«Семь дощечек мастерства» на пути к формированию технологической грамотности

 
 

Панафидина Елена Анатольевна,

учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 78 г. Новосибирска

 

«Семь дощечек мастерства» на пути к формированию технологической грамотности

23 апреля в школе № 105 состоялся Фестиваль технического творчества Калининского района города Новосибирска «MakerFest». Мои ребята – учащиеся 2 класса «Б» МБОУ СОШ № 78 – стали победителями одного из пятнадцати заявленных конкурсов «Танграм». А ведь с чего начинать подготовку учащихся к этому конкурсу, я даже и не представляла.

Пока я думала-решала, ребята принесли из дома танграм в деревянном варианте. Оказалось, что у многих есть эта удивительная головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры, изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.

Чтобы победить в районном конкурсе, необходимо было решить следующие задачи:

– собрать всевозможную информацию о танграмах;

– изучить историю происхождения традиционной китайской игры головоломки;

– рассмотреть всевозможные виды танграмов;

– исследовать, какие фигуры можно составить, используя танграм;

– изготовить танграмы;

– пробудить у ребят интерес к танграму и занимательной математике.

Как оказалось, игра была создана в Китае в 18 веке. Первой книгой по танграму является книга «Собрание фигур из семи частей» (Китай, 1803 г.). Издана она была на рисовой бумаге. Игра-головоломка «Танграм» получила широкое распространение в Китае. Там эта игра известна так же широко, как, например, у нас шахматы. Устраиваются даже специальные состязания на составление фигур с наименьшей затратой времени.

Танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, «упражняя свое терпение и находчивость». На острове Святой Елены у императора французов в 1804-1814 и 1815 годах был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения.

Цель игры заключается в складывании из 7 частей, полученных разрезанием квадрата определённым образом, различных фигурок, а также в придумывании новых.

Кажется, что игра очень проста. Всё, что требуется – это сложить из разбросанных деталей какую-либо фигуру. Но даже не всякий взрослый сможет решить самые простые комбинации фигур танграма. В процессе работы выяснилось, что есть несколько видов танграма: Колумбово яйцо, Листик, Вьетнамская игра, Монгольская игра, Волшебный круг, Гексамино, Пентамино.

Нам же фигуры нужно было собирать из традиционной и наиболее распространенной игры «Танграм». Начинали с самого простого: «Найди отличия», «Выбери по цвету», «Раздели фигуры на группы», «Найди похожие фигуры». Затем перешли к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. Начать решили лучше с составления зайца – это самая простая из фигур.

Следующий этап – создание проблемной ситуации: из каких фигур и каким способом можно создать заданную фигуру (прямоугольник, квадрат, большой треугольник и т.д.). Детям предлагалось несколько образцов изображений. Необходимо убрать те из них, которые невозможно сложить из заданных фигур. Были задания на развитие творческого воображения с элементами соревнования «У кого какая конфетка (бантик, домик и т. д.) получится?» Более сложной и интересной для ребят задачей является воссоздание изображений по образцам-контурам. Это упражнение требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. На завершающем этапе дети могли собирать изображения по своим замыслам. Картинка сначала задумывается мысленно, затем собираются ключевые отдельные части, после этого создается вся картинка.

За короткий промежуток времени мои ребята отлично подготовились к конкурсу и одержали победу в школьном, а потом и в районном конкурсе!

После победы мы решили продолжить работу в этом направлении. Некоторые ученики стали создавать компьютерный танграм. Выяснилось, что существует 70000 комбинаций этой игры, скучно не будет!

24 декабря 2018 года Министерством просвещения РФ была утверждена «Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы». Целью Концепции является создание условий для формирования технологической грамотности, критического и креативного мышления, глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации». Наше участие в вышеназванном Фестивале – первый шаг в реализации данной Концепции.

В новом учебном году я решила разработать программу кружка «Весёлый танграм», провести мастер-класс для педагогов школы «Использование головоломки «Танграм» для повышения мотивации учащихся к обучению и вовлеченности их в образовательный процесс», смотивировать всех учащихся и педагогов начальной школы на геометрические состязания, используя танграм.

В переводе с китайского языка «танграм» означает «семь дощечек мастерства». Квадрат, составленный из семи геометрических фигур, называют «доской мудрости». Велик образовательный и воспитательный потенциал танграма. У детей активно развивается зрительное внимание, память, воображение, логическое и конструктивное мышление, совершенствуются навыки ориентировки в пространстве, зрительно-моторная координация, произвольность поведения: умение играть по правилам и четко выполнять инструкции. С помощью этой игры-головоломки дети осваивают навыки зрительного анализа сложных геометрических форм, могут практически видоизменять плоскостные геометрические фигуры и создавать на их основе новые изображения.

Использованные сайты Интернета для написания статьи:

1. Танграм «Цирк». Ссылка: http://mamadelki.ru/raspechataj-i-sklej/tangram-cirk.html.

2. Танграм: от истории к современности. Ссылка: http://yun.moluch.ru/archive/2/119/.

3. «Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы». Ссылка: http://metod-nerch.ucoz.ru/publ/koncepcija_prepodavanija_predmetnoj_oblasti_tekhnologija_v_obrazovatelnykh_organizacijakh_rossijskoj_federacii_realizujushhikh_osnovnye_obshheobrazovatelnye/1-1-0-8.

Количество просмотров: 10983  

Добавить комментарий

1. Использование национально-регионального компонента в процессе обучения математики
2. Регионально-краеведческий компонент в межрегиональном образовательном сетевом взаимодействии специализированных образовательных учреждений
3. Новосибирск в задачах
4. Регионально-краеведческий компонент в учебно-воспитательном процессе
5. Использование текстов сибирского писателя А. Черноусова для организации и проведения уроков русского языка с элементами национально-регионального компонента
6. Роль регионально-краеведческого компонента в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
7. Использование компетентностного подхода в обучении химии
8. Поделки из бросового материала как метод развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
9. От школы до карьеры. Возможности олимпиадного движения в развитии гибких компетенций у старшеклассников
10. Использование технологии проблемного обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе
11. Пути формирования продуктивных речевых умений на уроках немецкого языка в начальной школе
12. «Семь дощечек мастерства» на пути к формированию технологической грамотности
13. Формирование межличностных отношений младших школьников в процессе коллективной деятельности
14. Педагогическая площадка «Отказываемся от стереотипов, развиваем страсть к изобретению нового!»
15. Ценнейший старт для формирования нового отношения к учебе
16. Воспитательный потенциал современного урока
17. Организация летней педагогической практики студентов ГАПОУ НСО СПО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им А.С. Макаренко» в ООЦ «Солнечный мыс – 2»
18. Музыка – важное средство нравственного и патриотического воспитания школьников
19. Активизация познавательного интереса при обучении чтению детей-инофонов
20. Важность совместного досуга родителей с детьми

Страницы

1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы