Традиционное декоративно-прикладное искусство: создание новых идей, поиск новых технологий

 
 

Конева Елена Юрьевна,

педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МБУДО ЦДТ «Содружество» г. Новосибирска

 

Традиционное декоративно-прикладное искусство: создание новых идей, поиск новых технологий

Декоративно-прикладное творчество – это специализированная и высшая форма эстетического освоения действительности. Большое значение для декоративно-прикладного искусства имеет развитие продуктивного воображения. Без творческого воображения невозможно создание полноценного произведения искусства. Но всё не так уж плохо, продуктивному воображению можно научиться!

Организовать образовательный процесс – вот самая главная задача педагога ДПИ. Подобрать учебные пособия, инструменты и материалы, выстроить систему теоретических и практических заданий и вдохнуть жизнь во все составляющие процесса деятельности.

Педагог может сделать работу учащихся интересной и значимой для самих учащихся, обеспечить восприятие и принятие ими задания на личном уровне, как свою собственную идею. Ребёнок должен воодушевиться настолько, чтобы выполнить работу не из-за уважения к педагогу, а ради самого себя. Как обеспечить это?

За 15 лет работы творческого объединения бумажной и глиняной пластики «Задумка» накоплен огромный опыт в этой области. Содержание рабочих программ отработано и выверено годами практики по принципу усложнения технических приёмов и внесения разнообразия, можно лишь варьировать тематику заданий и добавлять новые идеи в старое содержание. И эти идеи необходимо постоянно где-то брать!

Часто случается, что просто срабатывает озарение у педагога или ребёнка. Такую спонтанную идею необходимо начинать реализовывать сразу, пока она свежа. И обычно результат интересен. Так, идеи композиций «Как кошка с собакой», «Выгляни в окошко» возникли у меня внезапно, по дороге в школу и придали обычному заданию по скульптуре «животное в движении» необычный смысл, характерность и чувство юмора, которое, несомненно, обогащает образность.

А если озарения ждать некогда, можно применить научные методы генерирования идей. По своему опыту знаю и постоянно использую три метода: метод обобщения; метод временных связей; метод трансформации.

Метод обобщения

Метод постижения источников, памятников истории и художественной культуры, выступающий в качестве основы исследования исторических и художественно-культурных процессов. Более широкая трактовка явлений с точки зрения общеисторического и общекультурного процессов, происходящих в мире и проецирующихся на жизнь и творчество людей. Сюжеты, образы, устное народное творчество, быт людей трансформируются под влиянием мощных катаклизмов и военных конфликтов, смены общественных формаций и религиозных концепций, научных открытий и достижений мировой культуры. Здесь нас интересует, прежде всего, знакомство и изучение шедевров искусства, как способ наработки художественного вкуса, как путь от восприятия художественных произведений к их переосмыслению и интерпретации в собственном творчестве. Метод накопления информации, зрительного усвоения примеров, образцов, шедевров. Тренировка распознания стилистики, авторства, сюжетики, периодизации. Это установка авторитетов, у которых учишься виденью, осмыслению.

Особенно можно выделить изучение творчества художников-иллюстраторов. Имена и работы знаменитых художников станковой живописи известны многим, а помните ли вы фамилии авторов иллюстраций ваших любимых книг? Иван Билибин, Юрий Васнецов, Павел Клементьев, Владимир Конашевич, Борис Диодоров, Георгий Нарбут, Елена Поленова, Борис Зворыкин, Евгений Рачев, Николай Кочергин, Алексей Лаптев, Николай Фомин – список огромен и постоянно пополняется.

Художники, оформляющие литературные произведения, как никто другой, щедро делятся своими идеями, без которых невозможно было бы создать проект «Иллюстрируем книги» – несколько циклов лепных иллюстраций к народным и авторским сказкам (Сказка о царе Салтане, Снегурочка, Ночь перед Рождеством, Незнайка и его друзья, и т.д.).

Дети перенимают композиционные и художественные приёмы, изучают авторский стиль. Этот процесс идёт постоянно. Я сама еженедельно отсматриваю значительный пласт информации с применением ИКТ и делаю выборку наиболее интересных материалов для творческих заданий и в рубрику «Для вдохновения» в группе ВКонтакте.

Серьёзная работа по отсмотру и осмыслению иллюстративных материалов помогает учащимся «Задумки» уже несколько лет подряд занимать самые высокие позиции в детском творческом конкурсе в рамках Фестиваля Сибирской керамики.

Метод временных связей

В основе – анализ с целью выявления исторических и художественно-культурных взаимосвязей и закономерностей, скрытых в этих взаимосвязях. Глубокое знакомство с промыслами не только на основе демонстрации и репликации образцов, но и исторический аспект, культурные и экономические связи, перенос в другую обстановку, опыт конкуренции и преемственности, подбора материалов и инструментов, всплески популярности и спады спроса, – широкий круг взаимосвязей, как захватывающий квест, поиск ответа на вопрос: «Почему делали именно так, а не иначе?»

Этот метод требует от педагога владения огромным массивом информации и умения увлечь детей установлением этих самых временных связей. Метод временных связей помогает освоить теоретический материал, понять его более детально и во всех взаимосвязях. Здесь очень важно не замыкаться в одном только изучаемом виде деятельности, например, лепке или обработке бумаги. Экономика, технологии, развитие науки и искусства, литература, даже кулинария, – нас интересует всё, что влияет на декоративно-прикладное творчество.

В результате погружения в тему, конечно, с помощью педагога, задающего подводящие информационные блоки и направляющие вопросы, обучающиеся сами находят ответы и высказывают новые идеи, часто неожиданные, например: влияние школы иконописи на стилистику деревянной и каменной скульптуры 13-14 веков (Творческое задание «Ангел, мелкая скульптурная пластика»); влияние традиционных русских художественных росписей по дереву на ангобное декорирование глиняной посуды (Творческое задание «Растительный орнамент, блюдо»); традиции иллюстрировать религиозные тексты с помощью печных изразцов (Творческое задание «Сюжетный изразец, рельефное панно»); происхождение орнаментов в книжной графике 11-14 веков (Творческое задание « Книжный инициал, рельефное панно»); причины появления русской глиняной «комодной» игрушки (Творческое задание «Дама с собачкой», Тульская городская игрушка, мелкая скульптурная пластика).Все эти задания, по сути, репликативные, но применение метода временных связей меняет отношение обучающихся к своей работе. Метод хорош для детей 10 – 13 лет.

Метод трансформации

Для детей помладше больше подойдёт метод трансформации, который включает в себя множество приёмов видоизменения творческой продукции относительно первоисточника без ущерба системам образного кодирования информации. Узнавание принадлежности должно присутствовать, безусловно, но и авторская смелость тоже.

Перечислим некоторые приёмы:

– Смена точки зрения на объект – создание образа на основе необычного ракурса. (Слон с точки зрения мышки).

– Изменение масштаба – увеличение или уменьшение размеров объекта, как целиком, так и только отдельных его частей. (Лошадка с пропорциями таксы).

– Перенос в другой материал. Матрёшка из глины, лепка из папье-массы, лепная флористика из глины. Каллиграфия в глине. Список длинный. Чаще всего практикуется передача образности различных ремёсел средствами глиняной пластики.

– Перенос в другую технологию. Классический пример: лепим колокольчик, один ребёнок хочет лепить только тигрёнка, упёрся. Хорошо, делай тигрёнка. Но тигрёнок должен быть колокольчиком! Колокольчик получился лучше всех. Такое происходит не один раз из года в год.

– Перенос в другой отрезок времени. Интересный эксперимент. Готовим выставку ко Дню Матери, как бы выглядела мама, если бы жила в позапрошлом веке.

– Сращение с иными системами образности. Придание абстрактной геометричности, орнаментальности, структурности, фактурности. Самый характерный пример, проект «Коты»: кот – цилиндр, кот – шар, кот – куб, кот – параллелепипед. Лепит один ребёнок все варианты. Автор один, но коты разные. Различная геометрия задаёт свой типаж, характер, рассказывает свою историю.

– Сокращение арсенала средств. Как ни странно, самый полезный приём. Чем меньше под рукой инструментов, тем изобретательнее используется то, что имеется. Оставьте ученику только руки и проколку, он непременно создаст шедевр.

Стоит заметить, что данный метод работает на любом этапе обучения. Вооружившись научными методами, придумать новую творческую идею достаточно легко. Намного сложнее правильно её сформулировать, оформить, понять, какими средствами, в какой форме воплотить, как придать сообразность возможностям обучающихся.

Внедрение в обучение проектных технологий – пожалуй, наилучший способ генерирования и оформления новаций. Самым традиционным для области декоративно-прикладного искусства является творческий проект по созданию выставочной экспозиции – целенаправленная работа по придумыванию и производству предметов творчества. 

Намного реже получается организовать работу над исследовательским проектом. Эта работа должна строиться по всем канонам научного исследования с выдвижением гипотезы, всесторонним изучением аспектов явления, исследованием факторов, научными выводами. Исследовательский проект требует хорошо подготовленного исследователя с определённым складом мышления.

Зато информационный проект по силам большинству учащихся. Этот проект предполагает сбор и селекцию сведений по определённой теме, и создание на их основе информационного продукта, формы которого так многообразны, что можно здесь перечислить лишь некоторые:

– Скрайбинг-презентация.

– Фильм.

– Репортаж.

– Плакат.

– Каталог.

– Фотовыставка.

– Рассказ.

– Реферат.

– Демонстрационные материалы.

– Наглядные пособия и др.

Традиционно уже несколько лет в творческом объединении проводится внутренний конкурс информационных проектов по тематике ДПИ. Дети, естественно, как продукт своего времени, желают не только создать что-то самостоятельно, но и попиариться. Я же получаю определённый запас материалов, которые могу использовать для создания методических пособий.

Игровые технологии. Деятельность педагога декоративно-прикладного творчества – это постоянный поиск новых форм, приёмов, материалов, образов и тем. Иначе скучно и детям, и самому педагогу, и, тем более тому, кто видит результат. А ведь эмоциональная энергия творчества детей должна заряжать зрителя! Поэтому любое творчество ребёнка должно быть игрой.

Неважно, коллективной или конкурентной, интеллектуальной или развивающей, поисковой или творческой, но всегда – игрой в собственные возможности:

– Поиграем в Хохлому (Городец, Жостовскую роспись и т.д.). Создать средствами лепки живописные образы.

– Поиграем в спецзаказ. Нарушение канона по просьбе заказчика. (Если бы ты был мастер абашевской игрушки, а тебе заказали дудки на военную тему?)

– Поиграем в химеру. Сделаем изделие с признаками разных промыслов. («Дымковская матрёшка»).

– Поиграем в древних людей. В качестве инструментов есть только руки, прутик и камешек, как в неолите.

Декоративно-прикладное творчество – такая чудная игра, проба средств, образов, материалов, техник. Мы в Сибири, в культурном плавильном котле, не особенно стеснены рамками условностей и можем многое себе позволить. Однако всегда необходимо помнить, что дети младшего школьного возраста часто дезориентируются в атмосфере свободы творчества. Поэтому педагог должен очертить ребёнку границы этой свободы, конкретизировать тематику, или технику работы.

Каждый педагог счастлив своими учениками. Если у педагога есть творческая мастерская – он работает не зря. Творческая мастерская – это небольшой разновозрастный коллектив в определённой творческой среде, имеющий коллективный опыт деятельности и общения, наработанные навыки ремесла и заряженный специфической творческой атмосферой. Творческая мастерская для нас не только основа продуктивной деятельности, но и клуб по интересам, референтная группа при ярко выраженной индивидуальности всех её членов, источник генерирования идей. Именно в такой среде творческие задумки рождаются практически сами собой, важно только вовремя «поймать их за хвост». Именно по этой причине на занятиях с детьми приветствуются, возникают и реализуются новые творческие проекты.

Студия «Задумка» находится в состоянии постоянного эксперимента, поиске новых материалов и их комбинаций. Выезжая на конкурсные площадки района и города, или студийцы не только показывает свое мастерство, но и учатся у других. Не копирует, а именно учится, чтобы идти дальше. Мысль о том, что настоящий педагог и сам должен постоянно учиться, высказывали многие педагоги и мыслители разных эпох. Если не можешь усовершенствовать себя, то, как же сможешь усовершенствовать других людей? За годы своей педагогической деятельности и творческой работы я действительно научилась многому: любить и играть, слушать и понимать, искать и находить. Поэтому учитывая возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры. Чтобы хорошо обучать детей, я должна сама хорошо уметь работать со всеми материалами, что заставляет поддерживать свой творческий уровень, вести поиск и разработку новых технологий, поиск новых материалов, изучать традиционные ремесла и новые дизайнерские течения. Нельзя недооценивать ещё один аспект педагогического самообразования. Педагогу, который постоянно учится сам, гораздо легче понять другую развивающуюся личность – своего ученика, легче «поставить себя» на место ученика, понять его проблемы, предвидеть возможные затруднения, увидеть и оценить нестандартное решение, ободрить, обратившись к собственному опыту.

Количество просмотров: 5373  

Добавить комментарий

Target Image
1. «Поймать и обезвредить»: применение приема «Лови ошибку» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
2. Педагог в образовательном пространстве студии раннего развития
3. Работа с одарёнными детьми
4. Художественное творчество как ресурс успешности детей и подростков
5. Виток истории. Моя профессия – небо!
6. Современный взгляд на традиционные методики преподавания музыкальных дисциплин
7. Дополнительная общеобразовательная программа «Английский вместе»: особенности работы, проблемы и результаты
8. Реализация воспитательной компоненты в арт-студии «Фабрика идей»
9. Традиционное декоративно-прикладное искусство: создание новых идей, поиск новых технологий
10. Педагог-организатор клуба по месту жительства – работа в современных условиях
11. Мои особенные дети
12. Педагог и новое поколение детей
13. Специфика реализации программного модуля «Классический танец» в хореографических коллективах дополнительного образования
14. Экологическое воспитание в условиях дополнительного образования детей
15. Развивающие математические игры для детей старшего дошкольного возраста в Центре интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста «Неваляшки»
16. Специфика работы концертмейстера в студии эстрадного вокала
17. О методах создания воспитательного пространства в детском коллективе
18. Техника исполнения танца «Ча-ча-ча» во время обучения спортивным бальным танцам в учреждении дополнительного образования
19. О значении дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности в реализации воспитательной системы МБУДО ДТ «Октябрьский»
20. Технология организации онлайн-конкурса «ТВОРЧЕСТВО LIFE» в условиях дистанционного обучения

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы