «Неваляшки»
16. Специфика работы концертмейстера в студии эстрадного вокала
17. О методах создания воспитательного пространства в детском коллективе
18. Техника исполнения танца «Ча-ча-ча» во время обучения спортивным бальным танцам в учреждении дополнительного образования
19. О значении дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности в реализации воспитательной системы МБУДО ДТ «Октябрьский»
20. Технология организации онлайн-конкурса «ТВОРЧЕСТВО LIFE» в условиях дистанционного обучения

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы