Опыт организации и руководства исследовательскими работами младших школьников

 
 

Осинцева Алефтина Викторовна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47 им. Михина М.Ф.» г. Новосибирска

 

Опыт организации и руководства исследовательскими работами младших школьников

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка и формирования его активной позиции в учебном процессе. Во ФГОС нового поколения особое значение уделяется вопросам формирования личностных универсальных учебных действий, основанных на системности и целостности, в том числе исследовательской деятельности.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Работая в этом направлении, школьники учатся размышлять, прогнозировать, предвидеть, формируют адекватную самооценку, приобретают навыки работы в ситуации «экзамена».

Данное направление считаю приоритетным в своей педагогической деятельности, в результате которой был приобретен и накоплен определенный опыт организации и руководства проектно-исследовательской деятельностью младших школьников.

Успешность работы в данном направлении обусловлена активностью и результативностью моих учеников в НПК разных уровней. Обучающиеся принимают активное участие в школьных, районных, городских и всероссийских НПК и проектах. С каждым годом растет познавательный интерес к выполнению исследовательских работ, повышается активность учеников и уровень их подготовки, о чем свидетельствует наличие победителей и лауреатов. С 2014 года мною были подготовлены к НПК разного уровня 35 обучающихся 1-4 классов и 2 человека из 9, 11 классов (в 2016-2017 учебном году исполняла обязанности методиста по работе с одаренными детьми). Все ученики на высоком уровне справились с исследовательскими работами и успешно выступили на городских и районных НПК «Мое первое открытие», «В мире тайн», НОУ «Сибирь» и других.

Юные исследователи радуются любой победе, но, конечно, самыми значимыми достижениями обучающихся на данный период являются победы во Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся «Юный исследователь», организованном Малой академией наук «Интеллект будущего» (г. Обнинск), который входит в Международную образовательную программу "Умная планета" («Smart Planet»).

За высокие результаты в конкурсах и проектах Международной образовательной программы «SMART PLANET» имена моих учеников-исследователей были опубликованы в книгах «Ими гордится Россия», «Лидеры нового поколения» и «Страна талантов».

Таких результатов мне удалось достигнуть благодаря целенаправленной работе по проектно-исследовательской деятельности, система которой формировалась и выстраивалась годами. Данная работа осуществлялась мною по 3 направлениям: в рамках уроков; на внеурочных занятиях (кружки «Умники и умницы», «Мастерская речевого творчества», «Здоровячок») и во внеклассной работе. 

Работа организуется с 1 класса, постепенно, начинается с включения в учебно-воспитательный процесс отдельных заданий и элементов. В начале – доступные исследования, выполняемые на уроках русского языка, математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. Оформление результатов исследований представляются, в основном, в виде творческих работ, вклад каждого ребенка в общий проект обязателен. Например, «Древо моей семьи», «Питание и здоровье», «Цифры», «Моя любимая буква», «Мой класс, моя школа» и другие.

Далее, в процессе формирования у обучающихся определенных исследовательских умений, отдельные ребята переходят к индивидуальным исследовательским проектам. В первую очередь, в эту работу включаются самые смелые и одаренные дети, затем возникает познавательный интерес и у других учеников класса.

Для активизации детей и формирования устойчивого интереса к исследованиям организуются презентации детских исследовательских работ самими ребятами, проводятся демонстрации опытов и экспериментов, мастер-классы по проведению социологических опросов, интервью, показываются созданные ребятами видеоролики, фотоотчеты и др. Младшие школьники, в силу своего возраста, не могут полностью самостоятельно работать над исследованием, им необходима организующая, руководящая и направляющая помощь. В организации исследовательской работы большую роль, безусловно, играет педагог, так как мотивировать ребенка на познавательную, творческую, исследовательскую деятельность может только заинтересованный и нацеленный на результат учитель. Но эффективность работы над исследовательскими проектами возможна только при совместном тесном взаимодействии и сотрудничестве учителя, ребенка и родителей (правило «триединства»).

Для мотивации родителей я организую обучающие мастер-классы по исследовательской деятельности, выступления детей на родительских собраниях, презентации готовых оформленных работ учеников и, конечно же, их достижений. Данные агитационные мероприятия очень действенны. Как правило, многие родители готовы включиться в совместную работу с ребенком, но, как показывает практика, основные их опасения и риски связаны с незнанием данного вида деятельности. Поэтому педагогу необходимо сначала познакомить родителей со спецификой исследовательской работы, объяснить основные этапы.

Организация исследовательской деятельности включает в себя 6 основных этапов: Проблему, Проектирование, Исследование, Выводы, Защиту и Оценку результатов и процесса исследовательской деятельности. Помощь педагога на разных этапах обязательна, но она различна.

І этап. Проблема (Подготовка к исследовательской работе)

Роль учителя на данном этапе очень важна. Педагог помогает ученику и родителям определиться в постановке проблемы и выборе темы исследования. При возникновении затруднений учитель советует тему исследовательской работы на основании интересов, наклонностей ребенка, его проявления к изучаемым предметам или возникшей проблемной ситуации во время учебного процесса и др. Далее определяется актуальность и новизна предполагаемого исследования, формулировка цели, задач и выдвижение гипотезы. На этом этапе учителю очень важно заинтересовать, мотивировать участников исследования и побудить их к дальнейшим практическим действиям.

ІІ этап. Проектирование (Планирование исследовательской работы)

На этапе проектирования (планирования) исследовательской работы роль педагога по-прежнему очень значима. В процессе совместного обсуждения определяется структура исследовательской работы, вырабатывается план реализации проекта (определяются источники информации, выбор методов исследования и способа представления результатов, оформление работы, планирование итогового продукта и формы защиты). В заключении разрабатывается предварительный план работы и определяются сроки выполнения исследовательской работы на разных ее этапах. План в процессе деятельности может быть изменен, дополнен, уточнен, расширен.

ІІІ этап. Исследование (Процесс исследования, эксперимента)

В процессе работы на этапе «Исследование» роль педагога меняется. Учитель косвенно руководит деятельностью учеников, наблюдает за выполнением процесса исследования, советует, отвечает на вопросы, корректирует. Родители при необходимости оказывают помощь ребенку и помогают в выполнении поставленных задач: проведении исследования (опросов, анкетирования, эксперимента, опытов, интервью и т. д.), сборе, обработке, систематизации, фиксации предварительных результатов работы, составлении промежуточных отчетов и выводов по исследованию.

ІV этап. Выводы (Формулирование результатов и оформление работы)

Здесь учитель выступает в роли консультанта и при необходимости корректировщика (указывает на недочеты, рекомендует доработать/исправить некоторые пункты, помогает в формулировке выводов и результатов исследования, оформлении титульного листа, литературы, приложения и т. д.). Ребенок принимает активное участие в обсуждении, задает вопросы, помечает свои недоработки и в течение спланированного по чек-листу периода оформляет работу согласно общепринятым правилам. Родители выступают в роли «помощника».

V этап. Защита (Отчет и защита исследовательской работы)

На этапе «Защиты исследовательской работы» педагог выступает в двух ролях: советчика и слушателя. Данный этап предполагает разбивку на два подпункта: подготовку презентации к публичной защите работы и саму защиту. При подготовке педагог дает советы ученику как правильно выстроить выступление, корректирует текст защиты, просматривает стендовый материал к работе или продукт, полученный в результате исследования. Далее учитель слушает выступление ребенка и по ходу презентации задает уточняющие и конкретизирующие вопросы, на которые ребенок должен подготовить ответы к публичной защите, а также обращает внимание на важность соблюдения временных рамок при презентации работы (5-7 минут). Родители присутствуют на репетиции, и, с учетом замечаний учителя, готовят дома с ребенком выступление. Далее идет публичная защита исследовательской работы, которая проходит, как правило, в большой аудитории и в присутствии большого количества слушателей.

VІ этап. Оценка (Анализ результатов работы)

Подведение итогов работы на данном этапе организует учитель. Во время обсуждения проговариваются только позитивные результаты ребенка, так как выполненная работа – это уже достижение ученика, его победа, которая является движением вперед! Очень важно в этот момент дать положительную оценку его работе. Интересным приемом работы является рефлексия в форме «группового интервью», оно содержит высказывания слушателей в виде пожелания или совета. Немного позже, в присутствии родителей, проводится анализ и самоанализ выполненного исследования и достигнутых в процессе работы результатов, а также определяются дальнейшие перспективы.

Для удобства организации исследовательской деятельности и отслеживания выполненных/невыполненных в ходе работы мероприятий я разработала чек-лист, который отражает основные шаги в работе над исследовательскими проектами (работами).

Этапы работы, мероприятия

Сроки

Отметка о выполнении

Примечание

 

І этап. Проблема (Подготовка к исследовательской работе)

 

 

 

1

Постановка проблемы, выбор темы и ее конкретизация

 

 

 

2

Определение актуальности и новизны исследования

 

 

 

3

Постановка цели, формулирование задач

 

 

 

4

Выдвижение гипотезы

 

 

 

5

Обсуждение методов исследования

 

 

 

 

ІІ этап. Проектирование (Планирование исследовательской работы)

 

 

 

6

Выстраивание путей решения проблемы

 

 

 

7

Определение источников информации

 

 

 

8

Рассмотрение структуры исследовательской работы

 

 

 

9

Обозначение разделов для теоретической части

 

 

 

10

Выбор методов исследования для практической части

 

 

 

11

Выбор формы представления результатов и итогового продукта

 

 

 

 

ІІІ этап. Исследование (Процесс исследования, эксперимента)

 

 

 

12

Проведение исследования (опрос, анкетирование, эксперимент, опыты и т. д.)

 

 

 

13

Сбор и систематизация материалов

 

 

 

14

Фиксация предварительных результатов работы

 

 

 

15

Решение промежуточных задач

 

 

 

16

Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе работы

 

 

 

 

ІV этап. Выводы (Формулирование результатов и оформление работы)

 

 

 

17

Анализ полученных данных и формулирование выводов

 

 

 

18

Проверка работы и устранение ошибок и недочетов

 

 

 

19

Подготовка презентации к защите работы

 

 

 

20

Составление текста выступления на защите работы

 

 

 

21

Репетиция выступления, устранение замечаний

 

 

 

22

Публичная защита исследовательской работы

 

 

 

 

V этап. Защита (Отчет и защита исследовательской работы)

 

 

 

23

Подготовка предварительного текста выступления

 

 

 

24

Доработка текста защиты с учетом замечаний и предложений

 

 

 

25

Подготовка презентации работы к публичной защите

 

 

 

26

Подготовка стендового материала, созданных продуктов

 

 

 

27

Репетиция презентации защиты исследовательской работы

 

 

 

28

Публичная защита исследовательской работы

 

 

 

 

VІ этап. Оценка (Анализ результатов работы)

 

 

 

29

Подведение итогов работы: позитивные результаты (дипломы, положительные отзывы слушателей, приглашение выступить в других местах, применение исследования и т. д.)

 

 

 

30

Рефлексия в форме «группового интервью»; содержит высказывания слушателей в виде пожелания, совета

 

 

 

31

Анализ выполнения исследования, достигнутых результатов, самоанализ и самооценка деятельности

 

 

 

32

Выстраивание дальнейших перспектив работы

 

 

 

Представленный чек-лист очень удобен как для учителя, так и для учащихся. С его помощью планируется работа над исследовательским проектом, отмечаются предварительные сроки выполнения каждого этапа, фиксируется отметка о выполнении (или не выполнении запланированного) и при необходимости в графу «примечание» вносятся корректировки по новым срокам выполнения.

Такая организация работы, на мой взгляд, очень эффективна и дает высокие положительные результаты. Участвуя в исследовательской деятельности, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль. В процессе выступления ученики осваивают опыт публичной защиты результатов своей исследовательской работы, приобретают навыки работы в ситуации «экзамена», что, безусловно, является очень важным и пригодится для дальнейшей деятельности. Исследовательская деятельность для моих учеников стала средством для развития познавательной активности и возможности проявить себя и в других направлениях. Практически все учащиеся класса очень активно и с удовольствием участвуют и побеждают в различных районных, городских, Всероссийских и Международных конкурсах. В этом учебном году моими учениками уже выполнены 10 исследовательских работ по разным номинациям, которые отправлены на Международный конкурс исследовательских работ учащихся «Юный исследователь».

Обобщение опыта работы по организации и руководству исследовательскими работами младших школьников представлены мною педагогическому сообществу на НПК, семинарах, педагогических советах, методических объединениях, а также в форме публикаций. Материалы опубликованы на образовательных порталах и сайтах «Инфоурок», «Продленка», «Завуч.инфо», «Копилка уроков», «Урок.РФ» и других. Имеются положительные отзывы, рецензии и последователи, которые активно используют мой опыт работы в данном направлении.

В перспективе планирую создать творческую группу учащихся-исследователей, которая будет под моим руководством выполнять роль организаторов и консультантов исследовательской деятельности среди одаренных детей младших школьников.

Количество просмотров: 12625  

Комментарии

Отличная статья
Спасибо!

Страницы

Добавить комментарий

1. Театрализованная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство развития личности ребенка
2. Театрализованная деятельность с использованием технологии критического мышления как средство развития личности ребенка
3. Театрализация как одно из направлений формирования речевой культуры обучающихся при изучении иностранного языка
4. Применение технологии проектной деятельности в обучении английскому языку младших школьников в контексте положений национального проекта «Образование»
5. Речевое развитие младших школьников посредством театрализованной деятельности на уроках английского языка
6. Учимся искусству понимать и ценить ИСКУССТВО
7. Театрализованное мероприятие «Конкурс чтецов» как средство развития личности у детей с нарушением слуха
8. Театрализованная деятельность как процесс активизации устной речи обучающихся с нарушением слуха
9. Библиотека превращается…
10. Театр начинается с детства
11. Скетчноутинг как нескучный способ конспектировать лекции
12. Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности младшего школьника с нарушением слуха
13. Формирование коммуникативной компетенции через внеурочную деятельность
14. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка на уроках физической культуры в условия реализации ФГОС НОО
15. Проблема целеполагания в современном образовании
16. Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности
17. Опыт организации и руководства исследовательскими работами младших школьников
18. Использование метода решения коммуникативных задач на уроках английского языка
19. Мы за чистоту русского языка…
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы