Специфика работы концертмейстера в студии эстрадного вокала

 
 

Пустовалов Вячеслав Александрович,

концертмейстер

МБУДО ДДТ «Первомайский» г. Новосибирска

 

Специфика работы концертмейстера в студии эстрадного вокала

Нет, пожалуй, ни одной музыкальной профессии более всепроникающей в различные сферы музыкальной жизни, чем концертмейстер. Слово «концертмейстер» возникло путем слияния двух слов: концерт и мастер, оно имеет два значения: во-первых, в оркестре так называется ведущий музыкант какой-либо группы оркестра. Сольные эпизоды в симфоническом произведении исполняет именно концертмейстер. Также понятие «концертмейстер» долгое время обозначало: музыкант, руководивший оркестром, а затем группой инструментов в оркестре; во-вторых, концертмейстер – это «музыкант, владеющий музыкальным инструментом (баян или фортепиано и др.), который помогает вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах. Деятельность аккомпаниатора подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя большее – это и разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, это и знание их исполнительской специфики, это и умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков.

Концертмейстерство, как отдельный вид исполнительства, появилось во второй половине XIX века, когда большое количество романтической камерной, инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры, как правило, умели делать многое: играли «сходу» хоровые и симфонические партитуры, читали с листа в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любой интервал и т. д. Со временем эта универсальность была частично утрачена.

Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя они часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор – это музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Термин «аккомпаниатор» в методической музыкальной литературе больше адресован музыкантам-народникам и, прежде всего, баянистам. Музыкальная энциклопедия же вообще не дает понятия «аккомпаниатор».

Специфика работы концертмейстера имеет свою особенность: без нее немыслимо творчество музыкантов-инструменталистов и хоровых коллективов. На каждом этапе работы − от выбора программы до концертного выступления на сцене – концертмейстерская поддержка является необходимостью. Однако будет ошибочным предполагать, что работа концертмейстера сводится к обычному аккомпанированию.

Концертмейстерское дело можно представить в трёх аспектах:

1. Деятельность музыкантов, выступающих на концертной эстраде с солистом и полноправным партнёром.

2. Деятельность концертмейстера, разучивающего партии в театрах и филармониях.

3. Учебную деятельность в ССУЗах и ВУЗах на факультетах эстрадного искусства.

Профессия «концертмейстер» предполагает владение общими музыкальными навыками и умениями, способностью интонационного мышления, развитым гармоническим слухом, чувством ритма, чувством формы, способностью охватывать произведение в целом, понимание стилевых и жанровых особенностей произведения, присущих определённому композитору или определённому этапу в музыкальном искусстве.

Светлана Николаевна Доронина, преподаватель Новомосковского музыкального колледжа имени М.И. Глинки говорила о своей работе так: «За свою жизнь я работала в классах духовых, струнных, народных, инструментов, а также много лет я проработала в классе вокала: академического и эстрадного. Основываясь на своём опыте, могу с уверенностью сказать, что наиболее сложной считаю работу именно с вокалистами».

В настоящее время одним из самых популярных и востребованных видов музыкального искусства является эстрадное пение. Сегодня, когда эстрада переполнена некачественными, в художественном смысле, текстами песен, банальными мелодическими оборотами, особенно важно познакомить слушателей с подлинными вершинами джазово-эстрадного наследия, как в зарубежной, так и в отечественной музыкальной культуре, выработать у своих учеников верные вкусовые ориентиры, сформировать исполнительские вокальные умения и навыки.

За долгое время работы концертмейстером в коллективе вокальной студии «Дети России» мною накоплен огромный опыт. Универсальные умения «делать всё» и творческие способности, такие как: заменять педагога, подбирать аккомпанемент «на слух», транспонировать произведения в любой тональности остаются востребованными и в современных условиях. На сегодняшний день многие функции концертмейстера утратили свою значимость, так, например, нет необходимости играть на инструменте на сцене или в учебном классе, сопровождая солиста или ансамбль – это делает фонограмма, но управлять звуком и выполнять функции звукооператора входит в обязанности концертмейстера. Большое плюсом в моей работе становится то, что я владею программами звукозаписи голоса и умею сводить голосовые партии при создании плюсов. Записанный репертуар передается учащимся, прошедшим определённый период обучения. Программы создания минусовых фонограмм, позволяют мне создавать аудиотеку – банк мелодий, минусовых композиций для работы коллектива. Особым направлением в моей работе стало то, что в период пандемии, когда у коллектива вокальной студии не было возможности очного участия в конкурсной деятельности, мною велась работа по подготовке видео и аудио материалов для участия в заочных конкурсах и фестивалях. Результат напряженной работы не заставил себя ждать. Так, в мае 2020 года был подготовлен и отправлен видео и аудио материал на международный конкурс в Румынию (проходивший в дистанционном формате) и среди шести российских конкурсантов ученица вокальной студии «Дети России» Рогова Алиса прошла в финал и представляла Россию в рамках проекта «Твой успех», «Славься Отечество» за рубежом. В рамках конкурса была организована прямая видео трансляция на 15 стран-участников проекта на платформе «Zoom».

Особенно ценно, когда в вокальной студии концертмейстер, обладает творческими композиторскими способностями. Это позволяет обновлять репертуар коллектива новыми произведениями музыкальными произведениями. Имея опыт сочинения симфонической музыки и музыки для оркестра народных инструментов еще со студенческих лет, мной были написаны несколько песен для учащихся студии эстрадного вокала «Дети России». Особую гордость вызывает песня «Мы дети твои, Россия», слова Натальи Лесовской, педагога дополнительного образования ДДТ «Первомайский». Песня была трижды отмечена дипломами лауреатов первой степени и Гран-при, как авторская песня.

За время работы концертмейстером в студии эстрадного вокала «Дети России» сменилось не одно поколение учеников. Среди первых выпускников есть те, кто продолжил заниматься вокальным творчеством, чье детское увлечение переросло в профессию, а сегодня они уже сами работают педагогами и обучают своих воспитанников. В работе концертмейстера нельзя упускать огромную роль, которая принадлежит совместному общению, партнёрству с педагогом. Вместе с супругой, педагогом по вокалу, мы делаем одно большое дело и находим в этом полное взаимопонимание. Выходит, что современное понимание профессии концертмейстера несет в себе собирательное значение многих важных творческих функций, таких как: педагог, музыкант, дирижёр, художественный руководитель ансамбля, менеджер и психолог, который умеет эмоционально настроить артиста к выступлению на сцене.

Список литературы

1. Казаченкова В. В. Специфика работы концертмейстера на уроках вокала. [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/spetsifika-raboty-kontsertmeist....

2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академия , 2002г.

3. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность. – «Музыка в школе» – 2001. – №2.

4. Нерушева О.А. Использование компьютерных технологий в деятельности концертмейстера детских школ искусств. – «Молодой учёный» – 2013. – №7.

5. Смирнов М. А. О работе концертмейстера. – М.: Музыка, 1974 г.

Количество просмотров: 4323  

Добавить комментарий

Target Image
1. «Поймать и обезвредить»: применение приема «Лови ошибку» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
2. Педагог в образовательном пространстве студии раннего развития
3. Работа с одарёнными детьми
4. Художественное творчество как ресурс успешности детей и подростков
5. Виток истории. Моя профессия – небо!
6. Современный взгляд на традиционные методики преподавания музыкальных дисциплин
7. Дополнительная общеобразовательная программа «Английский вместе»: особенности работы, проблемы и результаты
8. Реализация воспитательной компоненты в арт-студии «Фабрика идей»
9. Традиционное декоративно-прикладное искусство: создание новых идей, поиск новых технологий
10. Педагог-организатор клуба по месту жительства – работа в современных условиях
11. Мои особенные дети
12. Педагог и новое поколение детей
13. Специфика реализации программного модуля «Классический танец» в хореографических коллективах дополнительного образования
14. Экологическое воспитание в условиях дополнительного образования детей
15. Развивающие математические игры для детей старшего дошкольного возраста в Центре интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста «Неваляшки»
16. Специфика работы концертмейстера в студии эстрадного вокала
17. О методах создания воспитательного пространства в детском коллективе
18. Техника исполнения танца «Ча-ча-ча» во время обучения спортивным бальным танцам в учреждении дополнительного образования
19. О значении дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности в реализации воспитательной системы МБУДО ДТ «Октябрьский»
20. Технология организации онлайн-конкурса «ТВОРЧЕСТВО LIFE» в условиях дистанционного обучения

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы