Активные методы и приёмы развития функциональной (читательской и математической) грамотности младших школьников

 
 

Сиротина Елена Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ ЦО «Развитие» г. Новосибирска

 
 
 

Сурсо Елена Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ ЦО «Развитие» г. Новосибирска

 

Активные методы и приёмы развития функциональной (читательской и математической) грамотности младших школьников

В 2021-2023 учебном году в МАОУ ЦО № 82 «Развитие» коллективом учителей был разработан и внедряется педагогический проект «Активные методы и приёмы развития функциональной (читательской и математической) грамотности младших школьников».

Цель проекта: создание комфортного образовательного пространства для формирования и усвоения младшими школьниками:

– планируемых результатов программы начального общего образования;

– основ функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;

– способности строить социальные отношения;

– совокупности рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему непрерывному образованию и самообразованию.

Гипотеза проекта: участие в учебных и внеурочных общеинтеллектуальных и социально значимых мероприятиях формирует коммуникативные, логические умственные способности, креативные компетенции учащихся начальной школы, тем самым развивает функциональную грамотность.

Важнейшими задачами проекта являются:

1. Обучающие задачи:

– Формирование специальных знаний и умений, изучение терминологии, связанных с учебной и внеурочной деятельностью, направленной на формирование функциональной грамотности обучающихся.

– Овладение системой работы над самообучением, самовоспитанием, самоконтролем.

2. Развивающие задачи:

– Развитие интеллектуальных и креативных способностей ребёнка посредством учебной и внеурочной деятельности.

– Развитие коммуникативных, организаторских, лидерских качеств, способностей и умений в коллективе единомышленников.

– Развитию индивидуальной духовной и морально-нравственной культуры.

3. Воспитательные задачи:

– Воспитывать умение критично оценивать свою работу (проект) и работу других ребят.

– Воспитывать внимание, настойчивость, трудолюбие, смелость, волю, умение нести ответственность за себя и других членов коллектива.

– Формировать у учеников культуру собственного достоинства и самовыражения личности.

– Воспитывать потребность в постоянной работе над своей личностью.

– Воспитывать уважительное отношение к членам коллектива, одноклассникам, формировать в себе способность адекватно воспринимать критику.

– Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

– Воспитывать социально-адаптированную, толерантную и духовную личность.

Проект реализуется через следующие виды деятельности, методы и формы работы с детьми:

1) Урочная деятельность – предметные уроки со специальным наполнением. МАОУ ЦО № 82 «Развитие» работает по УМК «Школа России». В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в ФГОС НОО.

Особенности УМК «Школа России»:

– приоритет духовно-нравственного развития школьников;

– личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения на основе дифференцированного подхода;

– эффективное сочетание лучших традиций российского образования и инноваций, проверенных практиками образовательного процесса.

Структура и содержании учебников УМК «Школа России» ориентированы на структуру основных компонентов учебной деятельности: целеполагание, планирование, реализация намеченного, контроль и оценка.

В содержании учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала под конкретные планируемые результаты (предметные, метапредметные и личностные). Комплект обеспечен учебными, методическими, дидактическими пособиями, дополнен средствами методической поддержки учителей, в том числе ресурсами сайта, электронными приложениями, ЭФУ, что способствует возможности реализации дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Оригинальными и необычными приёмами, включенными педагогами нашей школы в уроки математики являются детские игрушки-головоломки и современные, и хорошо забытые старые, например:

Головоломка «Кубик Рубика». Это механическая головоломка, изобретённая в 1974 году венгерским скульптором и преподавателем архитектуры Эрнё Рубиком. Головоломка представляет собой пластмассовый куб 3×3×3 (в первоначальном варианте) с 54 видимыми цветными наклейками. Грани большого куба способны вращаться вокруг 3 внутренних осей куба.

Если кратко, то использование кубика на уроках математики развивает способности мозга, связанные с пространством, логикой, мышлением и моторикой:

память – запоминать алгоритмы сборки;

внимание и концентрация – умение определять и читать ситуацию на кубике;

мелкая моторика – необходимость задействовать при сборке обе руки и движения пальцев;

пространственное мышление – это объемная фигура, трехмерный объект, имеющий 6 цветных граней в случае головоломки. Развитие пространственного мышления помогает лучше справляться с техническими и геометрическими задачами, ориентироваться в трехмерном пространстве;

скорость реакции – постепенно скорость принятия решений при сборке кубика растет. Анализ цветов и их сочетаний начинает проходить быстрее. В сочетании с развитием мелкой моторики это приводит к тому, что время на сборку кубика сокращается и становится меньше 1 минуты;

логика – развивается понимание взаимосвязей действий и последствий. Тренируется способность к быстрому анализу ситуации и принятию верного решения для ее решения.

Головоломка «Змейка Рубика». На прилавках магазинов змейка появилась в 1977 году. Она была довольно популярна в 80-90-ых годах, а потом про нее забыли. Эта с виду простенькая головоломка способна увлечь на весь день, и на недели, и на месяцы. Головоломка Змейка Рубика представляет собой линию, состоящую из соединенных между собой 24 равнобедренных призм. Призмы соединяются между собой шарнирами и позволяют собирать более 100 двух- и трехмерных моделей: геометрические фигуры, животных и иные ассоциативные модели. Игрушка-головоломка Змейка развивает пространственное и логическое мышление, фантазию, воображение.

Конструктор «Куборо». С помощью ресурсов «Cuboro» можно осуществлять пропедевтику инженерного образования в общеобразовательных школах. Это не только развивающая игра, в которую интересно поиграть дома с родителями или друзьями, но и возможность развития познавательных УУД: пространственного, логического мышления, воображения, креативности ребенка. Благодаря своим практически бесконечным возможностям для комбинирования «Cuboro» позволяет решать неограниченное количество задач разной степени сложности не только во внеурочном курсе, но и в учебном процессе на различных урочных занятиях. Таким образом, в игровом занятии обучающиеся получают развитие таких когнитивных способностей, как восприятие, воображение, внимание, мышление, память, логика.

Игрушка «Йо-йо». В ХVI столетии на Филиппинах пользовались похожими приспособлениями во время охоты. В Индии был найден предмет, с изображением девочки, играющей с йо-йо. Предмет был изготовлен в 1765 году. В Европе в 17-18 веках так же увлекались подобной игрушкой. И только в 20 веке йо-йо приобрело массовую популярность. И все благодаря гениальному бизнесмену Дональду Дункану, который позаимствовал идею у Филиппинского жителя.

Современная популярность йо-йо с каждым годом растет. Неудивительно ведь эта игрушка служит еще одним развлечением для детей и подростков. Для особо ловких, даже проводятся соревнования, на которых умельцы демонстрируют свои навыки в управлении йо-йо. Существует множество видов йо-йо от простых пластмассовых, до эксклюзивных металлических. Играя йо-йо ребенок будет развивать ловкость рук, а это может повысить и умственные способности, такое занятие отвлечет от затягивающих компьютерных игр. К тому же ребенок, увлекаясь йо-йо, сможет познакомиться с другими ребятами, войти в определенный коллектив и стать более общительным.

Игрушка «Пятнашки», такен – популярная головоломка, придуманная в 1878 году Ноем Чепмэном. Представляет собой набор одинаковых квадратных костяшек с нанесёнными числами, заключённых в квадратную коробку. Длина стороны коробки в четыре раза больше длины стороны костяшек для набора из 15 элементов, соответственно в коробке остаётся незаполненным одно квадратное поле. Цель игры — перемещая костяшки по коробке, добиться упорядочивания их по номерам, желательно сделав как можно меньше перемещений.

Выпущено множество вариантов головоломки. В некоторых вариантах вместо упорядочивания чисел ставится цель восстановить некоторое изображение. Вместо чисел могут использоваться буквы. Игра помогает развить память и логическое мышление.

Игрушки – антистресс «Поп-ит», Симпл-дипл», «Слинки-пружинка» для обучающихся с ОВЗ (и не только).

Изначально эти игрушки были разработаны для обеспечения сенсорного и тактильного опыта, чтобы помочь детям с нарушением внимания.

Поп-ит – это сенсорная игрушка антистресс с «пузырьками» одинакового размера, которые можно проталкивать или «лопать», что-то вроде пузырчатой пленки. Играть можно до бесконечности, как только продавили все пузырьки, переворачиваете другой стороной, начинаете заново.

Сенсорные игрушки, подобные Pop It, использовались еще в 1970-х годах. Они активируют один или несколько органов чувств: зрение, слух или осязание. Помогают с концентрацией и вниманием.

Симпл Дипл. Еще одно загадочное слово, которое мы слышим от ребенка. Это тот же Поп Ит, только меньшего размера. Часто используется как брелок.

Слинки (пружинка Радуга) - был изобретен и разработан Ричардом Джеймсом в 1943 году, изначально делалась из чёрного металла (выпускается до сих пор как ретро-издание, по размеру меньше современной). Её можно перекидывать из руки в руку и тем самым успокаивать нервы. Также она умеет «шагать» вниз по ступенькам.

Игрушки-антистрессы – это инструменты саморегуляции, помогающие сосредоточиться, успокоиться, активно слушать. Эти игрушки способны преодолеть суетливость, тревожность и беспокойство у ребенка (особенно на этапе адаптации детей с ОВЗ к новым школьным условиям). Бывают разных форм, размеров, текстур. На уроках математики данные игрушки можно использовать эпизодически, для устного счета, для изучения цветов, для счета пузырьков в пределах 10, для изучения состава чисел первого десятка, при знакомстве с пространственными преставлениями, понятиями «снизу», «сверху», «справа», «слева», «между», «предыдущее», «следующее» и др.

2) Курс внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения и работа с текстом» направлен на развитие основ читательской грамотности у обучающихся начальных классов. Для формирования навыков смыслового чтения и развития читательской грамотности необходимо решить следующие задачи:

– вырабатывать навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения, соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;

– способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом;

– обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.

Освоение данного курса дает ученику способность к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способность брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизни.

Программа внеурочного курса общеинтеллектуального направления «Интеллектика» разработана на основе курса О. А. Холодовой «Развитие познавательных способностей: информатика, логика, математика», издательство «РОСТкнига», Москва, 2017 год.

Цель курса: развитие познавательных процессов ребёнка: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, мышления;

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном игровом, неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное (и под контролем учителя) выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у школьников формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Внеурочный курс «Юный эрудит».

Формирует знания и умения, необходимые для организации интеллектуальной и учебно-исследовательской деятельности, в будущем – основы математической грамотности, а также для участия в олимпиадах, НПК, выполнения учебно-исследовательских проектов. Курс состоит из модулей, модули не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельностный и практический характер. Система занятий сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Оригинальность программы курса в том, что в ней представлено планирование занятий по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру.

3) Использование Цифрового образовательного ресурса Яндекс. учебник.

Яндекс. учебник – бесплатный цифровой сервис с заданиями по русскому языку, математике, окружающему миру, музыке и функциональной грамотности для 1-4-х классов, который был запущен в 2017 году.

Занятия в Яндекс. учебнике — это качественные учебные материалы, направленные на формирование устойчивого интереса к ученью, развитие умения учиться, учиться фокусироваться и пользоваться электронной информацией; использовать поиск, фильтрацию, классификацию, умение фокусироваться.

Задания разрабатывают опытные методисты с помощью нейропсихологов и экспертных организаций: Института русского языка имени В. В. Виноградова и Центра педагогического мастерства. Все задания составлены с учётом ФГОС начального общего образования.

В 2020 году Яндекс.учебник подготовил для ребят 1-4 классов комплекс заданий для развития элементов функциональной грамотности. Ресурс содержит три специальных блока:

А. Умение ориентироваться в источнике информации.

При выполнении заданий этого раздела ученики научатся ориентироваться в источнике информации, а также приобретут навыки поиска информации в зависимости от характера источника.

Б. Умение извлекать информацию.

Задания этого блока дадут ученикам умение определять характер нужной информации и извлекать ее из источника. Кроме того, они получат навыки определения сходства и различия информации, поданной в разных форматах.

В. Умение работать с недостающей информацией.

 Задания в этом разделе выработает у учеников умение определять характер недостающей информации и способы ее восполнения; даст навыки по нахождению разницы между информацией и собственными о ней представлениями, по отделению достоверной информации от недостоверной, по правильному формулированию запросов при поиске недостающей информации.

Польза от использования ЦОР Яндекс.учебник:

Учителям

Бессрочный бесплатный доступ к сервису учителям начальной школы и их ученикам

Единый доступ к заданиям для разных классов и предметов

Удобный инструмент для подготовки к уроку, проведения контрольных и самостоятельных работ

Аналитические инструменты для наблюдения за результатами и прогрессом каждого ученика

Экономия времени на подготовку к урокам и проверку выполненных заданий

Автоматизированная проверка домашних работ

 

Ученикам

Интересные, интерактивные задания повышают интерес и мотивацию к занятиям

Домашняя работа в электронном виде занимает меньше времени

Результат можно увидеть сразу после решения

Легко вернуться к пропущенным занятиям

4) Организация социально-интеллектуальных значимых мероприятий – это познавательные беседы, математические и литературные праздники, соревнования, конкурсы, олимпиады, интеллектуальные игры.

Педагоги, активно использующие интеллектуальные игры в урочной и во внеурочной деятельности согласны с главой Клуба интеллектуальных игр Ассоциации победителей олимпиад (АПО) Максимом Алексеевым, который говорит так: «…Интеллектуальные игры – это, прежде всего, вид досуга, в котором соревнуются как школьники, так и взрослые. Участие в интеллектуальных играх помогает развивать так называемые "4К компетенции": коммуникацию, командная работу, критическое мышление, креативность.

В игре участники учатся высказывать и критиковать мысли, работать в команде, вынуждены брать на себя ответственность за результат, работать под давлением сжатых временных сроков и в условиях сильного нервного напряжения. Как правило, успешные игроки успешны и в олимпиадах: интеллектуальные игры позволяют узнать факты, не входящие в школьную программу, а также доходить до ответа с помощью рассуждений…». Считается, что интеллектуальные игры обладают способностью развивать у обучающихся необходимые элементы функциональной грамотности.

5) Проектная, исследовательская деятельность – участие в исследовательских проектах, научно-практических конференциях. Основная идея проектной деятельности заключается в том, что учащимся предоставляется возможность самостоятельного получения функционального навыка исследования как универсального способа получения знаний, развития исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, универсальных учебных действий.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Учебное исследование с точки зрения педагогов – это средство интеллектуального развития, обучения и воспитания, которое вырабатывает и развивает специфические умения и навыки проектирования и исследования у учащихся, а именно позволяет научить:

– выделению или формированию проблемы, постановке целей и задач исследования;

– разработке алгоритма действий;

– самостоятельному поиску и отбору необходимой информации; практическому применению полученных знаний;

– проведению исследования (анализу, синтезу, обобщению);

– умению представить ход работы и результаты своей деятельности с использованием слайд-шоу и др.;

– самооценке успешности проведённого исследования.

Все данные умения являются составляющими элементами функциональной грамотности обучающихся.

6) Музейная деятельность – Музей Центра образования «Развитие» имени Д.И. Козлова вносит огромный вклад в духовно-нравственное становление и развитие читательской грамотности обучающихся школы. Ученики работают в группе музейных экскурсоводов, проводят совместно с педагогами интеллектуальные игры, заочные экскурсии, собирают информации о людях интересной судьбы – выпускниках школы, организуют конкурсы, соревнования и т.д. В ходе поисковой работы членами музея собирается, анализируется, составляется материал (тексты) о ветеранах Великой Отечественной войны, о знаменитых учителях и выпускниках школы.

В Музее проводятся уроки литературного чтения и окружающего мира, уроки, посвященные истории Великой Отечественной войны, для учащихся 1-4 классов. В Музее есть постоянно действующие экскурсионная и лекторская группы, которые выступают перед учащимися и гостями школы и проводят экскурсии по экспозициям Музея. Традиционно в Музее проходят экскурсии и беседы по темам: «Учителя и выпускники нашей школы – защитники Отечества»; «Их именами названы улицы города» и др. Ежегодно проходят смотры строя и песни, конкурс патриотической песни, видео-конкурс стихотворений по теме «Поздравляю с Днем Победы».

7) Совместная деятельность ОУ, семьи и общественности по развитию функциональной грамотности обучающихся начальных классов. Одной из педагогических задач разработки и реализации данного проекта является организация эффективного взаимодействия ОУ и семьи в целях развития функциональной грамотности обучающихся начальных классов в следующих направлениях:

– Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения тематических общешкольных и классных родительских собраний, организации консультирования родителей, выпуска информационных материалов, публикации их на сайте ОУ.

– Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных тематических мероприятий, олимпиад, конкурсов, НПК.

– Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся.

На практике функциональная грамотность является результатом обучения, усвоения и использования обучающимися программы начального общего образования, в итоге формируется человек, способный решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями; готовый успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; способный строить социальные отношения; умеющий рефлексировать, стремящийся к дальнейшему непрерывному образованию и самообразованию.

Данные умения и качества формируются посредством каждого школьного предмета и указанных курсов внеурочной деятельности. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера, задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др. Через изучение литературного чтения, математики и всех других предметов ученик приобретает способность заниматься своим обучением самостоятельно (академическая мобильность), строить конструктивные взаимоотношения с людьми, сотрудничать и работать в группе. Следовательно, на учителей, возложена большая ответственность за воспитание, обучение, развитие наших учеников, способных вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Наши педагоги дают сильные предметные знания и стараются научить применять их в реальных жизненных ситуациях. Команда педагогов школы уверена, что оригинальные урочные занятия, курсы внеурочной деятельности, разнообразные конкурсные мероприятия – это современные инновационные методики, развивающие познавательную активность обучающихся. Учителя стараются охватить все классы начальной школы и привлечь их в процесс развития функциональной грамотности, поэтому и объединились в рабочую группу. На данном этапе у ребят становится актуальным навык сотрудничества. Всем понятно, что работая в группе единомышленников, можно сделать больше, чем одному. При этом у каждого члена коллектива в процессе обучения и воспитания, направленном на развитие основ функциональной грамотности, формируются и развиваются необходимые для жизни в обществе знания, умения и навыки; социально значимые качества личности: умение учиться, трудолюбие, прилежность, упорство, честность, справедливость, терпение, уважение, активная жизненная позиция, любовь к школе, к Родине.  

В итоге реализации проекта обучающиеся достигнут следующих результатов:

– устойчивый познавательный интерес к предметам общеинтеллектуального направления, понимание смысла мероприятий интеллектуально-социальной направленности,

– получат возможность усвоить основы функциональной грамотности: способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию,

– потребность к прочному овладению интеллектуальными знаниями и разнообразными способами деятельности,

– порыв к самостоятельной умственной деятельности, креативность, высокий интеллектуальный уровень,

– самообразование, самооценка, самоконтроль, рефлексия, навыки работы в команде.

Количество просмотров: 754  

Добавить комментарий

Target Image
1. Активные методы и приёмы развития функциональной (читательской и математической) грамотности младших школьников
2. Развитие связной речи через двигательную активность
3. Будущие первоклассники
4. Занятие по развитию речи по теме «Продукты» в старшей логопедической группе с использованием программируемой игрушки
5. Время летит вперёд, или Программируемые игрушки
6. Долгосрочный проект для дошкольных образовательных организаций «Экологическое воспитание посредством экотропы в дошкольной образовательной организации»
7. Синдром самозванца – новый вызов современному человеку
8. «Азбука знаков»
9. Зимние Олимпийские игры в детском саду
10. «А что внутри?»: проектная деятельность как инструмент развития личности ребенка
11. «Тыквенный спас»: нетрадиционный праздник начала зимы по инициативе детей
12. Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Что мы Родиной зовем?»
13. Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Интерактивная программа для дошкольного возраста «Правила дорожного движения с Умным Ёжиком»
14. Размышления о роли наставника
15. «День борща»: праздник в детском саду
16. Квест-игра как одна из форм организации образовательного процесса
17. Русская народная небылица на занятии изобразительного искусства в подготовительной группе
18. «Со сказками играем, детей развиваем»
19. Приёмы TED-технологии на уроках русского языка и литературы как фактор успешного развития функциональной грамотности учащихся
20. «Поле чудес» для детей 1 класса и их родителей

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы