Приёмы TED-технологии на уроках русского языка и литературы как фактор успешного развития функциональной грамотности учащихся

 
 

Слепцова Виктория Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ Венгеровская средняя школа № 2

Венгеровского района Новосибирской области

 

Приёмы TED-технологии на уроках русского языка и литературы как фактор успешного развития функциональной грамотности учащихся

«Человек победит. Человека?» (Станислав Ежи Лец «Непричёсанные мысли»)

– Как вы понимаете данное высказывание? Темой какого урока или какого предмета могла бы быть эта цитата?

Я использовала её на уроке литературы в 10 классе при изучении «Темы народа в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева».

– А цитата «Когда обезьяна расхохоталась, увидев себя в зеркале, – родился человек». (Станислав Ежи Лец «Непричёсанные мысли») могла бы стать темой какого урока? (Литература 8 класс тема «Журнал «Сатирикон»).

Такие яркие цитаты – обязательное условие формата TED.

Что такое формат TED?

Формат TED – это формат представления хорошо подготовленных идей, то есть обучение через говорение. Следовательно, этот формат можно использовать на любом этапе урока для развития учащихся и формирования функциональной грамотности.

Выступление в стиле TED – это не просто рассказывание историй, это пробуждение эмоций, а следовательно, повышение мотивации к изучению предмета.

В своей практике использую следующие приёмы TED-технологии.

– Цитата (смотри выше)

– Триггер предмет, запах, звук, фраза, которые заставляют нас вспомнить одно и то же.

Например, кораблик с алыми парусами можно использовать при изучении феерии А. Грина «Алые паруса». А куклу на литературе в 7 классе при изучении рассказа Е. Носова «Кукла».

История из собственной жизни.

– Ребята, вчера вечером я потеряла телефон, оказывается, я забыла его в школе. А нужен он мне был для того, чтобы написать вам в группу, чтобы вы не забыли сегодня прийти в парадной форме. Но потом я успокоила себя тем, что вы предупреждены и понадеялась на вашу ответственность.

В связи с этим, у меня возник вопрос. Можно ли представить себе жизнь без телефона?

– Трудно, но можно. У ваших родителей в детстве не было телефонов. К тому же, я провела вечер без телефона.

– А можно ли представить себе жизнь без электричества? «Тоже трудно, - наверное, скажете вы, но мы знаем, что раньше люди читали и писали при свечах или лучине и только в советское время по всей стране зажглись электрические лампочки».

– А попробуйте представить себе жизнь без языка… Вообразить такое невозможно.

– Ребята, а зачем изучать язык? Мы же умеем говорить и понимаем друг друга?

– Значит, с какой целью вы идёте на уроки русского языка?

Неожиданность (видеофрагмент)

Прослушайте фрагмент песни из фильма «Ирония судьбы, или с Лёгким паром». Как эта тема может быть связана с нашим уроком? Как вы думаете, кто автор этих строк? (Литература 7 класс  Б. Л. Пастернак «Никого не будет в доме»)

Аудиозапись

– Ребята, на днях я ехала в автобусе в школу и услышала диалог сопровождающего и школьников. Давайте прослушаем его.

– Ребята, чей это рюкзак? Кто вчера оставил в автобусе?

– Олег Анатольевич, это Данила!

– Точно евоный рюкзак?

– Вроде евойный.

– Нет, Олег Анатольевич, это Юлина сменка.

– Нет, Степан, не ейная!

– Ребята, так чья тогда?

– А вы спросите у ихнего классного руководителя!

Какие ошибки допустили собеседники? (употребление местоимений). А давайте запишем их в исправленном виде. (6 класс русский язык «Притяжательные местоимения»)

Частный детектив или…

Так в 5 классе на уроке русского языка при изучении темы «Письмо» на этапе закрепления учащимся предлагалось предложение «Мой приезд на каникулы пока откладывается». Ставилась задача извлечь из него всю заключенную в нем информацию и изложить её в форме связного текста (письма).

А что, если…

Так на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье», в 6 классе при изучении темы «Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» ребятам предлагалось написать сочинение на тему «А что, если я был бы героем картины. Что я увидел бы…»

Инфографика

Представление информации в синтетической форме, сочетающей визуализацию (рисунки, схемы, диаграммы, графики, символы) и тексты.

Сериал

Суть игры: играть в течение года (10 минут в неделю). Каждый понедельник ученик, написавший серию, отдаёт следующему ученику (по желанию). Условия: писать так, чтобы можно было продолжить дальше.

Так в 5 классе мы начали писать сериал «Приключения 5б класса» и продолжили его в 6 классе. Первую серию написала я, далее следующую серию писал любой желающий ученик в течение недели.

1 серия

– Та-да-да-да-да! – раздалось вместо «Пора просыпаться, время семь ноль-ноль!»

– Что за странные звуки?! – подумала я, медленно просыпаясь… Нет, это не будильник…

– Кошмар! Я проспала! – молнией пронзила меня мысль. Взглянув на часы, поняла, что всего на пятнадцать минут. Ничего, время есть. Я подскочила и помчала в ванную умываться.

– Что за черт?! Батарейки сели в зубной щётке… Полезла в шкафчик доставать новые.

После водных процедур прошла на кухню, включила чайник… Раздался громкий хлопок…

– Аааааа, что это? – испугалась я от внезапно наступившей темноты. Спустя мгновение пришло осознание, что это перепад напряжения… но чайник сгорел…

– Ну что ж, чаю мне, видимо, не попить… Поеду на любимую работу!

Я подошла к шкафу, достала свое любимое платье… Иии…. Увидела, что оно мятое.

– Как ты могла про него забыть?!!! – ругала я себя… Придётся ехать в брюках…

– Да уж, Виктория Николаевна, день уже с утра не задался… Что же будет дальше?! - недоумевала я, подходя к школьной калитке.

Школа встретила меня как всегда вихрем детских улыбок, смеха и рабочей суеты.

– Фух, всё хорошо! - выдохнула я и тут же забыла об утренних происшествиях.

– Во все столетья учились дети! – напевая, шла я на урок в свой любимый 5 «Б», даже не подозревая о том, что ждет меня там, за дверью…

Помню, когда взялась за дверную ручку, в сердце что-то кольнуло предупреждающее… но

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», - проговорила я и открыла дверь.

А там….

2 серия

Все ребята на удивленье сидели на своих местах. Парты были ровно расставлены. С доски было все стерто. И тут ребята сказали хором:

– Здравствуйте, Виктория Николаевна!

– Здравствуйте, ребята! А почему все так тихо, вы все спокойны? Не шумите, как всегда?!

Ребята ответили:

– Виктория Николаевна, знаете… Мы просто поняли, что вели себя неправильно: шумели, обзывались, дрались…

«Гмм… Что-то тут не чисто… а хотя, может, они и правда захотели измениться...», – подумала я.

Вторым уроком у ребят была математика, и они ушли в другой кабинет.

Я была очень рада, что 5 «Б» изменились.

Все уроки также проходили гладко: на ребят не было ни одной жалобы… Я была счастлива!

Вот и прошел этот итересный день… Ребята ушли домой, я стала проверять их домашние работы…

Но тут мне звонит Светлана Михайловна Русинова со словами…

Правила подачи материала в формате TED.

1. Создайте эмоциональную связь. Заставьте слушающих вас смеяться или даже плакать!

2. Комментируйте другие выступления, хвалите или критикуйте.

3. Покажите себя настоящего: делитесь своими увлечениями, своими мечтами и даже своими страхами. Будьте уязвимым: говорите и о провалах, и об успехах.

4. Не зачитывайте выступление. Можно иметь небольшие заметки. Но если выбор стоит между чтением и бессвязной речью - читайте!

5. Заканчивайте вовремя. Затягивать выступление - значит воровать время у людей, идущих за вами.

Думаю, что приёмы формата TED - один из факторов, влияющих на успешное развитие функциональной грамотности обучающихся.

Список литературы

1. Ковалева, Логинова, Авдеенко: Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2/ Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова, Н.А. Авдеенко. – Москва: Просвещение, 2023. – 158с.

2. Лец С.Е. Непричёсанные мысли / Перевод с польского, послесловие М. П. Малькова. – СПб: Академический проект, 1999. – 173 с.

3. Функциональная грамотность: вызовы, решения, эффективные практики. Материалы XXIII международных педагогических чтений, посвященных 80-летию Победы в Сталинградской битве, Году педагога и наставника в РФ и 200-летию К.Д. Ушинского/ Науч. ред.: А.Н. Кузибецкий, Л.К. Максимов. – Волгоград, РИЦ ГАУ ДПО «ВГАПО», 2023. – 300 с.

Количество просмотров: 1356  

Добавить комментарий

Target Image
1. Активные методы и приёмы развития функциональной (читательской и математической) грамотности младших школьников
2. Развитие связной речи через двигательную активность
3. Будущие первоклассники
4. Занятие по развитию речи по теме «Продукты» в старшей логопедической группе с использованием программируемой игрушки
5. Время летит вперёд, или Программируемые игрушки
6. Долгосрочный проект для дошкольных образовательных организаций «Экологическое воспитание посредством экотропы в дошкольной образовательной организации»
7. Синдром самозванца – новый вызов современному человеку
8. «Азбука знаков»
9. Зимние Олимпийские игры в детском саду
10. «А что внутри?»: проектная деятельность как инструмент развития личности ребенка
11. «Тыквенный спас»: нетрадиционный праздник начала зимы по инициативе детей
12. Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Что мы Родиной зовем?»
13. Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Интерактивная программа для дошкольного возраста «Правила дорожного движения с Умным Ёжиком»
14. Размышления о роли наставника
15. «День борща»: праздник в детском саду
16. Квест-игра как одна из форм организации образовательного процесса
17. Русская народная небылица на занятии изобразительного искусства в подготовительной группе
18. «Со сказками играем, детей развиваем»
19. Приёмы TED-технологии на уроках русского языка и литературы как фактор успешного развития функциональной грамотности учащихся
20. «Поле чудес» для детей 1 класса и их родителей

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы