Техника исполнения танца «Ча-ча-ча» во время обучения спортивным бальным танцам в учреждении дополнительного образования

 
 

Двинянин Дмитрий Юрьевич,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

МБУДО ЦВР «Пашинский» г. Новосибирска

 

Техника исполнения танца «Ча-ча-ча» во время обучения спортивным бальным танцам в учреждении дополнительного образования

Занятия спортивными бальными танцами являются одним из популярных и востребованных направлений творческой деятельности в условиях дополнительного образования, так как бальные танцы способствуют укреплению физического и психического здоровья ребенка, развитию точности движений, повышению общей культуры. Бальный танец оказывает глубокое влияние на самих танцоров, так как занимаясь спортивными бальными танцами, учащимся необходимо тренировать свое тело, воображение, эмпатию, учиться искусству перевоплощения, тонко чувствовать характер музыки, стиль танца и своего образа в нем.

В процессе обучения спортивным бальным танцам танец «Ча-ча-ча» изучается первым в латиноамериканской программе. Начиная с 5-летнего возраста, дети изучают «Ча-ча-ча» и танцуют его на протяжении всего периода обучения спортивным бальным танцам. В зависимости от возраста и от определенного этапа обучения по программе, к обучающимся предъявляются различные требования по технике исполнения танца.

«Ча-ча-ча» – один из пяти танцев латиноамериканской программы бальных танцев, который возник как кубинский танец, получивший свое распространение также в латиноамериканских странах Карибского бассейна и ряде общин США. «Ча-ча-ча» – это очень игривый, веселый и невероятно эффектный латиноамериканский танец, который обладает уникальным характером и очень положительной зажигательной энергетикой. Этот танец основан на имитации ритма кубинских шагов в сторону, использующихся во многих танцах. Но, несмотря на такую основу, ча-ча-ча обладает массой особенностей и нюансов, которые делают его уникальным и не похожим на другие бальные латиноамериканские танцы. Для танца «Ча-ча-ча» характерны выразительные, энергичные и быстрые движения без подъемов и снижений. «Ча-ча-ча» танцуют в паре и по одному. Музыкальный размер 4/4, допустимые значения темпа музыкального сопровождения от 30 до 32 такта в минуту.

На соревнованиях, концертах, в собственной педагогической практике я неоднократно сталкивался с тем, что к обучающимся предъявляются неоправданно заниженные или чаще завышенные требования по технике исполнения танца «Ча-ча-ча», что приводит к возникновению нескоординированных действий во время исполнения. Это сказывается на результативности учащихся на соревнованиях, а также на качестве исполнения более сложных движений и танцев. Именно поэтому для педагогов бального танца предлагаются данные методические рекомендации, в которых этапы усвоения разделены в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их исполнительского мастерства:

1 этап – 5-7 лет.

2 этап – 8-11 лет.

3 этап – 12 лет и старше.

Это не означает, что техника исполнения должна строго соответствовать возрасту обучающегося. Если ребенок начал заниматься рано и справляется со всеми требованиями первого этапа, то на второй этап освоения техники он может перейти раньше, чем предложено в данных рекомендациях. И, наоборот, если ребенок пришел заниматься позже, чем предусмотрено периодом обучения или не справляется с требованиями данного этапа, то на следующий этап он перейдет позже.

Данная работа поможет педагогу последовательно и системно обучать ребенка технике исполнения танца «Ча-ча-ча».

1 этап освоения бального танца (5-7 лет).

На первом этапе изучения танца «Ча-ча-ча» необходимо придерживаться определенной последовательности обучения:

1. Знакомство с ритмическими характеристиками танца.

2. Работа над постановкой корпуса, рук, головы (Рис. 1).

3. Работа над ритмическими характеристиками при правильной постановке корпуса, рук, головы.

4. Обучение переносу веса, не нарушая вертикали, удерживая «форму» (Рис. 2).

5. Обучение правильной работе стопы при движении в сторону, вперед и назад, обращая внимание на работу стопы в контакте с полом (Рис. 3).

6. Оттачивание четких, резких «наступаний» на ногу, при изучении основных фигур, сохраняя положение корпуса, рук, головы в спокойном состоянии.

7. Работа над скоростью разворотов и четкостью смены направлений.

8. «Координационная раскадровка» движений рук во время исполнения основных шагов.

Первый этап является наиболее сложным и важным, так как в этот период закладывается основная база бального танца, на которую будет в дальнейшем «накладываться» более сложная техника исполнения.

2 этап освоения бального танца (8-11 лет).

Для 2 этапа характерна следующая последовательность в обучении:

1. Продолжение работы над задачами 1 этапа.

2. Введение понятия «маятник в бедрах». Разъяснение техники исполнения при «собранном центре» без изменения вертикали верхней части корпуса.

3. Применение «маятника в бедрах» при исполнении ранее выученных фигур и вновь разучиваемых (Рис. 4, 5, 6).

4. Обучение взаимодействию в паре («ведение»), включение упражнений для отработки «ведения».

3 этап освоения бального танца (12 лет и старше).

Для 3 этапа характерна следующая последовательность в работе:

1. Совершенствование достигнутого уровня на 1 и 2 этапе.

2. Введение понятия «rotation» (вращение, скручивание, разделение).

3. Разъяснение техники «rotation» во время исполнения Cha cha wolks (шаги вперед и назад), Side Steps и chasse (шаги в сторону и различные виды шассе).

4. Разъяснение техники «rotation» во время изменения направлений и поворотов.

5. Применение «rotation» при исполнении ранее выученных фигур (Рис. 7, 8, 9).

6. Разучивание новых фигур с использованием «rotation», при обязательном контроле «формы», переноса веса, работы стопы в контакте с полом.

7. Совмещение техники исполнения «маятника в бедрах» и «rotation». При совмещении этих понятий появляется понятие «ведущая сторона», а также происходит определенная работа в мышцах пресса и спины. Совмещение данных техник приводит к грамотным скоординированным движениям рук.

В заключение отмечу, что каждый вышеописанный этап важен для становления танцора бального танца. Начиная работать с ребенком, необходимо последовательно осваивать технику латиноамериканского танца. Важно браться за освоение следующего уровня только при условии сформированности необходимых навыков на предыдущем уровне. Если педагог начинает работу с ребенком, уже имеющим некоторый опыт исполнения латиноамериканской программы, то необходимо определить, на каком уровне в данный момент находится ребенок и продолжить его обучение с данного уровня последовательно.

Список литературы

1. Лэрд У. Техника латиноамериканских танцев. Часть 2.  М., 2003. – 242 с.

2. Монахова Е. Г. Особенности физической подготовки спортсменов-танцоров // Преподаватель ХХI век, 2017 г., часть 2. С. 213-220. URL: http://prepodavatel-xxi.ru/sites/default/files/PXXI_2017-2-1.pdf (дата обращения: 25.03.2021).

3. WDSF TECHNIQE BOOK, 2018. URL: https://www.worlddancesport.org/wdsf/academy/technique_books (дата обращения: 20.03.2021).

Количество просмотров: 7017  

Добавить комментарий

Target Image
1. «Поймать и обезвредить»: применение приема «Лови ошибку» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
2. Педагог в образовательном пространстве студии раннего развития
3. Работа с одарёнными детьми
4. Художественное творчество как ресурс успешности детей и подростков
5. Виток истории. Моя профессия – небо!
6. Современный взгляд на традиционные методики преподавания музыкальных дисциплин
7. Дополнительная общеобразовательная программа «Английский вместе»: особенности работы, проблемы и результаты
8. Реализация воспитательной компоненты в арт-студии «Фабрика идей»
9. Традиционное декоративно-прикладное искусство: создание новых идей, поиск новых технологий
10. Педагог-организатор клуба по месту жительства – работа в современных условиях
11. Мои особенные дети
12. Педагог и новое поколение детей
13. Специфика реализации программного модуля «Классический танец» в хореографических коллективах дополнительного образования
14. Экологическое воспитание в условиях дополнительного образования детей
15. Развивающие математические игры для детей старшего дошкольного возраста в Центре интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста «Неваляшки»
16. Специфика работы концертмейстера в студии эстрадного вокала
17. О методах создания воспитательного пространства в детском коллективе
18. Техника исполнения танца «Ча-ча-ча» во время обучения спортивным бальным танцам в учреждении дополнительного образования
19. О значении дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности в реализации воспитательной системы МБУДО ДТ «Октябрьский»
20. Технология организации онлайн-конкурса «ТВОРЧЕСТВО LIFE» в условиях дистанционного обучения

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы