Театрализованная деятельность с использованием технологии критического мышления как средство развития личности ребенка

 
 

Анохина Людмила Георгиевна,

учитель английского языка высшей квалификационной категории

МБОУ гимназии № 9 г. Новосибирска

 

Театрализованная деятельность с использованием технологии критического мышления как средство развития личности ребенка

В настоящее время нет необходимости убеждать педагогов в важности и значимости личностно-ориентированного обучения. Становится очевидным, что не объём знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим образом присваивать, находить смысл, применять в жизни. Сейчас, согласно ФГОС, школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. те самые ключевые компетенции, определяющие современное образование. В современном мире нужно не присвоение готового знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. В этой связи всё более актуальным становится поиск новых форм ведения уроков, возникает необходимость использования проблемных ситуаций, диалоговых, игровых технологий.

В своей педагогической практике на протяжении последних 15 лет на разных уровнях обучения, практически по любой теме урока я использую технологию развития критического мышления через ролевую деятельность (далее – ТРКМЧП).

Технология развития критического мышления через ролевую игру помогает ученику:

– повысить эффективность восприятия информации, интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

– выработать умение критически мыслить, ответственно относиться к собственному образованию, работать в сотрудничестве с другими, желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология развития критического мышления через ролевую игру даёт возможность учителю:

– создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

– использовать модель обучения и систему эффективных методик, способствующих развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

– стать источником ценной профессиональной информации для коллег.

Все дети от природы имеют познавательный интерес, мотивацию к восприятию всего нового, как отмечает британский методолог Дж. Хармер. Но проблема, по словам учёного, заключается в том, как поддержать мотивацию на семьдесят восьмом уроке, на сто пятьдесят восьмой день?

Чтобы вызвать у ребёнка интерес, зажечь в нём искру любознательности, педагогу необходимо владеть специальными приёмами мотивации. ТРКМЧП предполагает целый ряд таких приёмов; в стандартах нового поколения большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. Все существующие технологии направлены на то, чтобы развить у обучающихся активное мышление и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Из множества существующих интерактивных форм урока я применяю театрализованные уроки-игры.

Театрализованная игра – это и творчество, и труд одновременно. В процессе игры у обучающихся развивается внимание, вырабатывается умение сосредоточиться, мыслить самостоятельно, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что в игре познают и запоминают новое, учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пополняют словарный запас, развивают фантазию. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в игру.

Так, например, в классах уровня основного общего образования с успехом использую ролевую игру в инопланетянина: на голову одному из обучающихся надевается самодельная антенны, затем подаются ему заранее приготовленные предметы (часы, ключ, ручка, линейка) или высказывается просьба указать на что-либо в классе (зеркало, компьютер, цветок, доска). Затем «инопланетянин» задаёт вопросы остальным обучающимся о том, что это за предмет и для чего он нужен людям.

Особой популярностью при закреплении изученного у ребят пользуется ролевая игра – дискуссия. На полосках бумаги большими буквами пишутся слова:

PSYCHOLOGIST, TEACHER, DOCTOR, PARENT, STUDENT

Философ Учитель Врач Пациент Ученик

Карточки раздаются самым лучшим ученикам: они играют роли экспертов и дают советы (согласно своему статусу) тем, у кого возникли проблемы в зависимости от темы урока. Я “неожиданно” получаю электронное письмо от мальчика или девочки, у которого возникла какая-либо проблема: зависимость к компьютерным играм, проблемы с одноклассниками, учителями, родителями, проблемы со здоровьем. Ребята вступают в дискуссию, дают дельные советы этому подростку. Зачитываю письмо классу:

“I get addicted to computer. I spend a lot of time in front of the screen. I enjoy watching films, play computer games. I go to bed late at night and can’t wake up in the morning. I feel tired all the time. I drink too much coffee. I don’t want to go out. My school marks are bad. I often argue with my parents. What should I do?”(«Я не могу оторваться от компьютера. Провожу много времени перед монитором. Мне нравится смотреть фильмы, играть в компьютерные игры. Ложусь спать поздно, а утром не могу проснуться. Чувствую себя усталым всё время. Пью слишком много кофе.  Мне не хочется идти гулять.  Оценки в школе стали плохими, и я часто ругаюсь со своими родителями. Что мне делать?»)

Затем «эксперты» представляют свое видение выхода из проблемной ситуации, строго соблюдая рамки «профессиональной компетенции», а потом уже и другие ребята (в устной или письменной форме) предлагают «экспертам» свои варианты решения проблемы.

Иногда, чтобы придать естественность учебно-речевой ситуации, договариваюсь с одним из учащихся, чтобы он по моему знаку прислал на мой телефон СМС, которое зачитываю классу. Тексты сообщений готовлю заранее.

Так, например, при изучении темы «EDUCATION» («Образование») зачитываю следующее сообщение:

«Dear teacher, I need your help. I have some difficulties in English because of my bad memory. My parents keep me off for multi-tasking while studying. They don’t understand that it helps me to concentrate. What should I do?» («Дорогой учитель! Мне нужна Ваша помощь. У меня проблемы с английским языком, и я думаю, что из-за плохой памяти. Мои родители считают, что я слишком многими делами занимаюсь одновременно во время выполнения домашнего задания. Они не понимают, что именно это и помогает мне сконцентрироваться. Что мне делать?»). Такую ролевую игру можно проводить при изучении любых тем. А для работы по теме «FOOD» («Еда») в 7 классе сообщение может быть таким:

“I love sweets and biscuits very much. Lately I have been hungry for chocolate. I can’t stop eating it. So I’ve gained 30 kilos and my family is worried about my overweight. What should I do to stop this harmful habit?”(«Я очень люблю конфеты и печенье. Недавно мне очень захотелось шоколада. Я ела шоколад и не могла остановиться. Я поправилась на 30 килограммов, и моя семья обеспокоена моим излишним весом. Что мне делать, чтобы расстаться с этой вредной привычкой?»)

При закреплении темы «Известные люди» использую ролевую игру Balloon Debate. Пятерым учащимся даётся задание вообразить себя каким-либо известным человеком. Все оказываются на воздушном шаре, который стремительно опускается вниз, и один из ребят должен быть выброшен за борт, чтобы спасти оставшихся. Каждый из участников игры должен доступно объяснить, почему именно его нельзя выбрасывать за борт.

Давно и с успехом мы с учениками 6-7х классов инсценируем сказку Шарля Перро «Красная шапочка» как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Дети с большим удовольствием получают роли, учат слова героев, конечно, на английском языке. До инсценировки идёт весёлое обсуждение сказки, ребята отвечают на мои вопросы, например:

– Что могло произойти, если бы Красная Шапочка не послушалась маму?

– Почему волк не стал сразу есть Красную шапочку в лесу?

– Что могло произойти, если бы бабушка не открыла дверь волку?

– Как вы думаете, мама правильно сделала, послав Красную шапочку идти одной по лесу?

– Хорошие были отношения между мамой и Красной шапочкой?

После этого учащиеся пересказывают сказку с несколько иным содержанием , со своим видением изменённых моментов сказки.

Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах. Меняются роли педагогов и обучающихся: ученики не сидят пассивно, а становятся главными действующими лицами на уроке, рассуждают, читают, пишут, обсуждают. Роль учителя в основном координирующая. Важно давать знания не в готовом виде, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках ТРКМЧП, способствует формированию у учащихся умений анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. И я учусь вместе с детьми! Как гласит китайская мудрость: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть, я запомню. Вовлеки меня, и тогда я постигну».

Количество просмотров: 10835  

Добавить комментарий

1. Театрализованная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство развития личности ребенка
2. Театрализованная деятельность с использованием технологии критического мышления как средство развития личности ребенка
3. Театрализация как одно из направлений формирования речевой культуры обучающихся при изучении иностранного языка
4. Применение технологии проектной деятельности в обучении английскому языку младших школьников в контексте положений национального проекта «Образование»
5. Речевое развитие младших школьников посредством театрализованной деятельности на уроках английского языка
6. Учимся искусству понимать и ценить ИСКУССТВО
7. Театрализованное мероприятие «Конкурс чтецов» как средство развития личности у детей с нарушением слуха
8. Театрализованная деятельность как процесс активизации устной речи обучающихся с нарушением слуха
9. Библиотека превращается…
10. Театр начинается с детства
11. Скетчноутинг как нескучный способ конспектировать лекции
12. Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности младшего школьника с нарушением слуха
13. Формирование коммуникативной компетенции через внеурочную деятельность
14. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка на уроках физической культуры в условия реализации ФГОС НОО
15. Проблема целеполагания в современном образовании
16. Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности
17. Опыт организации и руководства исследовательскими работами младших школьников
18. Использование метода решения коммуникативных задач на уроках английского языка
19. Мы за чистоту русского языка…
1. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы