Театрализованное мероприятие «Конкурс чтецов» как средство развития личности у детей с нарушением слуха

 
 

Вандакурова Вероника Игоревна,

учитель по развитию восприятия и воспроизведению устной речи
МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 
 
 

Кукушкина Елена Сергеевна,

учитель по развитию восприятия и воспроизведению устной речи

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Театрализованное мероприятие «Конкурс чтецов» как средство развития личности у детей с нарушением слуха

Ежегодно в нашей школе в рамках декады устной речи проводится конкурс чтецов для обучающихся всех классов. Тема последнего конкурса звучала как «Волшебный мир – театр». Выбранная тема актуальна, так как 2019 год в России объявлен Годом театра.

Главная цель конкурса чтецов – создать условия для развития устной речи и умения ее использовать в коммуникации, а также развитие личностных качеств обучающихся средствами театральной деятельности. Часто дети с нарушенным слухом лишаются возможности открыть свою индивидуальность; присутствуют трудности в координации и использовании своей речи в общении с окружающими. Для преодоления определенных недостатков в эмоциональном, эстетическом, личностном развитии существенную помощь в коррекционной работе оказывает использование элементов театрализованной деятельности:

– дети получают возможность раскрыться, найти своё место среди сверстников;

– происходит влияние на развитие личности ребенка и его социализации, а также на духовно-нравственное развитие;

– осуществляется развитие коммуникативных качеств личности;

– решаются коррекционные задачи обучения и воспитания.

Мы работаем с детьми с нарушением слуха. У детей данной категории имеется дефицитарность слухового восприятия, парциальное недоразвитие высших психических функций, системное нарушение речи и специфические особенности личности.

Личность ребенка с нарушением слуха формируется в условиях дефицита аудиальной информации (мало доступна выразительная сторона речи и музыки), что затрудняет процесс коммуникации с нормально слышащими людьми, обедняет социальный опыт ребенка. Такие дети имеют моторную неловкость, они эмоционально незрелы (эмоциональная сфера развивается с задержкой), у них снижена познавательная активность, затруднено понимание обращенной речи, имеются большие трудности приобщения к литературе.

Поэтому задачами конкурса чтецов являются:

– обогащение и активизация словаря, совершенствование монологической и диалогической речи, формирование грамматического строя речи, усваивание эталона правильного произношения;

– формирование у учеников слушательской и зрительской культуры;

– развитие умения использовать средства художественной выразительности;

– пропаганда театра, его значения в нашей жизни, воспитание обучающихся в рамках эстетического развития личности;

– выявление, поддержка и стимулирование талантливых исполнителей;

– знакомство с литературными произведениями великих поэтов;

– воспитание у учащихся любви к устной речи, этических и эстетических норм.

Условия проведения конкурса:

1. Отборочный тур для определения участников Конкурса проводит каждый учитель по развитию восприятия и воспроизведения устной речи.

2. Конкурс чтецов проводится за два дня (для начальной и старшей школы).

2. От учителя на Конкурс может быть представлено не более двух-трех участников.

3. Объем литературного произведения

 

Глухие

Слабослышащие

Младшие классы

8 строк

12 строк

Старшие классы

12 строк

16 строк

4. Стихотворение должно соответствовать тематике конкурса.

5. Не допускается повтор литературных произведений среди участников-конкурсантов.

В Конкурсе предусмотрены следующие номинации:

– Абсолютный победитель конкурса.

– Лучший исполнитель стихов среди детей старшего школьного возраста (глухой).

– Лучший исполнитель стихов среди детей старшего школьного возраста (слабослышащий).

– Приз в номинации «Лучший сценический образ».

– Приз зрительских симпатий.

– Приз в номинации «Самый артистичный исполнитель».

После прохождения отборочных туров в конкурсе приняли участие 20 человек. Ребята читали стихотворения о театре и его видах, об актерах и вживались в роли. Ведущими конкурса были студенты 4 курса НГПУ, проходящие педагогическую практику на базе нашей школы.

Выступающих оценивали по следующим критериям:

1) интонационная выразительность речи;

2) темп и ритм, выражаемые в длительности звучания и остановках, паузах, сила голоса;

3) выделение логического ударения;

4) внятность речи;

5) эмоциональная окраска речи, определяющая характер;

6) правильное литературное произношение;

7) отсутствие искажений стихотворного текста;

8) использование выразительных средств театра (мимики, жестов, поз, движений);

9) подбор костюма, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения.

Победитель каждой номинации определялся по набранной сумме баллов участника. Жюри конкурса определяло одного победителя в каждой номинации. Победители номинаций награждались дипломами и ценными призами. Все участники Конкурса получили поощрительные призы.

За несколько лет проведения Конкурса чтецов наблюдается положительная динамика в желании детей участвовать в нем:

Таким образом, чтение стихотворений с элементами театрализованной деятельности – важное средство развития у детей умения социализироваться и вступать в коммуникацию, способствует благоприятному развитию всех сторон устной речи, проявлению творческого потенциала личности и повышению мотивации к публичным выступлениям, развивает эмоциональную сферу ребенка, помогает проявлять эмпатию к персонажам произведения и разыгрываемым событиям.

Предлагаем вашему вниманию сценарий конкурса чтецов для старшей школы.

Конкурс чтецов «Волшебный мир – театр»

Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые участники, жюри и гости.  Мы приветствуем всех, сидящих в этом зале. Сегодня мы проводим конкурс чтецов «Волшебный мир театра».

Позвольте представить вам Жюри, которое будет оценивать конкурс:

директор школы…;

заместитель директора по учебно-воспитательной работе …;

заместитель директора по воспитательной работе …;

учитель 1 …;

учитель 2…;

учитель 3…;

учитель 4...

Ведущий 2: Наш конкурс посвящен празднику «День театра», который отмечается 27 марта. Ребята, что вы знаете о театре? Что такое «театр»? (слайд 2) Слово «театр» произошло от греческого «театрон» – «место, где собираются, чтобы посмотреть».

В1: В средние века спектакли показывали прямо на улицах. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене (слайд3)

В2: Уважаемые зрители! Скажите, кто работает в театре? Актёры Режиссёр Художники Гримёры Костюмер (слайды 4-9)

В1: Ребята! А что можно увидеть или услышать в театре? Аплодисменты Гардероб Сцена (слайды). Молодцы ребята!

В2: Каждый из нас хоть раз в жизни был в театре и помнит то настроение, которым проникаешься с той минуты, как только заходишь в само здание. Да, атмосфера чего-то необычного, торжественного, праздничного, фантастического не покидает ни на минуту. Спокойствие и аккуратность, неторопливость и дружелюбие работников театра создают необычную атмосферу уюта, загадочности, волшебства.

В1: Раздаётся 1 звонок, потом 2 и, наконец, 3. Зрители рассаживаются на свои места, тихо звучит музыка, лампы медленно гаснут. Каждый зритель ждёт чуда. И оно происходит, на сцене появляются артисты. Вот оно, действие началось (звучат три звонка).

В1: Стихотворение Елены Сотниковой «Про актеров» читает Г. Полина ученица 9 В класса.

В1: Стихотворение читал К. Павел ученик 6 Б класса, «Весь мир-театр», автор Бутримова Ирина.

В2: Г. Алина ученица 8 Б класса, прочтет монолог Жака из комедии «Как вам это понравится», автор Уильям Шекспир.

В1: Стихотворение «Какое чудо оказаться в сказке» прочтет Т. Александр ученик 8 Б класса.

В2: На сцену приглашаем М. Михаила, ученика 7 А класса, стихотворение Львовского Марка «Разносторонний артист».

В1: Уважаемые зрители, вы прослушали несколько стихов о театре. А какие виды театров вы знаете? Правильно. А сейчас поиграем, будем отгадывать виды театров (слайды 20-33). Молодцы!

В2. А мы продолжаем наш конкурс. Стихотворение Агни Барто «Квартет» читает К. Алина, ученица 6 А класса.

В1: Предлагаем вам прослушать стихотворение Натальи Соколовой «Театр кукол», читает С. Влад, ученик 6 Б класса.

В2: Встречайте следующую участницу нашего конкурса М. Владу, ученицу 7 Б класса, она прочтет нам стихотворения из цикла Берестова Валентина «В кукольном театре»: «Рука-артистка», «Королева».

В1: Стихотворение «Детский театр» Соколовой Натальи читает П. Артем ученик 6 А класса.

В2: Ученики 7 Б класса Н. Елена «Солидная дама пяти с лишнем лет …», автор Усачев Андрей.

В1: Г. Дарья ученица 9 В класса выступит со стихотворением Григорьевой Татьяны «Волшебный мир – театр».

В2: А у нас – Антра́кт (фр. entracte, от entre – между и acte – действие) – это перерыв между действиями театрального спектакля. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра. В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок в туалетной комнате, а также познакомиться с различными фотографиями артистов театра, которые развешаны по стенам фойе.

В1: Мы не отправимся в буфет, мы предлагаем посмотреть веселую историю (видеоролик). Ребята, разве можно так себя вести во время антракта? (Ответ детей, нет) Во время антракта нужно разговаривать вполголоса, в буфете соблюдать очередь.

В2: А всегда ли мы понимаем, зачем люди ходят в театр? Послушайте стихотворение «Вредные советы», автор – Григорий Остер, читает К. Сергей, ученик 11 Б класса.

В1: Ангелина С., ученица 7 Б, прочтет стихотворение Ломовцева Владислава «Театр».

В2: Следующее стихотворение Нарышкиной Розы «Театр» читает Арина С., ученица 7 Б класса.

В1: Сегодня мы услышали много замечательных стихотворений. Дорогие друзья, всем спасибо! А на этом наш конкурс чтецов заканчивается. Предоставляем слово жюри.

В2: А закончить нашу встречу мы хотим следующими словами: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности». До свидания!

Количество просмотров: 9379  

Добавить комментарий

1. Театрализованная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство развития личности ребенка
2. Театрализованная деятельность с использованием технологии критического мышления как средство развития личности ребенка
3. Театрализация как одно из направлений формирования речевой культуры обучающихся при изучении иностранного языка
4. Применение технологии проектной деятельности в обучении английскому языку младших школьников в контексте положений национального проекта «Образование»
5. Речевое развитие младших школьников посредством театрализованной деятельности на уроках английского языка
6. Учимся искусству понимать и ценить ИСКУССТВО
7. Театрализованное мероприятие «Конкурс чтецов» как средство развития личности у детей с нарушением слуха
8. Театрализованная деятельность как процесс активизации устной речи обучающихся с нарушением слуха
9. Библиотека превращается…
10. Театр начинается с детства
11. Скетчноутинг как нескучный способ конспектировать лекции
12. Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности младшего школьника с нарушением слуха
13. Формирование коммуникативной компетенции через внеурочную деятельность
14. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка на уроках физической культуры в условия реализации ФГОС НОО
15. Проблема целеполагания в современном образовании
16. Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности
17. Опыт организации и руководства исследовательскими работами младших школьников
18. Использование метода решения коммуникативных задач на уроках английского языка
19. Мы за чистоту русского языка…
1. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы