Педагог в образовательном пространстве студии раннего развития

 
 

Смоликова Елена Николаевна,

педагог дополнительного образования,

заведующий структурным подразделением

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Педагог в образовательном пространстве студии раннего развития

Все мы хорошо знаем, что для успешного вхождения в реальную взрослую жизнь нашим детям, наряду со знаниями по математике и химии, иностранному языку и истории, ничуть не меньше нужно другое. Это овладение социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые или реальные отношения со сверстниками. В этом возрасте ребенок осваивает речь, у него развивается творческое воображение, своя особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один – современным детям – современное образование.

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса. Оно имеет цели и задачи, содержание, педагогические технологии, результат обучения, воспитания и развития ребёнка. Главным стратегическим и технологическим ресурсом в образовании всегда был и остаётся именно педагог. От его профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта зависит в большей степени качество образования. Какие бы реформы не происходили в системе образования, они замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге.

Педагог в студии раннего развития – это профессионал, владеющий современными методиками развития детей дошкольного возраста, способный творчески применять их на практике, человек увлеченный своим делом и любящий детей. В работе с дошкольниками не должно быть случайных людей. «Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель», – говорил Л. Н. Толстой.

Студия раннего развития «Солнечный город» Центра внешкольной работы «Галактика» представляет собой единый коллектив, осуществляющий образовательную деятельность на трех базах, организованных по территориальному принципу, с единым руководством, управлением и методическим обеспечением. Основными целями профессиональной деятельности педагога студии раннего развития можно считать обучение и воспитание детей дошкольного возраста, создание оптимальных условий для его гармоничного развития. Для достижения этих целей педагог строит свою работу через взаимодействие с обучающимися, их родителями, коллегами.

В дополнительном образовании педагог-руководитель творческого объединения выполняет функции классного руководителя в школе. Это и формирование мотивации к учению, и стимулирование познавательных интересов через разнообразные формы, и методы работы для развития творческой индивидуальности, забота об охране здоровья детей, организация участия детей в конкурсной и выставочной деятельности, сплочение детского коллектива в досуговой деятельности, взаимодействие с родителями.

Занятия для дошкольников в студии раннего развития «Солнечный город» являются не столько обучением, сколько игрой. Получение новых знаний происходит через привычную и интересную для детей деятельность. Педагоги студии находятся в постоянном поиске новых форм организации образовательного процесса, тем самым поддерживая интерес и мотивацию к занятиям у детей и заинтересованность процессом обучения у родителей.

Положительный эмоциональный отклик у наших детей вызывают интегрированные занятия, способствующие развитию творческого начала в детях, активному взаимодействию педагога и ребенка.

Дети дошкольного возраста не могут сами контролировать свою деятельность, решать вопросы, касающиеся образовательного процесса. В силу своего возраста они полностью зависят от родителей. Поэтому педагогу особенно важно наладить тесный контакт с родителями обучающихся, заручиться их поддержкой в процессе обучения, помочь им разобраться в вопросах развития и воспитания детей, привлечь их к активному участию в деятельности студии раннего развития. Не всегда родители идут на контакт с педагогами, прислушиваются к нашим советам и рекомендациям, поэтому мы используем такие формы работы с современными родителями, которые будут им интересны и полезны.

В студии раннего развития «Солнечный город» сложились устойчивые формы работы с родителями обучающихся, которые стали традиционными. Это родительские собрания, тематические беседы-консультации педагога-психолога, мастер-классы, информационные стенды для родителей, фотовыставки. Одной из действенных и интересных форм для родителей являются открытые занятия, которые знакомят родителей со спецификой и структурой занятия. Такие занятия мы проводили и раньше, но родители были лишь наблюдателями. Сейчас мы стремимся не просто продемонстрировать родителям педагогический процесс, но и вовлечь их в него, сделать родителей активными участниками этого процесса.

Очень интересным и эффективным мы считаем опыт проведения совместных занятий в рамках образовательного проекта «Литературные чтения». Тематикой таких занятий мы определили времена года и к этому подбираем соответствующее оформление, атрибуты, костюмы. Родители читают стихи вместе со своими детьми, выполняют задания, играют, участвуют в конкурсах. Педагог в такой необычной форме демонстрирует родителям уровень освоения пройденного на занятиях материала, умение детей взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. На открытом занятии происходит ознакомление родителей с методикой проведения занятия, активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, наблюдение за динамикой развития ребенка и достижением им результата освоения программы.

На мастер-классах для родителей педагоги делятся своими «маленькими секретами», которые используют в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Тематика мастер-классов разнообразна. Мы стараемся привлечь к их проведению педагогов разных направлений: прикладного творчества, педагогов-музыкантов, хореографов, педагога-психолога. В доступной форме педагоги рассказывают и показывают процесс сочинения сказки, создания к этой сказке иллюстрации или игрушки, знакомят с упражнениями для подготовки руки ребенка к письму, с артикуляционной гимнастикой, самомассажем, дают советы и рекомендации для занятий с ребенком в домашней обстановке и т.д. Сначала родители не охотно приходили на такие мероприятия, но в последнее время желающих стало намного больше, что говорит о востребованности такой формы работы.

Специфика студии раннего развития «Солнечный город» заключается в коллективной профессиональной и творческой деятельности для достижения образовательных результатов каждого отдельно взятого ребенка.  

Педагог, в переводе с греческого – это человек, «сопровождающий ребенка, то есть в прямом и переносном смысле, не стоящий на месте. А что помогает педагогу двигаться дальше, развиваться? На наш взгляд, это стремление познать новое, добиться результата, для чего необходим высокий уровень профессиональной педагогической компетентности. Успех работы руководителя творческого объединения зависит и от наличия у него профессиональных знаний и умений. Особенно важно в работе с дошкольниками уметь четко, ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь заинтересовать детей, привлечь к себе.

Сегодня более востребованы педагоги, способные самостоятельно планировать и выстраивать целесообразную систему работы. Для этого методической службой нашего учреждения создан индивидуальный образовательный маршрут педагога, с помощью которого педагоги выстраивают перспективный план своей образовательной, методической, проектной, конкурсной деятельности. Это помогает четко следовать намеченному пути, отслеживать результаты своей деятельности.

Одним из значимых показателей профессиональной компетентности педагога является его готовность к самообразованию и саморазвитию. От осознания педагогом необходимости постоянного повышения уровня профессиональной компетентности напрямую зависит эффективность его работы. Это особенно актуально сейчас, в период пандемии, когда педагогам приходится осваивать и внедрять в педагогическую деятельность дистанционные формы работы с детьми и родителями. Наши педагоги, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, проводят мастер-классы, выставки, концерты в режиме офлайн, создают развивающие игры и викторины на платформе онлайн-сервиса Learning Apps.

Студия раннего развития «Солнечный город» – это единый организм, коллектив единомышленников. Педагог-руководитель творческого объединения тесно взаимодействует со всеми педагогами студии раннего развития и педагогами ЦВР «Галактика». С коллегами наши педагоги обмениваются информацией, договариваются о единых требованиях, действиях и совместных формах работы.

Увидеть и услышать, как работают коллеги, является очень хорошим стимулом для творческой педагогической работы с детьми. Обобщение педагогического опыта - это одна из форм самореализации и самовыражения педагога, которая является неотъемлемой частью методической работы педагогов студии раннего развития. С этой целью педагоги участвуют в работе методического объединения студии раннего развития, посещают занятия своих коллег. На протяжении семи лет мы организуем и проводим городской семинар-практикум для педагогов студий раннего развития.

Педагог в творческом объединении – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Особенно важно взаимодействие со всеми педагогами студии раннего развития. Являясь частью педагогического коллектива, педагог органи­зует совместно с коллегами поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной и воспитательной деятельности, регулирует отношения с родителями, повышает свой профессиональный уровень.

Таким образом, сотрудничество всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей – поможет решить задачи воспитания и развития детей в творческом объединении.

Количество просмотров: 4221  

Добавить комментарий

Target Image
1. «Поймать и обезвредить»: применение приема «Лови ошибку» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
2. Педагог в образовательном пространстве студии раннего развития
3. Работа с одарёнными детьми
4. Художественное творчество как ресурс успешности детей и подростков
5. Виток истории. Моя профессия – небо!
6. Современный взгляд на традиционные методики преподавания музыкальных дисциплин
7. Дополнительная общеобразовательная программа «Английский вместе»: особенности работы, проблемы и результаты
8. Реализация воспитательной компоненты в арт-студии «Фабрика идей»
9. Традиционное декоративно-прикладное искусство: создание новых идей, поиск новых технологий
10. Педагог-организатор клуба по месту жительства – работа в современных условиях
11. Мои особенные дети
12. Педагог и новое поколение детей
13. Специфика реализации программного модуля «Классический танец» в хореографических коллективах дополнительного образования
14. Экологическое воспитание в условиях дополнительного образования детей
15. Развивающие математические игры для детей старшего дошкольного возраста в Центре интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста «Неваляшки»
16. Специфика работы концертмейстера в студии эстрадного вокала
17. О методах создания воспитательного пространства в детском коллективе
18. Техника исполнения танца «Ча-ча-ча» во время обучения спортивным бальным танцам в учреждении дополнительного образования
19. О значении дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности в реализации воспитательной системы МБУДО ДТ «Октябрьский»
20. Технология организации онлайн-конкурса «ТВОРЧЕСТВО LIFE» в условиях дистанционного обучения

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы