Долгосрочный проект для дошкольных образовательных организаций «Экологическое воспитание посредством экотропы в дошкольной образовательной организации»

 
 

Геращенко Ирина Васильевна,

методист первой квалификационной категории

МКОУ ДО «ММЦ» Чулымского района Новосибирской области

 

Долгосрочный проект для дошкольных образовательных организаций «Экологическое воспитание посредством экотропы в дошкольной образовательной организации»

Все больше внимания уделяется проблемам экологического воспитания, в наше время они вышли на первый план. Причина этих проблем зачастую в деятельности человека в природе, его отношения к ней, люди стали относиться к природе только как к источнику сырья и дохода. Это происходит из-за того, что мало внимания уделяется экологическому воспитанию, знакомству детей с живой и неживой природой. В дошкольном детстве закладываются не только основы личности, но и позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Согласно ФГОС ДО, развитие детей в ДОО должно быть направлено на приобретение опыта в ряде основных видов деятельности, в том числе и в сфере экологического воспитания. Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно входит в жизнь дошкольных образовательных организации.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, к завершению обучения необходимо заложить в ребенке основы экологической культуры, а именно бережного отношения к объектам природы, понимания ценности жизни живых существ, осознание и выполнение правил поведения на объектах природы, а также навыки ухода за растениями и животными. Таким образом, воспитание экологической культуры становится одним из наиболее важных аспектов воспитания дошкольников.

Городской и даже сельский ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются эмоциональные впечатления, которые остаются в памяти человека. Исходя из этого, именно в детском саду необходимо создание экотропы, отражающей особенности экосистемы.

Цель создания экотропы: формирование основ экологической культуры и любви к природе родного края в процессе ознакомления дошкольников с миром природы через практическую деятельность с живыми объектами (наблюдение, исследовательская деятельность, работа с дидактическим материалом), формирование представлений о взаимосвязях в экосистеме.

Условия реализации цели проекта:

1. Использование окружающей природной и социокультурной среды дошкольной образовательной организации как ресурса экологического воспитания и развития детей.

2. Анализ содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами ФГОС (познавательный, ценностный, нормативный, деятельный), включая аспекты социокультурного мира.

3. Консультирование и сопровождение педагогов и родителей к реализации цели проекта по экологическому воспитанию детей, включающую социальный, психолого-педагогический и методический аспекты.

4. Систематизация педагогического процесса экологического воспитания детей.

Задачи создания экотропы в ДОО:

– способствовать внедрению и развитию вариативных форм работы с детьми и повышению уровня профессиональной готовности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

– формировать у детей экологически грамотное поведение в природе;

– формировать чувства сопереживания всему живому и бережного отношения к живой и неживой природы родного края;

– систематизировать и обогащать знания детей средствами экотропы;

– способствовать развитию познавательного интереса ребёнка, расширению кругозора, сохранения и укреплению здоровья детей;

– воспитывать у детей любовь к природе.

Объект исследования: система экологического воспитания детей дошкольного возраста через создание экотропы на территории ДОО.

Предмет исследования: условия эффективности применения эко-тропы и влияние ее на эколого-краеведческое образование детей дошкольного возраста.

Участники проекта: коллектив дошкольной образовательной организации, родители (законные представители), воспитанники детского сада.

Сроки реализации: долгосрочный проект (1-3 года)

Этапы проекта:

1. Организационно-диагностический этап:

1.1. Изучение методической литературы по проблеме исследования.

1.2. Обследование территории детского сада в целях выделение места для объектов экотропы.

Обследуя территорию ДОУ, необходимо разработать маршрут, который будет проходит через различные экологические системы, имеющие эстетическую и природоохранную ценность, где дети получат информацию о природных объектах.

1.3. Создание и разработка маршрута экотропы.

Создавая объекты экотропы, педагогам необходимо воссоздать фрагменты разных сообществ растительного и животного мира, что поможет в дальнейшем познакомить детей с представителями флоры, фауны и экосистемами.

Центры экотропы:

«ОБЬЕКТ Сельский дворик»;

«ОБЬЕКТ Юный садовод»

«ОБЬЕКТ Мини-водоем»;

«ОБЬЕКТ Юного Метеоролога»;

«ОБЬЕКТ Лесополоса»;

«ОБЬЕКТ Здорового дошкольника»;

«ОБЬЕКТ Тихий уголок».

2. Основной практический этап:

2.1. Определение экосимвола

Желательно, чтобы начиналась экотропа сразу при входе на территорию детского сада. Первое, на что должны обратить внимание гости ДОО (родители, дети и т.д.) – это стенд с маршрутом, на котором указаны все объекты экотропы с изображением символа экотропы, это могут быть «Эколята» или персонаж, олицетворявший экологическую направленность.

2.2. Описание объектов экотропы

«ОБЬЕКТ Сельский дворик»

Цель: расширять представления и знания детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений домашних животных, их роли в жизни человека, познакомить с правилами безопасного поведения при контакте с домашними животными, учить ухаживать за домашними животными.

Необходимые атрибуты объекта: небольшой домик, колодец, домашние животные, птицы (объёмные муляжи, фигуры, вырезанные из фанеры или пластика) в натуральную величину с выраженными особенностями внешнего вида. Эстетически оформленная инсталляция становится объектом для изучения и наблюдения.

«ОБЬЕКТ Юный садовод»

Цель: расширять и закреплять знания о растениях, знакомить детей с особенностями внешнего вида (овощных, плодовые, злаковые, прядильные, декоративные, лекарственные) культур, условиями их роста. Уточнить особенности развития и использования в быту, в народной медицине, учить осторожно обращаться с некоторыми растениями. Развивать умения рационального использования растений для здорового образа жизни, учить собирать и сушить лекарственные растения.

Объект юного садовода поможет вызвать у детей большой интерес к посильному труду, исследованиям, сформирует представления о разнообразии растений, их особенностях, научит дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть её красоту.

Вид сада можно сделать классическим. Клумбы, вазоны из бросового материала и природных камней, грядки из дерева и т.д. Здесь необходимо посадить такие растения, которые находятся в отдалении, и дети не могут видеть их рост и сбор. Каждая группа ДОО в идеале может имеет свою грядку и ухаживает за ней.

В теплое время года можно разместить муляжи разнообразных насекомых (пчелы, осы, бабочки, шмели и т.д.) для формирования познавательного интереса и бережное отношение к насекомым.

Фитоклумбы сделать в виде лекарственной упаковки для каждого растения своя так называемая таблетка (зверобой, мать и мачеха, календула, мята, подорожник, душица и другие).

«ОБЬЕКТ Мини-водоем»

Цель: знакомить детей с водоёмами и обитателями воды, помочь понять, что водоем – это сообщество разных организмов, воспитывать грамотное поведение у водоёма. Привлекать детей к посильному труду (содержание водоема в чистоте, частичная замена воды).

Для водоема необходимо приобрести пластиковую ёмкость, вкопать ее в землю и заполнить водой, вокруг водоема необходимо расположить влаголюбивые растения, важно выбирать растения с учетом особенностей их роста. А также заселить водоем обитателями (муляжи- утки, лебеди, рыбки и т.д.).

«ОБЬЕКТ Юного Метеоролога»

Цель: формировать у детей элементарные представления о погоде и её значении в жизни человека и природы.

«Метеостанция» является важной составной частью работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, представляющая из себя щит с размещенным на нем специальным оборудованием, предназначенным для обучения детей элементарному прогнозированию погоды.

Наполняемость объекта: флюгер, термометр, компас, барометр, дождемер (осадкомер), ветряной рукав, снегомер, анемометр, солнечные часы, гигрометр, стол для фиксирования наблюдений или стенд для наблюдений, ловец облаков, вертушки, султанчики, ветерки.

Наблюдая за изменением погоды, дети научатся анализировать, делать выводы и зарисовывать их.

«ОБЬЕКТ Лесополоса»

Цель: углубить и обобщить знания детей о лесе, о деревьях, редко встречающихся в Сибири и деревьев нашей местности; способствовать развитию умения видеть красоту дерева в разное время года, закреплять правила поведения в лесу.

На этом объекте желательно посадит такие деревья как, царь леса кедр, матушка береза, дуб, клён, так же плодоягодные калина, рябина и первоцветы. Незабываем и о жителях леса (муляжи диких животных, живущие в наших лесах) в натуральную величину с выраженными особенностями внешнего вида. Для того чтобы научить детей определять возраст дерева на отведенной территории под лес, надо разместить старый пень (в идеале срубленное полено диаметром 40 см) вблизи от него воссоздать муравейник (муляж с фигурками муравьёв), который поможет углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформировать представления о роли муравьев в жизни леса.

На деревьях разместить кормушки, так называемую «Птичью столовую» цель которой – воспитывать у детей доброе отношение к пернатым друзьям; расширить знания детей о птицах, их особенностях, повадках, помочь понять зависимость жизни птиц от смены времен года и не только.

Таким образом, интерес к объекту «лесополоса» не заканчивается только весеннее — летним периодом. Кроме этого, «Птичья столовая» является эстетическим украшением в любое время года, а его обустройство именно в этом центре способствует выполнению требований РППС (полифункциональность и вариативность).

Для знакомства детей с условиями произрастания грибов показать взаимосвязанность объектов в природе, напомнить детям правила осторожного обращения с грибами, на территории лесополосы разместить макеты грибов, произрастающих в сибирском регионе.

«ОБЬЕКТ Здорового дошкольника»

Цель: использовать природные ресурсы для закаливания детского организма и профилактики плоскостопия и создания положительного эмоционального настроя. Из бросовых и природных материалов: песок, цветная галька, шишки, веточки, пробки, большую часть поверхности дорожки засеять мягким газоном выложить дорожку здоровья.

Для формирования устойчивой привычки к режиму двигательной активности, объект необходимо снабдить выносными спортивными снарядами, способствующими развитию двигательных навыков и укреплению здоровья детей, а также разработать картотеку подвижных экологических игр на все возрастные группы для удобства проведения в условиях эко-тропы.

«ОБЬЕКТ Тихий уголок»

Данный объект предназначен для восстановления психологического и эмоционального комфорта.

Объект необходимо оборудовать таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесом за столиками, поделиться впечатлениями, а также заняться продуктивной деятельностью (изготовлением поделок из природного материала или зарисовать свои наблюдения). Все это будет способствовать улучшению эмоционального и физического самочувствия детей.

3. Заключительный этап

Ожидаемый результат. Комплексная, вариативная экотропа, каждый компонент которой отвечает педагогическим принципам:

– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

– наглядность;

– системность;

– доступность;

– сезонность.

Экотропа даст возможность сформировать активную позицию экологической и общественно-значимой деятельности ребёнка-дошкольника в дополнение к существующей системе занятий и наблюдений, прописанных в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Оборудованная территория ДОО позволит вести системную воспитательно-образовательную работу с воспитанниками во время проведения экологических праздников, развлечений, прогулок, познавательной деятельности, организованной досуговой деятельности с семьями воспитанников детского сада.

В результате реализации проекта для каждого объекта экотропы разработаны:

– кейс-технологий по экологическому воспитанию дошкольников (кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках НОД);

– мнемотаблицы, плакаты, наглядный материал;

– картотеки экологических игр, занятий;

– цикл тематических мероприятий;

– подбор художественной литературы для реализации проектной деятельности.

Проект «Экологическое воспитание посредством экотропы в дошкольной образовательной организации» поможет решить задачи экологического, нравственного, умственного и физического воспитания детей через знакомство с природой; создать комфортные условия для прогулок детей. Позволит активировать творческий потенциал всего коллектива детского сада по созданию благоприятных условий для пребывания детей в ДОО, по формированию гражданской позиции воспитанников и обеспечению эстетики при благоустройстве территории дошкольной организации.

Защита проекта, обобщение опыта:

– представление проекта на уровне района, города;

– анкетирование родителей с целью выявления степени удовлетворённости работой педагогов в данном направлении;

– составление сборника рекомендаций по дальнейшей работе по экологическому воспитанию в рамках экотропы.

Данный проект может быть реализован на базе любого дошкольного учреждения.

Предполагаемые формы и методы работы с детьми на экологических объектах экотропы:

– экологические беседы, развлечения, досуги; 

– наблюдения в природе; 

– экспериментальная деятельность; 

– экскурсии по объектам экотропы; 

– целевые прогулки; 

– КВН, викторины, квест-игры, экологические конкурсы; 

– чтение художественной литературы;

– обсуждение и проигрывание ситуативных задач;

– трудовая деятельность посильная детям совместно с родителями и педагогами ДОО;

– «Красная книга природы», коллекционирование;

– театрализация, инсценировки;

– дидактические, имитационные игры, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные игры.

Литература

1. Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. – М., 2009.

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Логос, 2010.

3. Комарова Т. С. Эстетическая развивающая среда. – М., 2005. – 128 с.

4. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду. – М., 2010.

5. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

6. Родионова О. Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2000.

Количество просмотров: 1062  

Комментарии

Очень интересный материал
Буду очень рада если проект будет реализован в ДОО. Основная миссия проекта - формирование экологического сознания детей, непосредственное общение с живой природой.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Активные методы и приёмы развития функциональной (читательской и математической) грамотности младших школьников
2. Развитие связной речи через двигательную активность
3. Будущие первоклассники
4. Занятие по развитию речи по теме «Продукты» в старшей логопедической группе с использованием программируемой игрушки
5. Время летит вперёд, или Программируемые игрушки
6. Долгосрочный проект для дошкольных образовательных организаций «Экологическое воспитание посредством экотропы в дошкольной образовательной организации»
7. Синдром самозванца – новый вызов современному человеку
8. «Азбука знаков»
9. Зимние Олимпийские игры в детском саду
10. «А что внутри?»: проектная деятельность как инструмент развития личности ребенка
11. «Тыквенный спас»: нетрадиционный праздник начала зимы по инициативе детей
12. Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Что мы Родиной зовем?»
13. Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Интерактивная программа для дошкольного возраста «Правила дорожного движения с Умным Ёжиком»
14. Размышления о роли наставника
15. «День борща»: праздник в детском саду
16. Квест-игра как одна из форм организации образовательного процесса
17. Русская народная небылица на занятии изобразительного искусства в подготовительной группе
18. «Со сказками играем, детей развиваем»
19. Приёмы TED-технологии на уроках русского языка и литературы как фактор успешного развития функциональной грамотности учащихся
20. «Поле чудес» для детей 1 класса и их родителей

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы