Активизация познавательного интереса при обучении чтению детей-инофонов

 
 

Павленко Наталья Юрьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 77 г. Новосибирска

 

Активизация познавательного интереса при обучении чтению детей-инофонов

В настоящее время из стран СНГ в Россию хлынул поток мигрантов. Так в Новосибирской области сформировалась одна из самых больших езидских общин. Естественно, что их дети пришли учиться в наши школы, но у них возникают проблемы языкового и социального характера.

Впервые такой класс я набрала в 2000 году в количестве 25 человек, и все они были – езиды.

Большая часть этих детей имеет низкий уровень школьной готовности. Они плохо понимают русский язык, испытывают трудности в общении со сверстниками. Возникают сложности в адаптации к новой языковой среде. Поэтому детям-инофонам тяжело даётся усвоение школьной программы, что снижает их самооценку, негативно сказывается на отношениях с окружающими, почти автоматически снижает социальный статус ребёнка.

Никто из моих учеников детский сад не посещал, потому что в езидских семьях существуют традиции семейного воспитания; семьи многодетные, родители сами плохо владеют русской речью и не могут помочь детям в обучении.

Передо мной встала проблема: с чего же начать, как создать комфортные условия для учащихся, чтобы они овладели русским языком? Я стала вводить в учебный процесс приёмы активизации, учитывая:

– индивидуальные особенности каждого ребёнка;

– тип организации (какая форма является более подходящей для выполнения намеченной цели);

– методы (какими дидактическими и организационными методами можно добиться цели);

– средства, необходимые для достижения цели;

– время, в течение которого организуется подготовка и организация выбранных форм.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

– отстаивать свое мнение;

– принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

– ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

– рецензировать ответы товарищей;

– оценивать ответы и письменные работы товарищей;

– заниматься обучением отстающих;

– объяснять более слабым учащимся непонятные места;

– самостоятельно выбирать посильное задание;

– создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий.

Показателем развития познавательной активности являются творческие способности детей. Детям очень нравится выдумывать, проявлять оригинальность, нешаблонность. Например, нарисовать птицу счастья, придумать фамилию отрицательному герою, описать несуществующее животное, дать ему имя, придумать вредные советы. Любая творческая деятельность является результатом создания чего-то нового, необычного. Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое, новое. Если он понял, что и как нужно выполнять, то он получит свой результат, который непременно должны увидеть как можно большее число людей. Если ребёнок уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, то ему захочется творить и придумывать новое дальше. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания. Например, при чтении литературных сказок я предлагаю учащимся:

– нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;

– вылепить героя из пластилина;

– разыграть сценку;

– сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами;

– подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку;

– подобрать пословицы и поговорки по различным темам;

– придумать экспозицию басни;

– составление литературной мозаики;

– составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение;

– разгадывание кроссвордов.

Для развития творческой активности на уроке я использую нестандартные задания:

– составление и доработка текстов. Например: Перед вами текст. Ваша задача подобрать к именам существительным имена прилагательные. Сделать так, чтобы описание стало ярким;

– творческие пересказы, которые предполагают передачу текста с какими-либо изменениями. Он тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позицию разных героев, сопереживать им;

– описать, что могло предшествовать ситуации, изображённой в произведении;

– заменить рассказчика;

– изменить грамматическое время глагола;

– придумать, как могли разворачиваться события дальше.

В своей практике обучения детей-инофонов использую различные виды уроков.

1. Диалоговые уроки.

В многонациональном классе эффективными стали диалоговые уроки. В начальной школе они занимают достойное место. Ребёнок в младшем школьном возрасте хочет быть услышанным, и диалогический урок представляет ему для этого возможность. Перспективы диалогового урока большие, так как он готовит детей к жизни, учит общаться, формирует художественный вкус, гражданскую идейно-нравственную позицию.

Диалоговые уроки я разбиваю на этапы:

1 этап – прослушивание диалога с показом персонажей на картинках.

2 этап – трансформация диалога. Дети воспроизводят диалог, вводя в него свои имена и имя учителя.

3 этап – беседа с детьми: дети называют свои имена и имя учителя.

4 этап – перекличка. Я называю имена детей. Ребенок встаёт и называет своё имя.

5 этап – работа по картинкам и беседа.

6 этап – произносительные упражнения. Дети имитируют услышанные звуки.

7 этап – заучивание наизусть текста.

8 этап – работа над текстом.

Текст прослушивается, проводится работа, направленная на его запоминание, инсценируется. В качестве текста для прослушивания и дальнейшей инсценировки я брала русские народные сказки «Теремок, «Колобок».

2. Урок-инсценировка.

Инсценирование даёт детям возможность развивать свои творческие способности и личные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.

Инсценирование очень нравится моим детям. Они с удовольствием учат роли, готовят костюмы. Со спектаклями мы выступали не только в классе, но и в школе. На районном семинаре директоров школ мы показали открытое внеклассное мероприятие «По дорогам русских народных сказок», «Новые приключения Буратино».

3. Урок-игра.

Активно в своей деятельности использую игровые методы. Игра помогает не только в обучении, но и в воспитании детей, так как помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В игре я лучше узнаю своих воспитанников их характер, организаторские способности, творческие возможности, игра помогает установить с детьми более тесный контакт.

Я использую сюжетные, ролевые, дидактические, музыкальные и другие игры. Любимые игры моих детей:

– «Прочитай как…». На доске появляется герой (медведь, Незнайка, колобок, Винни-Пух и т. д.), голосом которого нужно прочитать отрывок их текста или стихотворения.

– «Сколько точек – столько букв» По очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика. В конце игры дети вспоминают все слова и некоторые записывают в тетрадь, ставя в скобках цифру, соответствующую количеству букв.

– Чтение «Кто играет в прятки?» В случайном наборе букв надо найти и прочитать слова, узнать, кто играет в прятки – звери, птицы, насекомые или кто-то еще. Эта игра помогает детям пополнить словарный запас, развивает у них внимание и зоркость при чтении. Карточки можно использовать как орфограммы на уроках русского языка, окружающего мира.

В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям, викторины, кроссворды, отгадывание имён литературных героев. Фамилий авторов, названий произведений по серии вопросов. Такие игры построены на словесном материале и разделяются следующим образом:

-игры и упражнения по развитию речи;

-литературные головоломки, игры со словами;

-литературные викторины.

В процессе литературных игр развиваются интеллектуальные, волевые качества личности, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки способности детей. Уроки чтения, проживаемые в игре, помогают ещё раз пережить эмоциональную радость от встречи с литературными героями, узнать о новых, ещё непрочитанных книгах. Такие уроки пробуждают интерес к чтению, нахождению нужного произведения в библиотеке.

Важное место на уроках (особенно, когда в классе 50 % детей-инофонов) занимает наглядность. На начальном этапе обучения детей-инофонов наглядность является одним из важнейших средств. При показе не ограничиваюсь только названием того или иного предмета. Предлагаю детям задание дать характеристику предмету, размер предмета (большой или маленький), какого он цвета, для чего он предназначается, например: яблоко круглое, большое, красное, яблоко едят, оно сладкое и т.д.

Подобные задания провожу с самого начала обучения чтению. Такие задания способствуют выработке у детей правильного представления о предметах, учат логически мыслить. На уроках литературного чтения использую иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Методически правильное привлечение наглядности на разных этапах обучения чтению в многонациональном классе обеспечивает быстрое накопление словарного запаса и выработку навыков использования слов в речи.

Орфографические пятиминутки, рифмовки – это еще один способ, который способствует совершенствованию речевой культуры учащихся. Стихотворная форма помогает направить внимание детей на изучение родного языка и значительно облегчает запоминание правил. Становление и развитие орфографической зоркости проходит легко и эффективно, если оно осуществляется доступными для ребёнка данного возраста средствами. Рифмованные упражнения достаточно лёгкие, способные вызвать интерес. Они служат для выделения орфограммы и запоминания её правописания в стихотворной форме. Чувство ритма прекрасно объединяет класс в коллективном труде. Но самое главное, ритм непроизвольно и довольно значительно интенсифицирует процесс обучения. Работа над рифмой стихотворных упражнений тесно связана с главной задачей первоначального чтения и письма – развитием фонематического слуха. В процессе такой работы школьники непроизвольно совершенствуют речевой слух, развивая через него потенциальные способности к языку. Рифма привлекает детей забавной игрой слов и созвучиями их формы.

Эти формы работы очень нравятся детям, позволяют им проявлять свои творческие речевые способности. Но наряду с этим есть и проблемы. Некоторые задания, вызывают у детей-инофонов большие трудности, так как они не понимают фразеологические обороты, не могут часто объяснить пословицы. Также мои дети-инофоны испытывают трудности в написании сочинений, так как не только нужно придумать, но и логически выстроить предложения, раскрыть тему и написать без ошибок. Поэтому работу над сочинением я начинаю задолго до его написания.

Наш класс готовится к сочинению «Поздняя осень». Всю неделю на уроках чтения читаем рассказы и стихи об осени. Составляем рассказы по картинкам, запоминаем красивые слова. Затем я приглашаю детей в парк, предлагаю присмотреться к тому, какая осень сегодня: какое сегодня небо, какой воздух, как выглядят деревья, клумбы, трава, кусты, городские улицы. Также предлагаю прислушаться к голосу птиц, оставшихся у нас зимовать. Я направляю внимание учащихся от одного объекта к другому, дети с моей помощью находят нужные слова, чтобы как можно лучше нарисовать картину осеннего дня. Важно заставить детей выражать вслух свои мысли и чувства, находить точные и выразительные слова для описания увиденного. На следующем уроке мы обсуждаем впечатления от экскурсии, составляем план сочинения, идёт работа над новыми словами. Учащиеся устно составляют рассказы по плану, идёт работа над орфограммой.

Используя дифференцированный подход, делю учащихся на группы. Дети получают задания:

1 группа работает над деформацией текста (это могут быть сильные учащиеся).

2 группа находит в тексте знаки препинания и расставляет их.

3 группа выбирает из текста слова на тему осень.

Затем составляем коллективно-групповое сочинение. Разбираем его устно, проводим работу над ошибками. После такой работы детям предлагается написать индивидуальные сочинения, но для того чтобы они не были похожи друг на друга, я даю разные темы. Например, для более сильных детей тема сочинения может быть «Путешествие осеннего листочка».

Большую роль в организации и проведении урока играют ИКТ. Мой кабинет полностью оснащен техническими средствами обучения.

Использование компьютера является одним из эффективных поддерживающих средств в обучении. Современным детям он доступен. Систематическая работа с ним формирует у младших школьников интерес не к частым результатам (получение только отметки за выполненную работу), а и к самой работе с языковым материалом, в процессе которой развивается познавательная активность детей. Компьютерные технологии могут быть органично включены в любой этап урока: во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, при обобщении и закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Кроме того, с помощью данных технологий можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Компьютер помогает вовлечь всех учеников класса в литературное творчество. Активно подходит работа с фразеологизмами, скороговорками, загадками, пословицами и словарная работа. Глубокое изучение темы достигается не только фронтальной работой, но и в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом. Дети с интересом принимают участие в поиске информации и подготовке сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек. В данном случае компьютер является информационно-обучающим пособием.

Многие детские произведения экранизированы, это даёт возможность использовать фрагменты фильмов на уроках литературного чтения. Презентации, приготовленные к урокам литературы, помогают учащимся образно представить изучаемое произведение любого жанра. Продуктивность уроков с использованием информационных технологий очень высокая, а также высок уровень познавательной активности учащихся.

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если я не буду включать в их содержание аудиосредства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает у детей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. На уроках литературного чтения я имею возможность обогатить содержание урока не только интересными и увлекательными заданиями типа кроссвордов и ребусов, но и даю детям представление об авторе, которые создавали произведение.

Подобранные упражнения в своей основе содержат зрительное восприятие буквенного изображения слова, соотношение записи слов с рисунками, построение предложения с постепенным его расширением. Я использую программу «Развитие речи», автор доктор педагогических наук А.В. Молокова. «Весёлая читайка» (обучение буквам, слогам и словам в увлекательной игровой форме, развитие логического мышления) – руководитель проекта Круглов Денис. «Русский язык» 1-3 классы – научный руководитель кандидат педагогических наук Ю.Г. Молоков, авторы Р.А. Байтингер, С.В. Самойленко, О.Н. Шайдурова.

Таким образом, именно использование ИКТ в обучении детей-инофонов усиливает познавательную активность младших школьников.

В работе по формированию и развитию познавательной активности детей-инофонов важную роль играет внеурочная деятельность. Мои ученики могут на занятиях расширять свои знания, проявлять творческие способности. А именно:

– подобрать дополнительный материал об авторе произведения;

– подготовить выставку книг одного из авторов;

– найти дополнительный материал в энциклопедии;

– сочинить сказку, считалку, потешку, стихотворение.

Мой класс активен в школьной жизни: сотрудничает с библиотекой, школьным музеем, участвует в предметных неделях, конкурсах, викторинах, спектаклях. Ребята – активные члены школьной детской организации «Город друзей».

Применяя вышеизложенные методы, приёмы и формы работы, я достигла следующих результатов:

1. Становление речи на русском языке.

Все дети, которые при поступлении в школу плохо говорили по-русски или не говорили совсем, к концу первого класса стали понимать русскую речь и говорить по-русски.

2. Повышения уровня многонационального воспитания.

Повысился уровень воспитанности учащихся. Был сформирован сплочённый ученический коллектив.

3. Расширение знаний по русской и национальной культуре.

В конце 2 класса я проводила анкетирование детей («Какой предмет для тебя самый любимый, интересный?») Из 25 учащихся 23 назвали литературное чтение.

Поэтому главная цель, которую я ставила – развитие у детей устойчивого интереса к чтению – достигнута. Об этом свидетельствуют участие и победы моих детей в конкурсах чтецов, поэтов, в конкурсах сочинений. Дети так полюбили инсценировать, ставить мини-спектакли на уроках чтения, что с прошлого года я стала вести дополнительно театральный кружок «Сказка». К каждому празднику мы ставим большой музыкальный спектакль «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Стрекоза и муравей», «Муха-Цокотуха».

Анализ читательских формуляров в школьной библиотеке также показал, что все дети в моём классе являются активными читателями. Произошло и повышение техники чтения, и легче стал усваиваться программный материал по другим предметам, что привело к повышению качества успеваемости по всем предметам.

Количество просмотров: 8200  

Комментарии

Очень содержательный материал, реальная помощь в работе с детьми-инофонами

Страницы

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
1. Использование национально-регионального компонента в процессе обучения математики
2. Регионально-краеведческий компонент в межрегиональном образовательном сетевом взаимодействии специализированных образовательных учреждений
3. Новосибирск в задачах
4. Регионально-краеведческий компонент в учебно-воспитательном процессе
5. Использование текстов сибирского писателя А. Черноусова для организации и проведения уроков русского языка с элементами национально-регионального компонента
6. Роль регионально-краеведческого компонента в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
7. Использование компетентностного подхода в обучении химии
8. Поделки из бросового материала как метод развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
9. От школы до карьеры. Возможности олимпиадного движения в развитии гибких компетенций у старшеклассников
10. Использование технологии проблемного обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе
11. Пути формирования продуктивных речевых умений на уроках немецкого языка в начальной школе
12. «Семь дощечек мастерства» на пути к формированию технологической грамотности
13. Формирование межличностных отношений младших школьников в процессе коллективной деятельности
14. Педагогическая площадка «Отказываемся от стереотипов, развиваем страсть к изобретению нового!»
15. Ценнейший старт для формирования нового отношения к учебе
16. Воспитательный потенциал современного урока
17. Организация летней педагогической практики студентов ГАПОУ НСО СПО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им А.С. Макаренко» в ООЦ «Солнечный мыс – 2»
18. Музыка – важное средство нравственного и патриотического воспитания школьников
19. Активизация познавательного интереса при обучении чтению детей-инофонов
20. Важность совместного досуга родителей с детьми

Страницы

1. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы