Гуманизация воспитательного процесса в опоре на физиологические особенности младших школьников на занятиях в студии музыкального театра «Твой театр»

 
 

Высотина Надежда Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДТ «Октябрьский» г. Новосибирска

 

Гуманизация воспитательного процесса в опоре на физиологические особенности младших школьников на занятиях в студии музыкального театра «Твой театр»

Опираясь на известное понятие «гуманизация» в педагогическом процессе как явление духовной и нравственной ориентации на такую систему, ядром которой является признание ценности конкретной личности обучающегося, важно вывести на первый план представление о первостепенном значении физиологии, со всеми ее законами в данном процессе. В нашем случае мы используем понятие «физиологии» как науки о процессах жизнедеятельности организма.

В представленной работе находит отражение лишь раздел физиологии рефлексов (рефлекс – реакция организма на раздражение) или психофизиология. Опора на знания в области физиологии в воспитательном процессе (воспитание это процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка) способна и должна нести не только здоровьесберегающую, как вспомогательную функцию, но и главную – формирующую воспитательный процесс.

Систематизация инстинктов (инстинкт – это сложный безусловный рефлекс; последовательность рефлекторных действий, закрепленных наследственно; совокупность врожденных тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения) по И.М. Сеченову: «…представляет три основные направления: витальные инстинкты (отвечающие за жизнедеятельность), социальные и инстинкты саморазвития».

К инстинктам саморазвития относятся: исследовательский, подражательный и игровой. В воспитательном процессе, при условии стремления к продуктивности, обращение ко всем трем видам инстинктов желательно.

К примеру: знание о таком витальном инстинкте как экономия сил подскажет педагогу при составлении плана занятия четкий хронометраж фаз напряжения и ослабления нагрузки, перерывов. К проявлению того же инстинкта относится неусидчивость, так как статику младшие школьники переносят сложнее, чем динамические нагрузки. В рамках занятия в театральной студии довольно легко чередовать статические периоды и подвижные.

Таким образом, на каждом временном отрезке занятия, ребенок максимально вовлечен в воспитательный и образовательный процесс. Использование знаний о витальных инстинктах помогает оптимизировать ключевые знания об инстинктах саморазвития (подражательный, исследовательский, игровой), формировать целенаправленное воздействие на личность.

Понимая значение исследовательского инстинкта для ребенка, педагог умело преобразует подаваемую информацию по типу решения увлекательной задачи, пробуждая любопытство, ставит в центр воспитательного процесса ребенка с его потребностями, достигая, таким образом, максимальной степени гуманизации. Подражательный инстинкт широко используется в педагогической практике, так же, как и игровой.

Игра как основной вид деятельности дошкольников – явление общепризнанное. Такие известные психологи и педагоги, как К. Гросс, Л.С. Выготский, К. Кафка, Ж. Пиаже, Я. Корчак и др. в своих работах придавали большое значение игре. Соглашаясь с мнением Р.С. Немова, необходимо подчеркнуть, что роль и значение игры в жизни младших школьников так же весьма значительна. Решая образовательную задачу, например – развитие произвольного внимания в театральной студии, используя развивающие тренинги именно в игровом формате, педагог параллельно решает и воспитательную, а именно проектирует очень комфортную и продуктивную форму взаимодействия между всеми участниками образования.

Таким образом, можно сделать вывод, что опора на физиологические потребности ребенка в процессе воспитания, с точки зрения его гуманизации, имеет большое значение. Также необходимо подчеркнуть, что и образовательный процесс, неотъемлемой частью которого является воспитание, целиком зависим от законов детской физиологии.

Количество просмотров: 4108  

Добавить комментарий

Target Image
1. «Поймать и обезвредить»: применение приема «Лови ошибку» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
2. Педагог в образовательном пространстве студии раннего развития
3. Работа с одарёнными детьми
4. Художественное творчество как ресурс успешности детей и подростков
5. Виток истории. Моя профессия – небо!
6. Современный взгляд на традиционные методики преподавания музыкальных дисциплин
7. Дополнительная общеобразовательная программа «Английский вместе»: особенности работы, проблемы и результаты
8. Реализация воспитательной компоненты в арт-студии «Фабрика идей»
9. Традиционное декоративно-прикладное искусство: создание новых идей, поиск новых технологий
10. Педагог-организатор клуба по месту жительства – работа в современных условиях
11. Мои особенные дети
12. Педагог и новое поколение детей
13. Специфика реализации программного модуля «Классический танец» в хореографических коллективах дополнительного образования
14. Экологическое воспитание в условиях дополнительного образования детей
15. Развивающие математические игры для детей старшего дошкольного возраста в Центре интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста «Неваляшки»
16. Специфика работы концертмейстера в студии эстрадного вокала
17. О методах создания воспитательного пространства в детском коллективе
18. Техника исполнения танца «Ча-ча-ча» во время обучения спортивным бальным танцам в учреждении дополнительного образования
19. О значении дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности в реализации воспитательной системы МБУДО ДТ «Октябрьский»
20. Технология организации онлайн-конкурса «ТВОРЧЕСТВО LIFE» в условиях дистанционного обучения

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы