Скетчноутинг как нескучный способ конспектировать лекции

 
 

Богдан Светлана Федоровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 15» г. Новосибирска

 

Скетчноутинг как нескучный способ конспектировать лекции

Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления. Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания. Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью и длинными семиотическими структурами. В условном соревновании между профессионально написанными текстами учебников, ориентированных на вдумчивую работу мысли, и красочной виртуальной реальностью, возникающей на экране смартфона, логическая составляющая обучения уступает место визуальному восприятию, а визуальный контент начинает играть важную роль среди основных средств современной коммуникации.

Перед педагогом возникает профессиональная задача, которая, с одной стороны, состоит в установлении правильного соотношения уровня абстрактности и доступности изложения материала, с другой – приводит к поиску оптимальных путей восприятия достаточно большого объёма информации за малый промежуток времени. Один из возможных путей – сделать процесс обучения наглядным.

Методы визуализации используются в педагогике давно, и их успешное воздействие на процесс обучения общеизвестно. Ранее, возможно, понимание термина «визуализация» могло бы ограничиться понятием «наглядность», однако сейчас он наполнился качественно новым значением.

Полифункциональность визуализации выполняет, во-первых, ряд мыслительных операций, незаменимых в познании (зрительно-моторная координация, построение логических связей, воображение, функция эстетического восприятия и т.д.), во-вторых, обладая особенной когнитивной силой, позволяет решать следующие задачи:

  • выявление ключевых понятий в каждом разделе и существенных связей между элементами при переводе вербальной информации в невербальную (образную);
  • улучшение способности к «смысловой грануляции» и свёртыванию информации;
  • прояснение сути явлений через дополнительное наглядное структурирование информации;
  • стимулирование ассоциативного и логического мышления у учащихся.

В арсенале педагога уже существуют различные методы и приёмы структурирования визуального:

  • традиционные – диаграммы, опорные конспекты, структурно-логические схемы, таблицы, планы, презентации, тренажёры;
  • новые – кластер, ментальные карты (mind map), лента времени, коллаж, визуальная матрица, облако слов, постерная презентация, инфографика, скрайбинг и пр.

Основная задача этих образных представлений – сделать громоздкий и трудно понимаемый контент более понятным для восприятия и обучения, фактически используя компрессию (сжатие) информации.

Предлагаю рассмотреть ещё одно актуальное направление визуализации – скетчноутинг (от англ. Scetch – рисунок, эскиз и note – записывать, примечать).

Скетчноутинг – особая техника конспектирования, характерными элементами которой являются короткие тексты, сопровождаемые графическими иллюстрациями (визуальными изображениями), представленными в виде пиктограмм, символов, знаков.

Понятие “скетчноутинг” появилось от слова скетч – визуальная заметка, состоящая из рукописного текста, рисунков, схем и изобразительных элементов. Если говорить простым языком, то скетчноутинг – это визуальный способ фиксирования информации с минимальным количеством записанного текста. Этот кардинально новый вид контента прививает привычку моментально выделять суть из речи или текста и фиксировать на бумаге основные, самые главные мысли.

Учащиеся на уроках литературы, истории, обществознания много конспектируют, но всегда ли они возвращаются к своим конспектам (мы, учителя знаем, насколько бездумно наши учащиеся могут вести эти записи!) и всегда ли они конспектируют для себя (не для учителя!)? Скетчноутинг успешно решает эти проблемы, предоставляя возможность конспектировать творчески – создавать графические заметки в режиме реального времени (например, в ходе лекции или вебинара), после прочтения книг и просмотра фильмов, для визуализации планов. Основная информация обычно фиксируется в блокноте.

Термин Sketchnote впервые был придуман дизайнером Майком Роде. Он автор двух книжек по скейтчноутингу и возглавляет активную группу в сети Интернет под названием Sketchnote Army.

В основе скетчноутинга лежит теория двойного кодирования, предложенная в 1970 году Аланом Пайвио. Согласно этой концепции, мозг использует для обработки новых данных два канала: вербальный и визуальный. Скетчноутинг даёт возможность задействовать их одновременно.

Выполняется скетчноутинг от руки карандашом или цветными ручками либо при помощи графического редактора на персональном компьютере или планшетном ПК. Техника скетчноутинга не позволяет делать подробные конспекты, однако скетчи всегда просты и основаны на доступной системе перекрёстных ссылок.

Базовая структура скетчноутинга:

1. Заголовок. Прежде всего, необходимо обозначить тему, на которую будет составляться заметка.

2. Типографика – набор и вёрстка текста. Здесь можно экспериментировать со шрифтами, выделять ключевые слова большими буквами.

3. Диаграммы и рисунки. В скетчах выделяют пять базовых элементов для изображения идей и мыслей: квадрат, круг, треугольник, прямая линия и точка. Немногие знают, но с помощью этого набора можно передать практически любую информацию.

4. Написание текста от руки. Не нужно бояться просто записывать какие-то важные моменты обычным почерком. Скетчи – они на то и скетчи, что объединяют в себе визуальное и вербальное.

5. Разделители. Они используются для того, чтобы не смешивать между собой разную информацию. В качестве визуальных разделителей могут выступать подчеркивания, вертикальные и горизонтальные линии, с помощью которых можно визуально отделять одни идеи от других.  

6. Стрелочные указатели. С их помощью можно связывать блоки, направлять взгляд в нужной траектории.  

7. Маркеры абзаца – всевозможные звёздочки, точечки, галочки помогут расставить нужные акценты в скетчах.

8. Сигнатуры. Если контентмейкер планирует делиться заметками, их обязательно нужно подписывать, чтобы придать им авторство.

Преимущество скетча заключается в том, что для этого не нужно быть художником или обладать навыками рисования – это, прежде всего, отображение идей, а не искусство. Самое главное в скетчноутинге – развить не навыки рисования, а способность смотреть и видеть (в итоге нет никакой разницы, хорошо или плохо получился рисунок). Важно то, какие смыслы и информацию он в себя заключает. Идея, нарисованная на бумаге, мгновенно «оживает» в сознании ученика, а нам, учителям, остаётся лишь вербально уточнить детали.

При виде скетчноутинга в памяти неизбежно возникают ассоциации с опорными схемами, разработанными в конце прошлого века российским педагогом-новатором В. Ф. Шаталовым.  Во избежание ошибочного отождествления скетчноутинга и других видов графического «сжатия» информации, обозначим ряд отличительных особенностей скетчноутинга:

опорные схемы В.Ф. Шаталова

скетчноутинг

разрабатываются учителем для восприятия их учащимися

выполняются самим обучающимся

составляются заранее к определённому уроку в соответствии с его темой

создаются непосредственно в ходе прослушивания учебного материала

предполагают некоторую унификацию: составляются одинаково для всего класса в целях последующего одинакового воспроизведения материала

создаются индивидуально, несут на себе «отпечаток» личности автора

Таким образом, общими характерными особенностями скетчноутинга являются импровизация, уникальность, проявление личности автора.

Визуальные заметки скетчноутинг имеют несколько основных моделей:

  • линейные (стандартное расположение информации, по принципу того, как мы пишем в тетрадях обычные конспекты),
  • вертикальные (запись идет по принципу инфографики, сверху вниз),
  • лучеобразные (в центре ключевая идея, после чего идея развивается ответвлениями в разные стороны),
  • модульные (лист делится на несколько частей, после чего на каждую из них делаются разные записи),
  • небоскребы (проще сказать, скетчи «в столбик»),
  • попкорн (хаотичная структура, записывается информация по мере поступления).

Так как скетчи – это не просто фиксация услышанного, но и выражение личности автора, то важно дополнять свои работы комментариями (наблюдения, несогласия, свои идеи), юмором, а также экспериментировать с фишками (новые элементы, свои собственные шрифты).

В заключение отметим, что в насыщенной информационной среде владение учителем различными формами подачи материала во всем их многообразии свидетельствует о его профессионализме, способности гибко адаптироваться к вызовам информационной эпохи. Одной из таких способностей, на наш взгляд, выступает визуальное мышление, без которого не обойтись в эпоху высоких темпов развития информационных технологий и стремительного накопления информации.

Количество просмотров: 14106  

Добавить комментарий

1. Театрализованная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство развития личности ребенка
2. Театрализованная деятельность с использованием технологии критического мышления как средство развития личности ребенка
3. Театрализация как одно из направлений формирования речевой культуры обучающихся при изучении иностранного языка
4. Применение технологии проектной деятельности в обучении английскому языку младших школьников в контексте положений национального проекта «Образование»
5. Речевое развитие младших школьников посредством театрализованной деятельности на уроках английского языка
6. Учимся искусству понимать и ценить ИСКУССТВО
7. Театрализованное мероприятие «Конкурс чтецов» как средство развития личности у детей с нарушением слуха
8. Театрализованная деятельность как процесс активизации устной речи обучающихся с нарушением слуха
9. Библиотека превращается…
10. Театр начинается с детства
11. Скетчноутинг как нескучный способ конспектировать лекции
12. Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности младшего школьника с нарушением слуха
13. Формирование коммуникативной компетенции через внеурочную деятельность
14. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка на уроках физической культуры в условия реализации ФГОС НОО
15. Проблема целеполагания в современном образовании
16. Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности
17. Опыт организации и руководства исследовательскими работами младших школьников
18. Использование метода решения коммуникативных задач на уроках английского языка
19. Мы за чистоту русского языка…
1. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы